Сказочный сезон Урал Опера Балет: планы на 2023/2024

Сказочный сезон Урал Опера Балет: планы на 2023/2024

Урал Опера Балет в новом сезоне представит пять новых спектаклей: сначала две оперные премьеры, после Нового года – три балета.

Ретроспектива

В прошлом сезоне Урал Опера выпустила премьеру только к самому концу года: 1 декабря 2022 впервые за 70 лет на екатеринбургской сцене прозвучали «Черевички» Чайковского. Дирижер-постановщик Константин Чудовский, хореограф – заметная фигура современного танца Нурбек Батулла. Спектакль стал оперным дебютом драматического режиссера Бориса Павловича.

Сезон 2022/23 должен был открыться российской премьерой оперы «The ®evolution of Steve Jobs», созданной Мейсоном Бейтсом и Марком Кэмпбеллом по заказу Оперы Санта-Фе. В основе сюжета – история основателя компании Apple Стива Джобса. В качестве постановщика был приглашен израильский режиссер Томер Звулун; художником должен был стать Джейкоб А. Климер, а дирижировать Константин Чудовский. Презентацию проекта планировали провести в конце февраля 2022 – по понятным причинам этого не произошло.

В конце сезона театр покинул Вячеслав Самодуров, который 12 лет был худруком балетной труппы и выпустил 11 оригинальных спектаклей. Его пост занял Максим Петров, полностью спроектировавший нынешний балетный сезон. Петров, как и Самодуров, представляет петербургскую школу: оба выпускались у профессора Геннадия Селюцкого в Академии Вагановой и танцевали в Мариинском театре. В 2014 Петров дебютировал как хореограф. В Урал Опере он поставил балет «Три тихие пьесы» в проекте L. A. D., в опере «Евгений Онегин» выступил режиссером по пластике и хореографом, для спектакля Урал Балета в Третьяковской галерее сочинил балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна». Балеты Петрова вошли в репертуар Мариинского театра, Балета Атланты, оперных театров Самары и Нижнего Новгорода. В Перми он поставил оперу «Норма» как режиссер. «Русские тупики II», совместная работа с композитором Н. Хрущёвой, принесла ему «Золотую Маску».

На прощание бывший и будущий худруки выпустили единственную балетную премьеру прошлого сезона. 13 апреля 2023 был представлен балетный проект Максима Петрова, Антона Пимонова и Вячеслава Самодурова: «Павильон Армиды» на музыку Николая Черепнина, «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса, «Sextus Propertius» на музыку Алексея Сысоева.

Оперные планы

Екатеринбургский театр оперы и балета расширяет детский репертуар. В афише театра опера «Морозко» В. Бочарова (2003; дирижер – В. Бочаров, режиссер – Л.Якушев), балет П. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена (2014; дирижер – М. Грановский, балетмейстеры –Д. Корнеев и И. Иванова, сценография – А.Пикалова), балет «Снежная королева» на музыку А. Васильева (2016; хореография – В. Самодуров, дирижер – П. Клиничев). В 2021 в репертуаре появился балет для подростков «Конёк-горбунок» на музыку А. Королёва (сценарий В. Самодурова и Б. Королька, режиссер и балетмейстер – В. Самодуров, дирижер – П. Клиничев), с включением рэп-эпизодов от уральской группы EkPlayaz. Теперь к этим спектаклям присоединилась «Дюймовочка» Ефрема Подгайца, а в апреле 2024 сказочную линию театра продолжит балет «Сказки Перро».

29 и 30 сентября 2023 в театре Урал Опера Балет состоялась екатеринбургская премьера оперы Ефрема Подгайца «Дюймовочка» (1995) на либретто Роксаны Сац и Виктора Рябова по мотивам сказки Х. К. Андерсена. Дирижер – Максим Козлов. Режиссер – Надежда Столбова. Художница – Ксения Кочубей. В Театре им. Н. И. Сац «Дюймовочка» в постановке Валерия Меркулова идет уже более 25 лет (премьера состоялась в 1997). Специально для премьеры в Екатеринбурге композитор сделал новую редакцию «Дюймовочки», дописав сцены для детского хора и заменив разговорные фрагменты мелодекламацией.

Сцена из спектакля "Дюймовочка". Предоставлено пресс-службой театра Урал Опера Балет

Ефрем Подгайц (р. 1949) один из немногих известных композиторов, который постоянно пишет для детей. Автор более 320 сочинений во всех жанрах: 14 опер, 7 мюзиклов, 4 балетов, 3 симфоний, 26 концертов для различных инструментов с оркестром, симфонических, камерных, хоровых, вокальных произведений. В 2002 газета «Музыкальное обозрение» назвала Подгайца «Композитором года». Он также является одним из авторов коллективного сочинения – Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей» (2004), посвященного газете «Музыкальное обозрение». В рамках премьерного тура это произведение исполнили 18 российских симфонических оркестров. В 2012 в Большом театре был поставлен балет Подгайца «Мойдодыр». За музыку к комической опере «Ангел и психотерапевт» (режиссер Е. Василева, 2011) композитор был номинирован на премию «Золотая маска» в 2013. Его работы ставились в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац («Дюймовочка», 1997; «Волшебство у Лукоморья», 1999; «Повелитель мух», 2007; «Принц и Нищий», 2009; «Синяя птица», 2016), в Новой Опере («Баранкин, будь человеком», 2019), в театре «Зазеркалье» («Алиса в Зазеркалье», 2019), в Музыкальном театре Карелии («Алиса», 2022)

Вслед за «Лючией ди Ламмермур», поставленной в Урал Опере в 2020 (дирижер – К. Чудовский, режиссер – Н. Столбова), театр вводит в репертуар еще одно произведение Гаэтано Доницетти. 8, 9, 10 декабря – премьера оперы «Любовный напиток». Дирижер-постановщик – главный дирижер театра Константин Чудовский. Дирижер – Максим Козлов. Режиссер-постановщик – Елизавета Корнеева: в 2022 была номинирована на премию «Золотая маска» постановку оперы В. Мартынова Vita Nuova / «Новая жизнь» в Башкирском оперном театре; руководитель и режиссер независимого театрального проекта Montecchi VS Opera, который представил российскую премьеру оперы Беллини «Капулетти и Монтекки» (2020, Московский международный Дом музыки) и премьеру симфонической драмы Сати «Сократ» (2022, ДК Рассвет). С 2021 сотрудничает с Государственным театром Ганновера (Германия) и Большим театром Женевы (Швейцария).

Художник-постановщик – Екатерина Агений, постоянный творческий партнер Елизаветы Корнеевой, вместе они выпустили спектакли «Vita Nuova» Мартынова в Уфе (2021), «Капулетти и Монтекки» Беллини в Красноярске (2022), «Демон» Рубинштейна в Мариинском театре (2023).

Действие «Любовного напитка» постановщики относят к 1950-м, когда в мире казалось, что трудные времена остались позади. Визуальный ряд спектакля вдохновлен живописью Винсента Ван Гога.

Иллюстрация к спектаклю "Любовный напиток" — Урал Опера Балет, официальный сайт

Балетные планы

Театр продолжает две репертуарные линии: заказ музыки российским композиторам и поддержка молодых хореографов. В последние сезоны артисты труппы, которые пробуют себя как постановщики прошли несколько этапов: номера в ежегодных Рождественских концертах; постановка движения в операх; миниатюры в Гала Урал Балета; программа «Танц-артель». Следующий шаг – совместная работа над большим спектаклем, которым станет балет по мотивам сказок Шарля Перро.

5, 6, 7 апреля 2024 балетная труппа покажет балет «Сказки Перро». Из десяти сказок Перро выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Вместе с прологом и эпилогом они образуют цельный спектакль. Балет на музыку Настасьи Хрущевой, Дмитрия Мазурова и Алексея Боловленкова создается специально по заказу театра. Дирижер-постановщик – Павел Клиничев. Хореографы-постановщики: художественный руководитель балетной труппы Урал Опера Балет Максим Петров, а также Константин Хлебников и Александр Меркушев. Сказки Перро адресованы семейной аудитории и входят в репертуар как продолжение «Конька-горбунка» и «Черевичек».

В июне 2023 театр представит еще одну премьеру хореографа труппы. В 112-м сезоне Игорь Булыцын получил право на отдельную работу, она будет исполнена в одной из летних балетных программ. В репертуар театра уже входят миниатюры Булыцына и его балет «Танцеметрия». Название и постановочная команда будут объявлены позже.

5, 6, 7 июля 2024 театр выпустит три одноактных балета, связанных с именем Михаила Фокина. Дирижировать спектаклем будет Артем Абашев. Художник-постановщик Альона Пикалова создаст сценографию и костюмы по эскизам Александра Бенуа и Льва Бакста.

Постановка «Шопенианы» на музыку Шумана станет отзвуком «Сильфиды», которая вернулась в репертуар в июле 2023. Хореографию Фокина возобновляют Наталья Большакова и Вадим Гуляев, звезды Кировского театра, приглашенные педагоги-репетиторы Урал Балета (с 2015), выпустившие в театре балет «Жизель» (2017), а также работавшие над постановкой «Шопенианы» в Большом театре (2022).

Балет-пантомиму «Карнавал» поставит танцовщик и хореограф Мариинского театра Александр Сергеев по записям Михаила Фокина (точный хореографический текст «Карнавала» не сохранился, но Фокин оставил подробную словесную запись действия). Александр Сергеев, выступавший продюсером спектакля L.A.D., впервые приглашен в Урал Оперу как постановщик.

Балет «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского в инструментовке Равеля поставит хореограф Анна Щеклеина по заказу Урал Оперы. Анна Щеклеина впервые работала с артистами Урал Балета в 2014 – в числе молодых хореографов, участников мастерской «Dance-платформа». Спустя десять лет театр пригласил ее как одну из самых ярких фигур российского современного танца.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.