Театр «Практика» представил в Музее Москвы премьеру оперы Николая Попова «Аскет» об академике Сахарове

«Часы судного дня»
Театр «Практика» представил в Музее Москвы премьеру оперы Николая Попова «Аскет» об академике Сахарове
"Аскет". Фото Театр Практика, официальный сайт

Премьера состоялась 31 мая. Впервые главным героем оперы стал академик, лауреат Нобелевской премии мира (1975) Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989). В прошлом году отмечалось 100-летие со дня его рождения, что и побудило постановщиков обратиться к личности выдающегося ученого и правозащитника ХХ века.

О команде

Спектакль создан союзом КПД: междисциплинарная творческая единица объединяет композитора Николая Попова, режиссера Юрия Квятковского (вместе с Поповым он курирует Лабораторию молодых композиторов и видеохудожников CEAMMC Multimedia Lab) и драматурга Михаила Дегтярева. В фокусе исследований КПД лежит документальная реальность и препарирование духа времени.

Над спектаклем работали музыкальные руководители Александра Дёшина и Ольга Власова, художник Нана Абдрашитова, хореограф Светлана Макаренко. Музыканты – Игнат Красиков, Венедикт Пеунов, Сергей Полтавский, Юлия Мигунова, Инна Зильберман, Глеб Хохлов. В ролях — Александр Суворов, Илья Барабанов, Ирина Петрова, Светлана Макаренко, Виктория Киприянова, Кристина Ким, Дина Мухамедшина, Юля Рогозинская, Алексей Жеребцов.

Показы проводились театром «Практика» и Мастерской Брусникина совместно с фестивалем актуальной музыки SOUND UP. Партнер проекта — Центр электроакустической музыки Московской консерватории – СЕАММС.

О музыке

Подзаголовок спектакля — «Страсти по Андрею» — отсылает и к жанру пассионов, и к первоначальному названию фильма Тарковского, позже переименованного в «Андрея Рублева». При этом опера «Аскет» не пересказывает биографию Сахарова. Режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярев создали многомерный сценический проект, сочетающий в себе черты документального театра, оперы и мистерии, переведя идею академика Сахарова о существовании множества Вселенных на метафорический язык искусства.

Материалом, из которого современный композитор творит музыку, может быть абсолютно любой объект – станок, прибор, улица. Николай Попов сделал звучащими все предметы на рабочем столе Сахарова, поэтому от исполнителя главной роли требовался и голос, и перкуссионные способности. Академика играет профессиональный музыкант Александр Суворов, заслуженный артист РФ, профессор кафедры ударных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных, солист РНО, концертмейстер группы ударных РНО).

Сто секунд

В опере есть номер «Часы Судного дня» (так называется проект журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков», начатый в 1947 создателями первой американской атомной бомбы – часы показывают время, оставшееся до полуночи, т.е. до техногенной мировой катастрофы, это метафорическая оценка риска, которому подвергается наша цивилизация). Каждый объект, который появляется на сцене, звучит определенное количество раз за 100 секунд: в данный момент стрелки Часов Судного дня показывают 23:58:20.

«“Аскет” не пересказывает биографию физика, но помогает осмыслить «трагический архетип» человека науки, одержимого загадками бытия. Факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса. Семь частей оперы вторят семи дням Страстной недели.

В финале оперы завороженный Вселенной и ее тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, чей цикл – от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета — обречен на бесконечные повторения». (Цитата с сайта театра «Практика»)

Авторы о проекте

Николай ПОПОВ: «Музыкальный проект “Аскет” — это многоуровневое и нелинейное произведение. Мы опираемся на биографию ученого, чтобы в формате документальной оперы-мессы выразить его основные жизненные принципы».

Юрий КВЯТКОВСКИЙ: «Представьте, что человеческий разум, разнообразие логических размышлений, чувства и ассоциации превратились в мультимедийную партитуру. О чем может мечтать, и в какие уголки вселенной в своем воображении может попадать академик Сахаров, — вот вопросы, которые нас будоражат».

Михаил ДЕГТЯРЕВ: «Познание Вселенной во всех ее проявлениях – от вопросов морали до космологических проблем — придает жизни черты высокой трагедии. Ее суть в том, что поиск истины никогда не заканчивается и всегда остро воспринимается людьми любой эпохи. В “Аскете” мы исследуем этот трагический архетип сквозь призму судьбы великого ученого и общественного деятеля, его идей и их последствий».

«МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм