Российская премьера Янниса Кириакидеса в «ГЭС-2» (21 февраля 2024)

Российская премьера Янниса Кириакидеса в «ГЭС-2» (21 февраля 2024)
Фото Аня Тодич

21 февраля в Доме культуры «ГЭС-2» прозвучит российская премьера одного из центральных произведений голландского композитора Янниса Кириакидеса – «Тень» (2017) для хора, арфы и электроники. Исполнители: вокальный ансамбль INTRADA, Луиза Минцаева (арфа). Дирижер – Екатерина Антоненко.

«Тень» Кириакидеса – рекомпозиция «Немецкого реквиема» Иоганнеса Брамса для хора, арфы и электроники. Семь частей, незаметно перетекающих друг в друга, основаны на структуре соответствующих частей Реквиема-прообраза. Элементы музыкального языка Брамса извлечены из оригинальной партитуры, растянуты во времени и превращены в звуковые пейзажи. Название произведения отсылает к третьей части «Немецкого реквиема»: Sie gehen daher wie ein Schemen – «Поистине, всякий человек подобен тени» (Псалтирь 38:7). Ein Schemen в переводе со старонемецкого – тень, видение, призрак: Кириакидес замечает, что это слово точно отражает природу произведения – балансирующего между мирами живых и мертвых, существующего в тени Брамса и пронизанного его музыкой как божественным присутствием.

В апреле 2023 в «ГЭС-2» состоялась российская премьера другого крупного сочинения Кириакидеса – оперы «Спросите Аду» – в постановке Евгении Сафоновой (режиссер пермского спектакля «Замок герцога Синяя Борода», отмеченного в рейтинге «МО» 2022). За музыкальную часть отвечали МАСМ, Федор Леднёв и солистка Арина Зверева.

Яннис Кириакидес (р. 1969, Лимассол) – композитор, мультимедийный художник, профессор Королевской консерватории в Гааге. С 1992 живет в Нидерландах. Изучал композицию в Королевской консерватории в Гааге под руководством Луи Андриссена и Дика Раймакерса. Автор более 100 сочинений для музыкального театра, мультимедиа и электроакустики. Его музыка регулярно исполняется на крупных фестивалях и в концертных программах ведущих ансамблей современной музыки в Европе и России. В своем творчестве Кириакидес осмысляет музыкальную коммуникацию как таковую, исследует новые связи между словом и звуком с помощью компьютерных технологий. В концертных сочинениях и саунд-инсталляциях он использует системы кодирования информации, чтобы переводить вербальные тексты в музыкальные полотна, синтезировать воображаемые или внутренние голоса.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях