Презентация фестиваля в Экс-ан-Провансе в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко

Презентация фестиваля в Экс-ан-Провансе в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко
Иллюстрация https://www.facebook.com/festivalaix/
10 февраля 2020 года в Москве впервые пройдет презентация Фестиваля в Экс-ан-Провансе/Festival international d’art lyrique d’Aix-en-Provence, одного из самых важных музыкальных фестивалей мира.

Команда Фестиваля в Экс-ан-Провансе во главе с директором Пьером Оди расскажет о программе 2020 года. К французским коллегам присоединится режиссер Дмитрий Черняков, который давно и исключительно плодотворно сотрудничает с фестивалем и готовит премьеру новой постановки в этом году. Генеральный директор Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Антон Гетьман и генеральный директор Фестиваля «Золотая Маска» Мария Ревякина уделят особое внимание сотрудничеству с Фестивалем в Экс-ан-Провансе и будущим партнерским проектам.

Фестиваль в Экс-ан-Провансе основан в 1948 году и проходит ежегодно, летом, в течение более чем 70 лет. В афише фестиваля собственные оперные продукции – постановки великих партитур, шедевров эпохи барокко, произведений современных композиторов, – а также камерные и симфонические концерты.

Исключительное значение Фестиваля в Эксе связано с именами двух его выдающихся директоров – Стефана Лисснера, руководившего Эксом с 1998 по 2006 гг., и Бернара Фоккруля (2007–2018). Именно они сформировали главные принципы фестиваля, среди которых – опора на главные (и самые неординарные) имена европейской режиссуры, высочайший музыкальный и исполнительский уровень.

В Эксе свободно и ярко работали режиссеры Питер Брук, Патрис Шеро, Люк Бонди, Роберт Карсен, Ромео Кастеллуччи, Кэти Митчелл, Робер Лепаж, Кшиштоф Варликовский, Питер Селларс, Саймон Макберни; дирижеры Клаудио Аббадо, Джон Элиот Гардинер, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниел Хардинг.

В 2014 году фестиваль получил Международную премию Opera Awards как лучший фестиваль года.

В 2019 году Фестиваль возглавил известный режиссер Пьер Оди, который говорит так: «Фестиваль в Экс-ан-Провансе смело вступил в новую эру, не позабыв о принципах, обеспечивших его успешность на протяжении более семидесяти лет. Фестиваль прошлого года, объединивший крупных художников и инновационные, оригинальные проекты, получил международное признание, как аудитории, так и критиков. Этот успех вдохновил нас идти по тому же пути».

Фестиваль 2020

Фестиваль в Экс-ан-Провансе пройдет с 30 июня по 18 июля 2020 года.

В его программе– пять оперных спектаклей:

  • «Воццек» А. Берга. Дирижер Саймон Рэттл, режиссер Саймон Макберни,
  • «Cosi fan tutte» В.А. Моцарта. Дирижер Томас Хенгельброк, режиссер Дмитрий Черняков,
  • «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Дирижер Азиз Шохакимов, режиссер Барри Коски,
  • «Коронация Поппеи» К. Монтеверди. Дирижер Леонардо Гарсиа Аларкон, режиссер Тед Хаффман,
  • «Невинность» К. Саариахо. Дирижер Сюзанна Мялкки, режиссер Саймон Стоун.

«Орфей» К. Монтеверди пройдет в концертном исполнении, дирижер Леонардо Гарсиа Аларкон.

Среди артистов, занятых в спектаклях фестиваля 2020 года – Кристиан Герхаер, Сабин Девьель, Аня Кампе, Георг Нигль, Вероник Жанс, Сандрин Пьо, Анна Прохазка, Магдалена Кожена, Клаудия Манке, Ричард Крофт, Рассел Браун, Николь Шевалье, Дмитрий Ульянов.

Фестиваль в Экс-ан-Провансе не ограничивается большими оперными постановками. В 1998 году была основана Академия, которая ведет серьезную и успешную образовательную и исследовательскую работу с молодыми профессионалами самых разных специальностей.

В последнее десятилетие программа фестиваля в Экс-ан-Провансе дополняется огромным количеством специальных событий – встреч, дискуссий, городских мероприятий для самой широкой публики. Фестиваль одним из первых стал транслировать спектакли на телевидении.

Фестиваль в Эксе отличает сочетание самых высоких художественных требований, открытость и смелость в подходах к организации художественных процессов, а главное – удивительный демократизм, который не принято ждать от оперного фестиваля первого уровня. Фестиваль в Эксе можно назвать экспериментальной платформой для обмена идеями в области оперного и других видов искусств.

Среди принципиальных свойств фестиваля в Экс-ан-Провансе – активное и систематическое международное сотрудничество. Выпуск спектаклей-копродукций с самыми разными театрами мира, в том числе и российскими, позволяет развивать оперный театр, вовлекая в него все большие творческие и продюсерские ресурсы. Фестиваль и его команда ведут большую просветительскую деятельность, в которую, к счастью, включена и наша страна.

Копродукции Фестиваля в Экс-ан-Провансе с российскими театрами

2010 г. – «Дон Жуан» В.А. Моцарта, совместно с Большим театром, премьера в России в 2010 г.;

2015 г. – «Альцина» Г.Ф. Генделя, совместно с Большим театром, премьера в России в 2017 г.;

2017 г. – «Похождения повесы» И.Ф. Стравинского, совместно с Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, премьера в России в 2019 г.;

2018 г. – «Дидона и Эней» Г. Перселла, совместно с Большим театром, премьера в России в 2019 г.

В 2017 году в Большом театре состоялась программа Фестиваля в Экс-ан-Провансе, включавшая две постановки Кэти Митчелл – «Написано на коже» Дж. Бенджамина и «Траурная ночь» на музыку И.С. Баха.

В 2017 году Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко открыл проект «Опера на экране» циклом спектаклей Фестиваля в Экс-ан-Провансе.

В 2018 году Бернар Фоккруль принял участие в Международной конференции руководителей зарубежных театральных фестивалей, проведенной Институтом театра, образовательным проектом Фестиваля «Золотая Маска».

Особая роль Фестиваля в Экс-ан-Провансе в развитии современного театра вдохновила две ведущие российские театральные институции, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и Фестиваль «Золотая Маска», во-первых, инициировать презентацию в Москве, во-вторых – задуматься о новом масштабном совместном проекте. Он позволит вновь показать в Москве прекрасные спектакли, созданные в Эксе в последние годы. Об этом более детально Антон Гетьман и Мария Ревякина расскажут уже 10 февраля.