«Сотворение мира» Гайдна в Петербурге спустя 221 год

«Сотворение мира» Гайдна в Петербурге спустя 221 год
Томас Харди. Портрет Йозефа Гайдна, 1792. (фрагмент)

2 октября 2023 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступит немецкий дирижер Лео Кремер: под его управлением прозвучит монументальная оратория Йозефа Гайдна «Сотворение мира» – позднее сочинение великого композитора. Ораторию исполнят Камерный оркестр Заслуженного коллектива России, Хор Михайловского театра и солисты ведущих российских театров – сопрано Анна Денисова и Елизавета Свешникова, тенор Александр Тимченко, баритон Иван Васильев, бас Илья Мазуров. Концерт откроет программу абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», посвященного легендарным филармоническим премьерам.

С исполнения оратории Гайдна «Сотворение мира» в Петербурге в 1802 началась история Санкт-Петербургского филармонического общества, которую сегодня продолжает Петербургская филармония. Более того, можно говорить, что с тех концертов в целом началась история филармонического дела в России.

Формально Петроградская филармония была образована в 1921, но ее история неотделима от истории образованного в 1882 Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России) и от истории построенного в 1839 зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты (ныне это Большой зал Петербургской филармонии). И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.

Оно возникло в 1802, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира». Ажиотаж на венской премьере был необычайным, и, благодаря известию об исполнении этой партитуры в 1801 в пользу венского Общества вдов и сирот музыкантов, у петербургских любителей музыки возникла мысль об исполнении оратории в Петербурге с той же благотворительной целью. Сбор от первых исполнений «Сотворения мира» в столице Российской империи, прошедших весной 1802 года, превзошел все ожидания. Эти концерты и стали днями рождения Санкт-Петербургского филармонического общества, историю которого продолжает сегодня Петербургская филармония.

Лео КРЕМЕР – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма.

В других концертах исторического абонемента «Филармония от “Сотворения мира”» прозвучат, в частности, Торжественная месса Бетховена, мировая премьера которой состоялась в Петербурге; симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова, первым исполнением которой в зале Дворянского собрания дирижировал автор; Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского.

Также в концертах абонемента – сочинения Чайковского, Прокофьева, Рахманинова, Шёнберга, в исполнении которых в зале Дворянского собрания принимали участие их авторы.

Вместе с Заслуженным коллективом России, Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии, Хоровой коллегией Санкт-Петербурга, Хором Петербургской консерватории выступят дирижеры Владимир Альтшулер, Павел Балефф (Болгария), Феликс Коробов, Анатолий Рыбалко; пианисты Андрей Коробейников, Мирослав Култышев, Иван Рудин; сопрано Кристина Гонца; меццо-сопрано Екатерина Сергеева; тенор Олег Лосев; бас Илья Банник.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.