«Мейерхольд. Театр будущего»: обзор конференции в ГИТИСе

«Мейерхольд. Театр будущего»: обзор конференции в ГИТИСе
Всеволод Мейерхольд в спектакле "Акробаты", 1903

Продолжаются проекты и мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения великого мастера театра, режиссера-новатора Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 18 и 19 апреля 2024 в ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего».

Организаторы конференции:

Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Государственный институт искусствознания
Российский государственный институт сценических искусств
Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина
ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий
Балтийский федеральный университет имени И. Канта

Перед началом конференции приветственные слова произнесли ректор ГИТИСа Г. А. Заславский и директор Государственного института искусствоведения Н. В. Сиповская. В открытии приняли участие проректор по научной работе ГИТИСа Е. С. Лосева-Демидова и заведующий Сектором изучения и публикации наследия Вс. Э. Мейерхольда Государственного института искусствознания В. А. Щербаков.

На пленарном заседании (модератор: Д. В. Трубочкин) выступили специалисты в области изучения театрального искусства и, в частности, наследия Вс. Э. Мейерхольда.

В конференции приняли участие 33 докладчика. Программа конференции включила в себя четыре тематические секции.

Модератором секции «Мейерхольд за рубежом: идеи, приемы, влияния» стал В. А. Щербаков (Москва, ГИИ). Докладчики рассмотрели многочисленные круги контекста, окружающие творчество Мейерхольда:

«Мейерхольд и немецкие кабаретисты 1910-х годов» (Е. Пенская, А. Михайленко),
«Мейерхольд и Маяковский – взаимное влияние в “Мистерии Буфф”» (Н. Осис),
«Влияние творческого наследия Всеволода Мейерхольда на художественную систему Ежи Гротовского» (С. Васильев),
«Взаимодействие театра и кино: Э. Пискатор и В. Э. Мейерхольд» (Л. Григорьева).

Любопытный доклад «Следы эстетики пластической выразительности актера японского традиционного театра Кабуки в биомеханике Вс. Мейерхольда» подготовил В. А. Нижельской (арт-директор Ryutsu Keizai University, Чиба, Япония), установивший понятийные и структурные соответствия между театром Мейерхольда и японской театральной традицией. Особый интерес вызвал доклад М. М. Гудкова (СПбГУ, Санкт-Петербург) о несостоявшихся американских гастролях ГосТиМа «“К сожалению, шансов на визит Мейерхольда в Америку становится все меньше и меньше…” (Организатор гастролей ГосТиМа в США – импресарио Сидни Росс)».

Секцию «Режиссерский метод Мейерхольда: эволюция и революция» модерировал профессор А. А. Чепуров (Санкт-Петербург, РГИСИ). В рамках секции с докладом «Мейерхольд в Оперном театре им. К. С. Станиславского: состоявшееся и несостоявшееся» выступил Д. В. Абаулин, руководитель литературно-драматургической части МАМТа. Доклад Е. А. Вдовиной (Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина) был посвящен малоизученной теме – «Мейерхольд на радио: малоизвестные страницы творческой биографии Мастера».

Междисциплинарная секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда (модератор: Е. В. Кучинов, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. И. Канта).

Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» (совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий) включила в себя мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актера со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актера были задействованы цифровые технологии (компьютерная стабилометрия). Мастер-класс по классическим биомеханическим этюдам провел А. А. Левинский, актер и режиссер, преподаватель ГИТИС, изучавший биомеханику в 1970-х под руководством Николая Георгиевича Кустова – педагога в школе при Театре Мейерхольда.

В первый день конференции состоялась презентация двух книг первого тома документального труда «Мейерхольд Вс. Э. Наследие. Спектакли: „Ревизор“ Подготовка сценического текста» (редакторы-составители и авторы комментариев О. М. Фельдман и В. А. Щербаков, подготовка текстов Н. Н. Панфилова и О. М. Фельдман Редактор 3. П. Удальцова. М.: ГИТИС, 2023). Это издание – продолжение проекта «Наследие В. Э. Мейерхольда», начатого Олегом Максимовичем Фельдманом (1937-2021). Фельдман больше 25 лет заведовал сектором изучения и публикации наследия В.Э.Мейерхольда в Государственном Институте искусствознания. Цель «Наследия» – публикация архива режиссера и архивных материалов, связанных с его судьбой, воссоздание этапов творческого пути Мейерхольда на документальной основе. В рамках проекта было выпущено несколько томов «Мейерхольдовских сборников», два последних – «В.Э.Мейерхольд. Лоскуты для костюма Арлекина» и «Дело № 537. Документы следственного дела В.Э.Мейерхольда» – после его смерти завершил и подготовил к публикации Вадим Щербаков, ныне заведующий мейерхольдовским Сектором в ГИИ. Он и представил на конференции научный труд, в котором подробно воссоздан ход работы Мейерхольда над одним из его главных спектаклей – «Ревизор» (1926).

В рамках конференции состоялась дискуссия режиссеров «Идеи Мейерхольда в современном театре и театральной школе». Влияние Мейерхольда на современную сцену и театральное образование обсудили худрук Национального театра Греции Стафис Ливафинос, основатель итальянской Экспериментальной школы актера Ферруччо Меризи, худрук Александринского театра Валерий Фокин, экс-худрук Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки (1994-2022) Михаил Резникович, худрук «Московского театра Эрмитаж» Михаил Левитин, преподаватель кафедры режиссуры драмы ГИТИС Олег Долин, декан режиссерского факультета ГИТИС Екатерина Гранитова-Лавровская и профессор ГИТИС Александр Бармак.

Завершил конференцию показ спектакля. Студенты Мастерской Владимира Андреева (художественный руководитель – Ольга Якушкина) сыграли в 26 аудитории ГИТИСа трагедию «Макбет» в постановке Алексея Левинского.

Видеозапись конференции доступна на YouTube канале ГИТИС.

Екатерина РОМАНОВА