«Страсти по Матфею» в Московской филармонии (24 апреля 2024, Концертный зал им. Чайковского)

«Страсти по Матфею» в Московской филармонии (24 апреля 2024, Концертный зал им. Чайковского)
Лоренцо Лотто (1480—1556). Распятие, ок. 1529-1534

Московская филармония завершает абонемент «Бах. Гендель» концертом 24 апреля 2024, где прозвучат «Страсти по Матфею» Баха в исполнении солистов, ансамбля Questa Musica и Хора мальчиков хорового училища имени А. В. Свешникова под управлением Филиппа Чижевского. Солисты: Елене Гвритишвили (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Андрей Немзер (контратенор), Михаил Нор (тенор), Сергей Годин (тенор), Игорь Подоплелов (бас-баритон), Демьян Онуфрак (бас), Илья Татаков (бас-баритон).

«Страсти по Матфею» – духовная оратория о Страстях Христовых по Евангелию от Матфея, – были написаны Бахом для исполнения в Страстную пятницу 11 апреля 1727 в лейпцигской церкви св. Фомы, где он служил в качестве органиста и кантора. В 1736 году Бах переработал “Страсти”, и именно эта версия лежит в основе всех современных исполнений. При жизни Баха «Страсти» звучали трижды, затем оказались забыты почти на столетие; в 1829 они с успехом были исполнены в Берлине под управлением Феликса Мендельсона – и исполняются во всем мире по сей день.

«Не делая уступок театральному трюкачеству, Бах представляет своим слушателям роскошную драматическую инсценировку библейских событий. Основываясь на техниках, использованных в Страстях по Иоанну и в наиболее драматичных из числа собственных церковных кантат, Бах проявляет при решении этих задач талант прирожденного драматурга. Древние греки смотрели свои театральные постановки с каменных скамей театра; баховские современники, жители Саксонии XVIII века, почти три часа сидели на деревянных скамейках, и все это время музыкальные снаряды Баха обрушивались на их головы. Подобно тому как образованные греки, знакомые с мельчайшими подробностями трагедии об Эдипе – с ее кровавыми перипетиями, попранием норм морали, с несчастьями ее героя и его падением, – еще могли быть захвачены медленным, хорошо контролируемым движением повествования Софокла, так же глубоко были затронуты и слушатели Баха в Лейпциге, которым дорога к Голгофе была известна в мельчайших деталях».

«Что нас особенно впечатляет в Страстях по Матфею, так это способность Баха видеть одновременно все возможности материала и сводить все нити воедино в каждый конкретный момент времени – его умение сочетать соображения практического характера со структурными факторами, богословской экзегезой и развертыванием нарратива, вплоть до особого стиля речи, который он избирает, когда обращается к своему специфическому собранию слушателей в столь важный день церковного календаря.

С учетом того, что литургия была сведена к нескольким молитвам и церковным песням, в начале и в конце последования службы, а проповедь, при всей ее относительной протяженности, приходилась на ее середину, это было величайшим испытанием способности Баха воплотить главное требование Лютера к музыке – чтобы ее ноты “оживляли текст”» (из книги Дж. Э. Гардинера Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха. М., Rosebud Publishing, 2019).

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях