Резолюция VII Конференции директоров музыкальных конкурсов

Резолюция VII Конференции директоров музыкальных конкурсов

25–27 июня 2019 в Москве и Клину состоялась VII Конференция директоров музыкальных конкурсов.

В Конференции приняли участие около 40 представителей свыше 30 конкурсов из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Брянска, Петрозаводска, Сыктывкара, Новосибирска, Чебоксар, Рязани и других городов России, организаторы ведущих учебных заведений: МССМШ им. Гнесиных, Новосибирской, Петрозаводской консерваторий, Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа).

Организаторы Конференции:

Ассоциация музыкальных конкурсов России,
Национальная газета «Музыкальное обозрение»,
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину,
Государственный институт искусствознания.

Конференция проводилась при поддержке:

Министерства культуры РФ,
Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ»,
телеканала «Россия-Культура».

Первый и последний дни Конференции прошли в Государственном институте искусствознания, второй день — в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину.

Приветствия в адрес организаторов и участников Конференции прислали:

Советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой,
заместитель министра культуры Российской Федерации Павел Степанов,
министр культуры Московской области Нармин Ширалиева,
директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская,
генеральный директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину Владимир Лисенко,
народный артист СССР, профессор Московской консерватории Эдуард Грач,
Президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина,
председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

Перед участниками Конференции выступили и ответили на их вопросы:

директор МССМШ им. Гнесиных, член совета АМКР Михаил Хохлов,
советник Отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Людмила Сироткина;
художественный руководитель Молодежной оперной программы ГАБТа, профессор АХИ им. Попова, член совета АМКР Дмитрий Вдовин,
учредитель и директор интернет-канала классической музыки официального партнера онлайн-трансляции XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского Medici.tv Эрве Буасьер,
директор Приморской сцены Мариинского театра, руководитель подразделения маркетинга, PR и массовых коммуникаций Мариинского театра, руководитель пресс-службы XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского Анна Яковлева,
проректор по учебной работе РАМ им. Гнесиных, заведующий кафедрой национальных инструментов народов России, член совета АМКР Александр Базиков,
профессор РАМ им. Гнесиных, заведующий кафедрой баяна и аккордеона, член совета АМКР Фридрих Липс,
пианист, педагог, член жюри XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского Борис Петрушанский,
скрипач, дирижер, член жюри XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского Дмитрий Ситковецкий.

Конференция проходила «на полях» XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Участникам Конференции была предоставлена возможность посетить прослушивания III тура по специальностям «фортепиано» и «скрипка».

Участники Конференции отметили важность непосредственного общения с коллегами-профессионалами, ведущими специалистами конкурсного дела России и пользу, которую они извлекли из творческих встреч, дискуссий и других мероприятий, состоявшихся в ходе Конференции. По общему мнению, приобретенный опыт должен стать большим подспорьем в практической деятельности по организации музыкальных состязаний.

Участники Конференции признали кризисное состояние конкурсного дела в России. Факторами кризиса являются:

• «лауреатомания» и прямая зависимость размера зарплат и премий педагогов от количества подготовленных ими лауреатов,
• возрастание числа недобросовестных конкурсов, имеющих непрофессиональный, некомпетентный, малочисленный состав жюри, проводящих состязания в один день и один тур, совмещаемых с туристическими поездками, раздающих дипломы и грамоты всем участникам, имеющих целью коммерческую выгоду,
• дискредитация и девальвация высокой идеи состязания, т.е. выявления и продвижения музыкальных талантов.

 На Конференции были обсуждены конструктивные предложения по совершенствованию и профессионализации конкурсного дела в России:

• разработать предложения в Министерство культуры РФ для корректировки требований по статьям расходов федеральных средств;
• рекомендовать администрациям и органам управления культурой городов и регионов рассматривать музыкальные конкурсы в качестве наиболее значимых, престижных, элитарных культурных мероприятий наравне с оперными и балетными спектаклями, симфоническими концертами, брендовыми фестивалями и другими крупными явлениями музыкальной жизни;
• уделять особенно пристальное внимание продвижению конкурса как бренда региона или города:
• тщательно сохранять и развивать традиции состязания, бережно относиться к его истории;
• поддерживать высокий уровень организации; выработать индивидуальный визуальный стиль (логотипы, дизайн, оформление сцены, концертного зала и пр.);
• формировать творческую атмосферу внутри конкурса и вокруг него;
• создавать условия для выявления и раскрытия музыкальных талантов;
• руководителям городов и регионов совместно с организаторами конкурсов — способствовать приданию музыкальным конкурсам особого статуса как события, формирующего художественный облик города, области, республики, края и в значительной степени определяющего экономическую, туристическую, культурную составляющую жизни города или региона;
предусмотреть в финансировании конкурсов расходы на взаимодействие со средствами массовой информации, проведение полноценной рекламной кампании в региональных и муниципальных СМИ, распространение рекламной продукции в городе (афиши, баннеры, билборды и пр.); в том числе, информационную поддержку конкурса со стороны АМКР, газеты «Музыкальное обозрение» и их информационных ресурсов;
• установить, что осуществлять художественное руководство конкурса могут лишь профессиональные музыканты и деятели музыкального искусства;
• рекомендовать организаторам конкурсов в кратчайшие сроки провести мониторинг состояния конкурсов, взяв за основу анкету, разработанную АМКР (анкета прилагается);
• рекомендовать региональным министерствам и муниципальным департаментам культуры ежегодно консультироваться с дирекцией АМКР по поводу конкурсов, входящих в Ассоциацию, которые предполагается рассматривать в портфолио соискателей на присуждение стипендий и премий Мэра и Губернатора;
• рекомендовать повысить требования к составу жюри: отказаться от включения в жюри педагогов, чьи ученики принимают участие в конкурсе; установить нижнюю границу количества членов жюри (не менее 7, в крайнем случае 5, обязательно нечетное число);
• найти способы и финансовые механизмы для обеспечения регулярности проведения конкурса как основного показателя стабильности конкурса;
• приглашать экспертов АМКР для консультаций по организации и проведению конкурсов;
• обратиться в Министерство культуры РФ и Министерство просвещения РФ с рекомендацией разработать и ввести дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Академическое пение»;
• запросить у организаторов конкурсов предложения по выработке критериев категоризации конкурсов и совершенствованию конкурсного дела.

Участники Конференции выразили благодарность Ассоциации музыкальных конкурсов России за ее деятельность и отметили объединяющую роль профессионального сообщества в создании единого информационного пространства.

Кликните на картинку, чтобы увеличить