Сентябрь двадцать первого: хроника музыкальных событий

Сентябрь двадцать первого: хроника музыкальных событий
Фото Андрей Устинов

Сентябрь-2021 в культурной и музыкальной жизни стал месяцем опасений, надежд, тревожных ожиданий — и одновременно запомнился множеством исключительных событий.

Уже полтора года мы все вынуждены жить в условиях неопределенности и непредсказуемости. Культурная жизнь — не исключение. Откроются или не откроются концертные залы и театры, музеи и выставки? А когда откроются — будут пускать публику по QR-кодам или без них? На сколько разрешат заполнять залы: на 30 или 50 процентов?

Год назад, в разгар пандемии, какие-то залы, театры открылись для зрителей и слушателей, но некоторые из них потом вынуждены были закрыться. Другие продолжили работу онлайн чуть ли не до Нового года (а то и после него). К тому же — бесконечные отмены программ, замены исполнителей, неопределенность с количеством зрителей, необходимость сдавать (и принимать обратно) билеты.

От неопределенности устали все. Театры, филармонии, залы, артисты, оркестры, публика — все верили, надеялись и ждали, всем хочется возвращения к нормальному, естественному графику жизни. Хотя очевидно, что жить и работать в условиях пандемии придется еще долго, хотелось выйти из комнаты, пусть даже и в не всегда предсказуемое пространство. Шел и процесс накопления творческого потенциала. И вот, наконец — случился прорыв.

Филармония – 100

Флагманом обновления выступила Московская филармония, «с места в карьер» открывшая свой юбилейный 100-й сезон выдающимися событиями: концертом французского «Ensemble intercontemporain» и фестивалем музыки Георга Фридриха Генделя.

2 сентября в Зале имени Чайковского выступил прославленный ансамбль современной музыки, основанный в 1976 Пьером Булезом. В прошлом ноябре «Ensemble intercontemporain» выступил на филармоническом фестивале «Другое пространство» в усеченном составе, прорвавшись сквозь пандемические преграды и препоны.

Теперь этот легендарный коллектив выступил в Москве в полном составе, вновь произведя своим выступлением поистине фантастический эффект, и прежде всего — российской премьерой опуса своего основателя Répons (респонсорий) для шести солистов, ансамбля и живой электроники: «Наверное, это примерно, как впервые обнаружить на писанную сто с лишним лет назад “Весну священную”» (Екатерина Бирюкова, Colta.ru).

Пьер Булез

Так феноменально московские филармонические сезоны не открывались очень давно. Жаль, что хитрое и отчасти с примесью лукавства постановление московской мэрии (о том, что столичные театры и концертные залы можно заполнять не более чем 50 процентов, но при этом возможно присутствие не более 500 человек) отняло у Зала имени Чайковского значительную часть публики — 250 человек. Ведь что такое 500 зрителей? Для большинства драматических театров, небольших концертных залов это, как правило, больше половины заполняемости. А для Большого театра и всех главных московских концертных залов (КЗЧ, Большой зал консерватории, Светлановский зал ММДМ, Большой зал «Зарядья»), вмещающих от 1500 до 1700 зрителей, 500 — всего лишь треть.

Два мира Генделя

Георг Фридрих Гендель

Прошли лишь сутки, и XXI век сменился XVIII. Булез — Генделем, который в последние 10 лет стал любимым композитором московской публики. С чем это связано?

Согласно исследованиям российских культурологов С.Ю. Маслова, В.М. Петрова, А.С. Дриккера, «мир развивается волнообразно, циклическими процессами с периодичностью в полвека. Повышающей волне соответствует преобладание аналитического» или «ренессансного» стиля в искусстве, высокий престиж знания, открытость внешним культурным влияниям, демократизм. В то же время, понижающая волна сопровождается «синтетическим» или «барочным» стилем, падением престижа знания, тягой общества к замкнутости, сепаратизму и авторитаризму. Переходы от одного стиля к другому связаны с кризисами, во время которых происходит смешение разных художественных форм, отрицание старых и поиски новых средств, и путей развития искусства». Вероятно, мы сейчас переживаем именно тот период, когда актуальность Генделя и интерес к его творчеству, как и к музыке барокко вообще, вполне объяснимы.

С 3 по 15 сентября 2021 филармония провела масштабный фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». Его переносили дважды. Первоначально он планировался на лето 2020 как юбилейный (к 335-летию со дня рождения Генделя), но из-за пандемии его пришлось сдвинуть на лето 2021, но и в июле он не состоялся. К счастью, все звезды совпали в сентябре. На фестивале выступили именитые зарубежные артисты, специализирующиеся на старинной музыке: певцы Вивика Жено, Генриетта Бонде-Хансен, Йестин Дэвис, Аманда Форсайт и многие другие; дирижеры Кристофер Мулдс, Андреас Шперинг. К ним присоединились российские мастера исторического исполнительства: Московский камерный оркестр Musica Viva во главе с Александром Рудиным и вокальный ансамбль INTRADA (руководитель Екатерина Антоненко), а также Государственный камерный оркестр России и солисты-вокалисты.

Фестиваль состоял из двух циклов. В первом («Мир горний») было представлено ораториальное творчество Генделя (концерты «Гендель – Музыка католического Рима» и «Музыка для Бога», в котором прозвучала оратория «Теодора»).

Во втором («Мир дольний») — оперы «Роделинда, Королева Лангобардов», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте».

Фестиваль вписался в феномен российской «генделианы» последних 10–15 лет: это и многочисленные концертные исполнения опер и ораторий в Московской филармонии, и постановки в театрах Москвы и других городов, и камерные программы, и книги, исследования (в частности, профессора Ларисы Кириллиной).

Филипп Херревеге

Таким блистательным началом Московская филармония задала мощный энергетический заряд, высочайший тон юбилейному сезону, обозначила важнейшие тенденции и тренды, диапазон репертуарной политики. В том же сентябре, 24-го и 25-го, два концерта с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром дал еще один мастер исторического исполнительства Филипп Херревеге. Он должен был приехать в прошлом сезоне со своим ансамблем Collegium Vocale Gent, но помешала пандемия. В сентябре он гастролировал как дирижер, а в январе 2022 вновь ждем выдающегося музыканта, теперь уже с его великолепным ансамблем, знакомым московской (и санкт-петербургской) публике по исполнению «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди в 2017, с h-moll’ной Мессой Баха.

А в абонементе «Другое пространство. Continuo» в Москву должен приехать британский композитор Томас Адес. И можно надеяться, что «Другое пространство» когда-нибудь перестанет быть «другим».

Андраш Шифф

В сентябре в Московской филармонии выступили Андраш Шифф, дуэт Кристиан Тецлафф и Лейф-Ове Андснес, Миша Майский с сольным концертом (три сюиты Баха) и с Госоркестром под управлением нового художественного руководителя Василия Петренко, который в минувшем сентябре начал свою деятельность в качестве художественного руководителя Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова.

Андраш Шифф приезжал в Россию дважды: в Москве он сыграл сольную программу, а в Санкт-Петербургской филармонии 30 сентября — выступил как солист и дирижер (увертюра «Фингалова пещера» Мендельсона, 4-й концерт Бетховена и весьма редко звучащая в России 4-я симфония Шумана.

#Зарядись!

Грегор Майерхофер

Сезон в Концертном зале «Зарядье» открыл оркестр MusicAeterna — но без своего шефа Теодора Курентзиса. Как правило, Курентзис никому не перепоручает дирижировать своим коллективом, но сейчас, наверное, очень занят (помимо многочисленных проектов, он готовится к открытию резиденции в Люцерне; у него уже несколько резиденций: в Перми, в Петербурге, теперь и в Швейцарии, будет, видимо, и в Москве). Вероятно, поэтому оркестр выступил в «Зарядье» 4 сентября под руководством молодого 34-летнего немецкого композитора и дирижера, выпускника Джульярдской школы Грегора Майерхофера. Программа включала сочинения трех веков: XIX (Девятая симфония Дворжака, сыгранная за несколько дней до 180-летия со дня рождения композитора), ХХ («Четыре морские интерлюдии» Бриттена) и XXI (Insect concerto — «Концерт насекомых» для скрипки с оркестром самого же Майерхойера, написанный по заказу Всемирного фонда дикой природы).

На следующий день, 5 сентября, в «Зарядье» прошли два концерта оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Дневной концерт был посвящен 50-летию Вадима Репина: юбиляр играл Первый скрипичный концерт Шостаковича.

Шостакович — 115

Дмитрий Шостакович. 1972 год.

Памятную дату великого композитора ХХ века отметили многие российские оркестры. Госоркестр в концерте открытия своего 85-го сезона 15 сентября исполнил Пятую симфонию (дирижировал Василий Петренко). Новосибирский симфонический оркестр под управлением Томаса Зандерлинга дважды (17 сентября и 18-го, в день рождения основателя НАСО Арнольда Каца) исполнил Девятую. ГСО Татарстана и Александр Сладковский привезли в Москву 11-ю симфонию (23 сентября, КЗЧ). В день рождения Шостаковича, 25 сентября, по традиции открыли свой сезон Санкт-Петербургская филармония имени Д.Д. Шостаковича и ЗКР АСО филармонии: в год 80-летия начала блокады исполнялась 7-я, «Ленинградская» симфония (дирижировал Николай Алексеев; впервые за многие годы за пультом в этот день отсутствовал Юрий Темирканов).

В Саратове на фестивале «Сотворчество», организованном газетой «Музыкальное обозрение» вместе с Саратовской филармонией и консерваторией, 16 сентября прозвучало коллективное сочинение «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича», написанное по заказу «МО» в 2006 к 100-летию со дня рождения великого композитора (авторы — Ольга Алюшина, Артем Васильев, Антон, Буканов, Алексей Сюмак, Татьяна Новикова, Ольга Бочихина, Кузьма Бодров). Исполнили его АСО Саратовской филармонии под управлением Ильи Дербилова.

В Самаре и Тольятти прошел фестиваль «Шостакович. ХХ век». Место проведения не случайно: в Самаре (тогда Куйбышеве) Шостакович был в эвакуации с октября 1941 до марта 1943. Здесь была закончена и впервые прозвучала 7-я симфония. В программе фестиваля, проходившего с 11 по 26 сентября, творчество Шостаковича было представлено оперой (спектакли Самарского театра оперы и балета «Леди Макбет Мценского уезда» и «Игроки»), балетом («Укрощение строптивой» — гастроли Большого театра, «Ленинградская симфония» — спектакль Самарского театра), симфониями (Первой и Десятой), квартетами, камерными ансамблями, фортепианными и вокальными сочинениями, музыкой театра и кино. Звучала музыка современников и учеников Шостаковича — советских и зарубежных, в том числе сочинения Мечислава Вайнберга: Концертино для скрипки с оркестром ор. 42, Соната для скрипки соло № 2 op. 95, Трио для флейты, альта и арфы op. 127, Еврейские песни на стихи И.Л. Переца (Тетрадь № 1, «Детские песни») op. 13.

В «Зарядье» продолжается цикл концертов «Все симфонии Шостаковича» к 115-летию со дня рождения композитора. С февраля по декабрь в исполнении разных оркестров и маэстро звучат все 15 симфоний. Каждое исполнение предваряется лекцией известного музыковеда или критика.

Уже исполнялись симфонии №№ 9 (НФОР, дирижер Владимир Спиваков), 12 (РНО дирижер Михаил Плетнев), 15 (НФОР, дирижер Пьер Блёз), 11 (Новосибирский симфонический оркестр, дирижер Томас Зандерлинг), 10 (УАФО дирижер Дмитрий Лисс), 4 (НФОР, дирижер Андрей Борейко), 14 («Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет, солист Сергей Лейферкус), 3 (РНО, дирижер Даниэль Райскин).

20 сентября 2021 Симфонию № 8 исполнил БСО им. Чайковского, дирижировал Владимир Федосеев.

Большой театр России к 115-летию Шостаковича показал премьеру его единственной оперетты «Москва, Черемушки» (на Камерной сцене им. Б.А. Покровского). Дважды в городах России был показан балет «Укрощение строптивой»: помимо Самары — в Воронеже, на Платоновском фестивале.

Первый канал 25 сентября, в день 115-летия со дня рождения Д.Д. Шостаковича показал документальный фильм о нем «Я оставляю сердце вам в залог».

Фестивальная карта

Фестивальная палитра сентября была разнообразна и стилистически, и географически: от Калининграда до Владивостока, от Красноярска до Астрахани — вся Россия.

Саратов. «Сотворчество»

Отправной точкой фестиваля «Сотворчество», проходившего с 13 по 23 сентября, стали коллективные сочинения, написанные по заказу газеты «Музыкальное обозрение». Фестиваль объединил главные музыкальные организации города, артистов, художников, музыковедов, композиторов темой и идеей коллективного творчества, взаимодействия, совместного создания — сотворения художественного произведения.

В программе фестиваля — пять концертов, выставка, мастер-классы и творческие встречи участников — ведущих российских музыкантов, исключительно востребованных композиторов и исполнителей, научная конференция. Фестиваль буквально взбудоражил музыкальный Саратов, вызвал огромный интерес слушателей и музыкантов разных поколений, особенно молодежи. Все концерты прошли при аншлаге (при разрешенной вместимости залов консерватории и филармонии).

Фестивалю «Сотворчество» был посвящен специальный номер газеты «Музыкальное обозрение» (в № 6). Подробная информация о событиях фестиваля — на сайте «МО».

Вологда. «Кружева»

Спустя неделю после окончания фестиваля «Сотворчество» «Музыкальное обозрение» открыло фестиваль «Кружева» в Вологде. Фестиваль вернулся в Вологду — город, в котором и для которого родился — спустя пять лет. 30 сентября состоялась пресс-конференция и открытие двух выставок: фотовыставки «Мой друг Алексей Колосов. Музыкальный фестиваль “Кружева”. История. Лица» и «Образы музыки» из собрания Вологодской картинной галереи и частных коллекций. Остальные события фестиваля «Кружева» — колокольные звоны, хоровые и симфонические концерты, проект «www.баян.ru» — проходят с 1 по 10 октября.

Калининград. Фестиваль «Орган +», посвященный 90-летию со дня рождения Микаэла Таривердиева, проходил в первой декаде сентября одновременно с конкурсом имени выдающегося композитора (основатель и художественный руководитель фестиваля и конкурса — Вера Таривердиева, вдова композитора, директор Кафедрального собора в Калининграде).

Владивосток. Первый Международный Тихоокеанский театральный фестиваль, в программе которого несколько балетных и музыкальных спектаклей. Автор концепции нового театрального форума на Дальнем Востоке — генеральный директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин, а около половины спектаклей Международного Тихоокеанского театрального фестиваля «перекочевали» из афиши Сhekhovfest 2021.

Красноярск. XIX Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия – Сибирь – Европа». В прошлом году этот форум не состоялся из-за пандемии, зато в этом с 8 по 19 сентября 2021 в Красноярске выступили артисты из Индии, Франции, Швейцарии, исполнители на весьма экзотических инструментах: альпийским горне, ситаре, табла.

Астрахань. «Каспийский фестиваль классической музыки». Идея переклички двух континентов весьма плодотворна. С 9 по 11 сентября похожую идею реализовали организаторы фестиваля в Астрахани (другое его название — «Vis-à-vis. Каспий и Европа») с участием звезд российской и мировой оперы — Сергея Лейферкуса, Суми Чо, Элизабет Видаль, Полины Шамаевой.

Впервые с 2009 отменился Большой фестиваль РНО. Вместо него оркестр под руководством прославленного маэстро Михаила Плетнева и в сопровождении Дениса Мацуева отправился на гастроли в Объединенные Арабские Эмираты. Цифра 13 (а фестиваль должен был пройти в 13-й раз) оказалась несчастливой. Хотя — с какой стороны посмотреть. Но мы в ожидании продолжения фестивальной жизни.

Екатеринбург. VI Симфонический форум, перенесенный с 2020, открылся в последний день сентября. В Форуме примет участие РНО (дирижер и солист Сергей Крылов), который к тому времени вернется из Эмиратов; Российский национальный молодежный симфонический оркестр; Уральский академический филармонический оркестр (дирижеры Дмитрий Лисс и Александр Лазарев); коллективы из Якутска, Ульяновска, Томска, Красноярска.

1 октября открывается фестиваль современного искусства «Территория».

Среди оперно-балетных фестивалей, начавшихся в сентябре — Международный фестиваль современного танца Dance Inversion. Он открылся 21 сентября спектаклем «Цепь души» Государственного театра Майнца (Германия) в хореографии Шарон Эяль, В дальнейшей программе — спектакли танцевальных компаний Германии (Танцевальная компания Готье Данс Штутгартского театра), Италии (Компания современного танца Спеллбаунд), Великобритании (Компания Вивианы Дуранте), Франции (балет Алена Прельжокажа), России (Инновационный театр балета, Калуга).

13 сентября открылся Шестой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», который продлится до 16 ноября. В его афише — более 40 спектаклей 35 российских театров оперы и балета и музыкальных театров более чем из 20 городов. Помимо основной программы, Шестой фестиваль «Видеть музыку» включает в себя несколько офф-программ: «Детская программа», «Студенческие спектакли», мини-фестиваль «Театр имени Наталии Сац. 55 лет полета».

В рамках фестиваля пройдет Конференция Ассоциации музыкальных театров России (ее президент — художественный руководитель театра им. Сац Георгий Исаакян).

XV международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова продолжился в сентябре постановкой «Жизнь» Компании Адити Мангалдас (Индия).

Театры начинают

В фестивале «Видеть музыку» примут участие и московские театры, которые в сентябре открыли новый сезон и объявили планы.

Большой театр открыл сезон Чайковским: оперная труппа — «Пиковой дамой», балетная — «Лебединым озером». На Исторической сцене объявлены премьеры «Хованщины» (дирижер Туган Сохиев, постановка Саймона Макберни), «Лоэнгрина» (дирижер Эван Роджистер, режиссер Франсуа Жирар). На Новой сцене — «Дон Жуан» (режиссер Семен Спивак, музыкальный руководитель Туган Сохиев, в главной партии Ильдар Абдразаков). Еще три оперные постановки ГАБТ покажет на Камерной сцене имени Б.А. Покровского: диптих, включающий «Маддалену» Прокофьева и «Испанский час» Равеля (режиссер Владиславс Наставшевс, в прошлом сезоне осуществивший запоминающуюся постановку «Искателей жемчуга» Бизе»); «Фальстаф» Сальери; «Линда ди Шамуни» Доницетти.

В балетной программе — «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга на музыку Альфреда Шнитке; вечер современной хореографии, в котором объединены три одноактных балета («Танцемания» Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина, «Времена года» Артемия Белякова на музыку Глазунова и «Made in Bolshoi /Сделано в Большом» Антона Пимонова на музыку Анатолия Королева); двухактный балет Алексея Ратманского «Искусство фуги» на музыку Баха.

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко готовит 9 премьер, четыре из них мировые. Среди самых громких оперных премьерных названий — «Риголетто» (режиссер Владимир Панков, дирижер Феликс Коробов); оперный диптих на Малой сцене к 200-летию Ф.М. Достоевского: российская премьера «Н.Ф.Б.» Владимира Кобекина (по роману «Идиот») и мировая премьера написанной по заказу театра оперы «Кроткая» Алексея Курбатова (постановщик Людмила Налетова, музыкальный руководитель Ариф Дадашев);

«Письма Вермееру» Луи Андриссена, нидерландского композитора, умершего в июне 2021;

российская премьера оперетты Оффенбаха «Робинзон Крузо» в постановке Александра Тителя (дирижер Джозеф Олефирович).

Главной сенсацией сезона «обречен» стать балет «Ромео и Джульетта» в постановке Константина Богомолова, дебютировавшего в музыкальном театре именно в МАМТе времен директорства Александра Гетьмана («Триумф времени и бесчувствия» в сезоне 2017/2018). Возможно, предстоящая премьера — результат еще давних договоренностей Богомолова с Гетьманом на постановку балета. За собственно танцевальную часть отвечает молодой хореограф Максим Севагин, солист балетной труппы МАМТа. Костюмами займется Игорь Чапурин, сценографией — Лариса Ломакина. Дирижер — Тимур Зангиев.

Вероятно, Богомолов считает себя деятелем, равным Кириллу Серебренникову, поставившему в Большом театре два балета («Герой нашего времени» и «Нуреев»). Как и Серебренников, Богомолов мигрировал из драматического театра в музыкальный. Но если Серебренников создавал новые проекты, то Богомолов обращается к проверенной классике (Гендель, «Кармен» в Перми минувшей весной, теперь балет Прокофьева). Посмотрим, сумеет ли Богомолов «объять необъятное»?

Театр Новая опера начал новый сезон не оперой, а двумя симфоническими концертами — 14 и 15 сентября: вероятно, чтобы показать во весь рост лицо и спину нового главного дирижера Валентина Урюпина, который дирижировал этими концертами. Одна из программ была посвящена 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского, другая — 130-летию со дня рождения Сергей Прокофьева (к этой дате в театре проводится цикл симфонических концертов, рассчитанный до конца 2022). В конце сезона — две премьеры, довольно экзотические для российской сцены названия: «Мертвый город» Корнгольда (режиссер Василий Бархатов, дирижер Валентин Урюпин) и «Стиффелио» Верди (режиссер Екатерина Одегова, дирижер Александр Самоилэ).

Объявил планы театр «Геликон-опера»: опера на иврите израильского композитора Гиля Шохата «Альфа & Омега», «Аида» Верди, «Богема» Пуччини (в постановке Дмитрия Бертмана), одноактная опера-буффа «Остров Тюлипатан» Оффенбаха (в постановке Ильи Ильина).

Детский музыкальный театр им. Наталии Сац открыл свой 56-й сезон 16 сентября премьерой хореографического вечера «BALLETGALA / ГАЛА-БАЛЕТ» (фрагменты балетов «Жар-птица» и «Петрушка» Игоря Стравинского, «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Шахерезада» Римского-Корсакова и «Синяя птица» Ильи Саца/Ефрема Подгайца, «Путешествия Гулливера» Алексея Ларина и «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна) и 18 сентября – оперой-сказкой Кюи «Красная Шапочка». В театре идет реконструкция, поэтому спектакли будут идти на Малой сцене и на различных московских площадках. Запланированы три премьеры: «Вредные советы» Михаила Броннера по книге Григория Остера, балет Карена Хачатуряна «Чиполлино», а во второй половине сезона Георгий Исаакян и художественный руководитель балета Кирилл Симонов приступят к работе над футуристической трилогией, которая будет состоять из оперы по роману Виктора Пелевина, балета по роману Айзека Азимова и драме, для работы над которой театр пригласил к партнерству Российский академический молодежный театр.

15 сентября объявил планы на свой юбилейный 150-й сезон 2021/2022 Пермский театр оперы и балета. Театр готовит оперные премьеры — «Фауст» в постановке Василия Бархатова, «Евгений Онегин» в режиссуре Владиславса Наставшевcа; «Норма» Беллини. (руководитель постановки — приглашенный солист Мариинского театра Мигран Агаджанян).

Первая балетная премьера — «Путеводитель по балету» руководителя балетной труппы театра Антона Пимонова (с музыкой Настасьи Хрущевой, написанной по заказу театра, и третьего акта «Спящей красавицы» Чайковского). Весной театр отметит 150-летие со дня рождения Сергея Дягилева проектом Владимира Васильева «Дягилев. Hommage» на музыку композиторов «дягилевского круга»: Равеля, Черепнина, Лядова и Дебюсси.

А первым из ведущих оперных театров России открыл сезон «Урал Опера Балет» — премьерой оперы Верди «Набукко» (9 сентября).

Любопытная новость из Чебоксар — о постановке в Чувашском театре оперы и балета монооперы оперы Пуленка «Человеческий голос» (16 сентября, солистка — Мария Еланова, режиссер Максим Жучин, дирижер Ольга Нестерова, сценограф Валентин Федоров, хореограф Марианна Субботина). Максим Жучин был назначен на пост художественного руководителя Чувашского театра оперы и балета 25 мая 2021. Ранее, в 2009–2012 и с 2020, он был главным режиссером этого театра, а в 2010–2012 совмещал эту должность с обязанностями директора театра.

Книги

Среди книжных новинок сентября — «Мечислав Вайнберг: композитор трех миров» польского исследователя Дануты Гвиздалянки: первое столь полное и солидное издание на русском языке, посвященное выдающемуся композитору ХХ века. Книга вышла в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург», по инициативе Института Адама Мицкевича в Варшаве и газеты «Музыкальное обозрение», которая уже почти 10 лет продвигает творчество Вайнберга в России. В активе «МО» — подготовка и премьера первой театральной поставки оперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета, Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение», две научные конференции, проведение «Года Вайнберга в России» и Всероссийского фестиваля музыки Вайнберга в год 100-летия со дня его рождения (в 2019, 60 концертов), абонемент в Московской филармонии, издание Собрания сочинений (в этом году завершается выпуск первой серии из 13 томов, готовится вторая серия из 7 томов).

Книга Дануты Гвиздалянки, изданная при участии «МО» — еще один вклад газеты в российскую вайнбергиану.

Юбилеи

Главные юбиляры сентября (для полноты картины можно захватить еще и конец августа) —Вадим Репин (31 августа, о нем — на стр. 9);

выдающийся музыкант и руководитель Александр Марченко, директор Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа), которую оканчивал В. Репин — Александру Тихоновичу 17 сентября исполнилось 70 лет.

18 сентября исполнилось 50 лет Анне Нетребко, чей юбилей стал чуть ли не всеобщим праздником и был отмечен на всех телеканалах в лучших традициях шоу-бизнеса.

2 сентября отметил 70-летие Владимир Росляков, великолепный музыкальный менеджер, основатель и руководитель официального представительства фирмы Steinway & Sons в России, давнего партнера «МО».

155-летию Московской консерватории был посвящен масштабный фестиваль, проходивших во всех консерваторских залах весь сентябрь.

Так совпало, что в сентябре отметили юбилейные дни рождения сразу несколько известных дирижеров: 75 лет исполнилось дирижеру АСО Санкт-Петербургской филармонии Владимиру Альтшулеру, 70 — Владимиру Понькину, в недавнем прошлом возглавлявшему НАОНИР имени Осипова и театр «Геликон-опера», 40-летие отметили Илья Дербилов (ныне он главный дирижер художественный руководитель симфонического оркестра Кировской филармонии), и Станислав Кочановский — один из самых успешных и востребованных дирижеров своего поколения, успешно работающий и с российскими, и с зарубежными оркестрами. 60 лет исполнилось Георгию Агееву директору Национального филармонического оркестра России.

Памятные даты

Главная дата месяца, безусловно, 155-летие со дня рождения Д.Д. Шостаковича. В этом году отмечаются и другие памятные даты биографии и творчества Шостаковича: 80-летие создания 7-й «Ленинградской симфонии», 70-летие цикла «24 прелюдии и фуги», 60-летие написания 12-й симфонии и премьеры 4-й (а написана она была в 1936, 85 лет назад), 50 лет создания композитором последней, 15-й симфонии.

В сентябре исполнилось 180 лет со дня рождения Антонина Дворжака, 115 лет со дня рождения выдающегося музыковеда Филиппа Гершковича — ученика А. Берга и А. Веберна, наставника (официального и неофициального) А. Волконского, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной, Н. Каретникова, В. Сильвестрова, В. Суслина, Е. Фирсовой, Д. Смирнова, А. Вустина, О. Кагана, Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, А. Любимова, М. Пекарского, с благодарностью вспоминающих учителя.

6 сентября отмечалось 240 лет со дня рождения Антона Диабелли и Винсента Новелло — двух знаменитых музыкальных издателей первой половины XIX века (а Диабелли еще и композитором, на тему которого писали его самые знаменитые современники): этот день можно было бы отмечать, как день музыкального книго- и нотоиздателя.

P.S.

Невзирая на Covid-19, который, судя по всему, отступать не собирается, театры, филармонии, оркестры тоже не собираются отступать перед пандемией. И можно сказать, что на фоне павшей «ниже низкого» политической составляющей российской жизни (выборы в Думу, хоть и длились три дня — 17, 18 и 19 сентября, прошли почти незаметно, без эмоций и без неожиданностей, с предсказуемыми результатами), ее культурная составляющая берет убедительный реванш за все неприятности двух минувших сезонов.

Ждем продолжения. Тем более что октябрь тоже обещает быть феерическим. 90-летие Софии Губайдулиной и фортепианный конкурс имени Шопена в Варшаве, фестиваль современной музыки «Московский форум» и «Кружева» в Вологде, фестивали «Территория» и Dance Inversion, открытие абонементов «Музыкального обозрения» «www.баян.ru» и «Инструметариум» в Камерном зале Московской филармонии. 50-летие Евгения Кисина и 75-летие Виктора Третьякова. Юбилеи известного музыкального деятеля Евгения Баранкина, профессора Свердловской консерватории Максима Баска, директора Государственного института искусствознания Наталии Сиповской.

270 лет со дня рождения Дмитрия Бортнянского, 180 лет со дня рождения Саввы Мамонтова, 150 лет со дня рождения Александра фон Цемлинского, 90 лет со дня рождения Алексея Скавронского.

Оперные и балетные премьеры в Большом театре («Маддалена» и «Испанский час»), МАМТе («Ромео и Джульетта» Прокофьева – Богомолова), «Геликоне» («Альфа&Омега»), Воронеже («Дитя и волшебство»), Урал Балете (вечер балетов Л. Десятникова), Башкирской опере («Сельская честь» и «Виллисы»).

И это еще не всё.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ
«МО» № 8 (482) 2021