«РОСКОНЦЕРТ»: итоги и планы

«РОСКОНЦЕРТ»: итоги и планы
Андрей Малышев. Фото из личного архива

Завершился Третий Всероссийский Музыкальный конкурс. Об итогах соревнования, о других проектах и планах в эксклюзивном интервью «Музыкальному обозрению» рассказал генеральный директор ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» Андрей МАЛЫШЕВ

МО | Андрей Владимирович, в этом году четвертый, заключительный этап Третьего Всероссийского музыкального конкурса проходил в новом формате, в четырех городах. Каковы, по-Вашему, перспективы такого формата? Что это дает с точки зрения творческой и практической? Как Вы в целом оцениваете его итоги?

АМ | Действительно Всероссийский музыкальный конкурс проводился в новом формате и, прежде всего, с учетом всем известных пандемийных ограничений. Также впервые за всю историю конкурса отбор участников проводился по видеозаписям.

С 2010 по 2020 год I и II туры по разным номинациям проходили во всех федеральных округах России, а на финальное состязание (III тур) в столицу съезжались лучшие участники. Такая конструкция проведения Конкурса имела свои плюсы и минусы. Основным минусом, на мой взгляд, было то, что конкурсные мероприятия проходили исключительно в рамках ВУЗов, что не подразумевает привлечения сторонней публики.

В этом году было принято кардинально новое решение: проводить каждую номинацию конкурса — от I тура и до финала с церемонией награждения победителей в разных российских городах. Проведение конкурса в Москве, Туле, Уфе и Красноярске привлекло большое внимание. Участники и члены жюри приглашались в программы на радио и ТВ, а за соревнованиями музыкантов с большим интересом следила местная публика.

Все туры и гала-концерты конкурса транслировались на сайтах ВМК и «РОСКОНЦЕРТА», а также на платформе Культура.рф и YouTube-канале нашего учреждения. Особой популярностью пользовалась номинация «Ансамбли русских народных инструментов»: количество просмотров на Youtube-канале «РОСКОНЦЕРТА» составило более 40 тысяч. Всего же было зафиксировано более 157 тысяч просмотров Всероссийского музыкального конкурса.

Для каждого города проведение конкурса стало незабываемым событием, вызвало всплеск активности в культурной жизни, стимулировало работу региональных творческих коллектив. Именно они принимали участие в гала-концертах и выступали вместе с лауреатами. Так, в Красноярске официальное открытие конкурса состоялось при участии Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии, а в Уфе победителей поддержал Национальный симфонический оркестр РБ.

Думаю, что и руководители оркестров, а также музыкальных театров городов, где проводился наш конкурс, в дальнейшем будут очень заинтересованы в наших лауреатах, которые потенциально могут стать инструменталистами, вокалистами и дирижерами таких коллективов.

Кроме этого, во время проведения конкурса состоялось несколько открытых общедоступных концертов выдающихся российских коллективов, среди которых Государственный академический русский ансамбль «Россия» им. Л.Г. Зыкиной, Ансамбль молодых солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова и других.

МО | Какое орагнизационное и финансовое участие приняли в проведении конкурса местные организации и администрации в Туле, Уфе, Красноярске?

АМ | Местные власти, министерства культуры оказывали существенную административную поддержку. Всероссийскому музыкальному конкурсу были предоставлены лучшие сцены регионов: Тульская областная филармония имени И.А. Михайловского, Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова, Красноярская краевая филармония и Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского.

В следующем году Всероссийский музыкальный конкурс будет проводиться по специальностям: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение». Еще не утверждены окончательно города, где будут проходить эти специальности, но думаю, что каждый регион почтет за честь принять у себя столь серьезное музыкальное состязание.

Не конкурсом единым

МО | Расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности «РОСКОНЦЕРТА» в 2021. Какие проекты, помимо Всероссийского музыкального конкурса, реализованы по линиям конкурсов, гастролей, фестивалей?

АМ | Прежде всего, хочется сказать о Всероссийском балетном конкурсе, который с большим успехом мы провели в г. Ярославле этим летом. Это тоже старт и подготовка наших молодых участников к Московскому Международному балетному конкурсу, одному из самых старейших в мире, который откроется в июне 2022 года на сцене Большого театра России.

В рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, инициированного Минкультуры России, «РОСКОНЦЕРТ» выступил оператором двух масштабных программ: «Большие гастроли» театров и гастроли нацколлективов «Мы – Россия». В этом году в программе «Большие гастроли» приняли участие 258 театров и 32 национальных коллектива.

До конца года должны состояться гастроли 20 федеральных, 110 региональных, 86 детских, 5 зарубежных и 5 студенческих театров. Впервые к проекту присоединились негосударственные театры, и на гастроли съездили 32 таких коллектива. Гастроли проходят во всех 85 регионах России, а также странах ближнего зарубежья.

Очень востребованной оказалась программа гастролей национальных коллективов «Мы – Россия». В 2021 году в ней принимают участие 32 коллектива, и до конца года состоится 268 концертов.

Стоит также отметить совместный международный творческий проект ГИТИСа и русских театров за рубежом, в этом году — в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.

Кроме этого, в 2021 мы реализовали большое количество других российских и международных проектов. Наиболее масштабные из них — XII Международный конкурс органистов им. М. Таривердиева (Германия, США, Россия), Международный кинофестиваль «Балтийские дебюты» в Светлогорске, Международный фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде, Международный фестиваль «Музыкальная экспедиция», Фестиваль китайской культуры в России, а также Дни культуры России в Казахстане и Таджикистане, обменные культурные мероприятия с Абхазией, Южной Осетией, Монголией, Южной Кореей, Ираном и Египтом.

Проведены также значимые концерты, среди которых Праздничный концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры, Концерт Хиблы Герзмава в рамках культурной программы VI Восточного экономического форума (г. Владивосток), Концерт лауреатов Международного конкурса имени Чайковского в рамках культурных мероприятий перекрестного Года музеев Россия – Италия (Милан, Италия) и многие другие.

МО | Каковы планы «РОСКОНЦЕРТА» на 2022? В частности, как идет подготовка к Четвертому Всероссийскому музыкальному конкурсу, конкурсу артистов балета и хореографов, международным конкурсам имени Рахманинрова и имени Чайковского?

АМ | В преддверии проведения «музыкального года» Всероссийский музыкальный конкурс пройдет также в нескольких российских городах и те, кто победят на нем, станут первыми участниками XVII Конкурса Чайковского в 2023 году, т.к. по условиям, лауреаты ВМК без предварительных прослушиваний сразу попадают на I тур Конкурса Чайковского.

Как уже говорилось, с 1 по 11 июня 2022 в Москве в Государственном академическом Большом театре России состоится одно из самых ожидаемых событий балетного мира: XIV Международный конкурс артистов балета и хореографов. Конкурс будет проходить в год 95-летия его Художественного руководителя Юрия Николаевича Григоровича. А Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов мы планируем в 2022 году провести в г. Йошкар-Оле.

И еще, в преддверии юбилейного года Сергея Рахманинова, чье 150-летие мы будем отмечать в 2023, сразу же после Международного балетного состоится новый Конкурс имени великого композитора – Международный конкурс пианистов композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова. Сейчас ведется усиленная подготовка к нему: утверждаются окончательные условия, состав жюри, запускается сайт. И в скором времени мы объявим о приеме заявок.

Всероссийский музыкальный конкурс учрежден в 2010 распоряжением Правительства Российской Федерации в целях выявления и поддержки молодых талантливых музыкантов.

Учредители конкурса — Правительство РФ и Министерство культуры РФ.

Организатор — ФГБУК «Росконцерт».

Председатель Оргкомитета — министр культуры РФ Ольга Любимова.

Конкурс проводится ежегодно и имеет четырехлетний цикл, в котором представлены специальности:

Первый год — фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение.

Второй год — симфоническое дирижирование, дирижирование хором a cappella, камерные ансамбли (струнный квартет, фортепианное трио).

Третий год — деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медные духовые инструменты (труба, валторна, тромбон, туба), ударные инструменты, арфа, орган.

Четвертый год — народные инструменты (добра, балалайка, гитара, баян, аккордеон), ансамбли народных инструментов, дирижирование оркестром народных инструментов.

Прослушивания по всем специальностям проводятся в три тура.

Оргкомитет конкурса учреждает следующие премии и награды:

Первая премия — 350 000 рублей и звание Лауреата;

Вторая премия — 250 000 рублей и звание Лауреата;

Третья премия — 150 000 рублей и звание Лауреата;

Три Почетных диплома с поощрительной премией 50 000 рублей и звание Дипломанта.

www.muzkonkurs.ru

«МО»

Опубликовано «МО» | № 10 (485) 2021