Сны о чем-то большем

На Новой сцене Мариинского театра в очередной раз поставили «Саломею» Р. Штрауса, невообразимый и обожаемый скандал fin de siecle
Сны о чем-то большем
Сцена из спектакля «Саломея», Мариинский театр, 2017. Фото Валентин Барановский

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью материал читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение» — МО № 2 (409) 2017.

Мариинский театр по традиции активен в области оперных премьер и разнообразен в их формате. В прошлом сезоне это были шесть «больших опер»: «Опричник» Чайковского (дир. В. Гергиев, реж. В. Высоцкий); «Гензель и Гретель» Хумпердинка (дир. К. Кнапп. реж. А. Маскалин); «Симон Бокканегра» Верди, дир. В. Гергиев, реж. А. де Роза; «Самсон и Далила» Сен-Санса, дир. В. Гергиев, реж. Я. Коккос; «Рождественская сказка» Щедрина, дир. В. Гергиев, реж. А. Степанюк; «Идиот», дир. Т. Зандерлинг, реж. А. Степанюк).

Среди них есть концертные исполнения с элементами сценического действия («Идиот» в Концертном зале); полусценические версии-semistage («Гензель и Гретель», «Опричник» в Концертном зале), полноценные сценические постановки («Самсон и Далила», «Симон Бокканегра», «Рождественская сказка» на Новой сцене).

Кроме того, в репертуаре появились оперы, поставленные в Концертном зале силами участников Молодежной программы Мариинского театра п/р Ларисы Гергиевой: «Белые ночи» Ю. Буцко, монооперы «Анна» Л. Клиничева и «Письмо незнакомки» А. Спадавеккиа, «Маддалена» С. Прокофьева, «Оранго» Д. Шостаковича, «Станционный смотритель» А. Смелкова (в рамках абонемента «Шесть маленьких опер для взрослых») и «Казаки» Л. Клиничева (в концертном исполнении).

В рамках абонементов «Мариинский детям» и «Шесть маленьких опер для детей» показаны «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, «Великан» Прокофьева, «Елка» Ребикова, «Мальчик-великан» Хренникова, «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» и «Опера про кашку, кошку и молоко» Сергея Баневича.

Рихард Штраус
Опера «Саломея» в 1 действии
Либретто композитора по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев
Режиссер Марат Гацалов
Художник Моника Пормале
Художники по костюмам Роландс Петеркопс, Марите Мастина- Петеркопа (MAREUNROL’S)
Художник по свету Александр Наумов
Художник-видеографик Катрина Нейбурга
Ответственный концертмейстер Марина Мишук
Консультант по музыкальной драматургии Дмитрий Ренанский
Исполнители: Саломея — Елена Стихина, Иоканаан — Вадим Кравец, Ирод — Андрей Попов, Иродиада — Лариса Гоголевская, Нарработ — Александр Тимченко и др.
Мировая премьера — 9 декабря 1905, Земпер-опер, Дрезден
Российская премьера — 6 июня 1924, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский театр), Ленинград
Премьера новой постановки — 9 февраля 2017, Мариинский театр, Новая сцена

Так что в целом в прошлом сезоне театр поставил 19 оперных спектаклей. Но, удерживая в репертуаре невероятное количество названий (если брать разовые концертные исполнения, проекты в малых залах и детские проекты, их можно насчитать почти 300!) и расширившись до четырех площадок в двух городах (а расчет уже и на Владикавказ, и на «Зарядье» в Москве), «Мариинская империя» неизбежно стала инертной; из новаторского и революционного Мариинский театр превратился в великий и могущественный, а в таком статусе консервативная политика всегда естественнее.

Не танцуй, дочь моя

«Саломея» — опера, в которой в самом деле можно уловить дух времени. И тонко настроенные приборы Марата Гацалова подсказывают: миру сейчас интересны мелькающие картинки, театру — схизма между традициями и современностью, слушателям — Валерий Гергиев.

Почерк Гацалова, кажущийся в драме твердым и уникальным, стал в опере напоминать сразу о двух несхожих живых классиках: Петере Штайне, мастере эпического театра и авторе глуховатых оперных спектаклей, и Роберте Уилсоне, корифее постдраматического театра и создателе ледяных оперных миров.

То статичные, то бестолково движущиеся по сцене персонажи разрываются между театральными абстракциями и жизнеподобными страстями. Внечеловеческие переживания поминутно сменяются нарочитой психологической убедительностью. Спектакль борется сам с собой, как будто бы режиссеру интересно посмотреть, какой из подходов — самодовольный консерватизм или устаревшее новаторство – победит.

Но, как Саломея и Иоканаан, гибнут оба, и именно в этом — главный сюжет спектакля. Как и обещал Гацалов, его «Саломея» – «история не про блудницу, святого пророка и нездоровую страсть, а о столкновении больших идей, которые меняют мир.» (Собака.ру, 7 февраля 2017, http://www.sobaka.ru/city/theatre/53717)

Фото Наташа Разина

Бесконечно многое
бесконечно малом

Мир «Саломеи» Гацалова раскрашен в три цвета: белый, черный и красный.

Жизнь персонажей втиснута в три буквы — С, О, Н — составляющие и без того непростое слово, но еще и разделенные на С (здесь и серп месяца, и сама Саломея) и ОН.

За каждым элементом – бесконечный шлейф историко-культурных ассоциаций, тщательно раскроенный перешитый в спектакль. Избыточная многозначность, груз аллюзий и смыслов должны рано или поздно раздавить его и обрушить, что и происходит, когда Саломея начинает танцевать. Впрочем, танцует Саломея все время — ходит упругой походкой, качает бедрами, поводит руками, покачивает головой в длинном белом парике. Обольстительный танец семи покрывал — кульминация оперы! — напротив, заменен видеопроекцией, в которой удается различить обнаженное женское тело, однако тело это лишено всякого эротизма — оно всего лишь экран, на котором появляются кадры исторических событий и хроник.

Безмятежная античная красота переплетается с красотой упадка, марширующие солдаты сменяются рушащимися домами.

Нет, не спектакль Гацалова, но сама европейская культура разваливается на наших глазах, не выдерживая собственного веса, чтобы невинная, но похотливая Саломея получила еще один удар эстетикой — на этот раз христианской, десятками изображений отрубленной головы на блюде в руках сперва дочери Ирода, а затем и самого пророка Иоанна. Так она и погибнет: без поцелуя, у собственной буквы С, единственной не залитой красным светом.

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью материал читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение» — МО № 2 (409) 2017.