Премьера в Мариинском театре: «Нюрнбергские мейстерзингеры» (21, 22, 30 июля 2023)

Премьера в Мариинском театре: «Нюрнбергские мейстерзингеры» (21, 22, 30 июля 2023)
Иллюстрация к спектаклю — Мариинский театр, официальный сайт

21, 22 и 30 июля на Новой сцене Мариинского театра – премьерные показы комической оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев. Режиссер-постановщик – Константин Балакин. Художник по декорациям и художник по костюмам – Елена Вершинина. Художник по свету – Ирина Вторникова. Художник по видео – Сергей Некозырев. Хореограф – Александр Сергеев. Состав исполнителей будет объявлен позднее.

«Нюрнбергские мейстерзингеры» – последняя опера, которой Мариинке не хватало для полной вагнеровской коллекции: в репертуаре театра на данный момент – 9 из 10 зрелых опер композитора. Работа над постановкой «Мейстерзингеров» идет с октября 2020, когда впервые было представлено концертное исполнение первого акта. 20 февраля 2023 опера прозвучала на сцене Мариинского-2 в концертном исполнении.

Сюжет отправляет слушателей в Нюрнберг XVI века и знакомит с жизнью мейстерзингеров – немецких поэтов-певцов из сословия цеховых ремесленников. Ради создания «Мейстерзингеров» Вагнер проштудировал множество исторических источников о мейстерзанге и немецкой ремесленной культуре, создав в итоге полнокровный образ средневекового города в духе брейгелевских полотен.

Мировая премьера оперы состоялась 21 июня 1868 в Мюнхенском придворном театре. Во время спектакля Вагнер сидел в ложе со своим высокопоставленным и щедрым меценатом – баварским королем Людвигом II, которому и посвятил сочинение. С 1869 опера начала победное шествие по городам Германии, а затем всей Европы. Российская публика впервые услышала сочинение целиком в 1898 – в Мариинский театр оперу привезла интернациональная труппа под управлением Ганса Рихтера.

В 1909 «Мейстерзингеры» впервые вошли в репертуар российского театра – московской Оперы Зимина. В Мариинском же собственную постановку представили в 1914 – опера «Нюрнбергские мастера пения» звучала на русском языке в переводе Виктора Коломийцева. Выдержав четыре представления, сочинение было исключено из репертуара, как и все немецкие оперы после начала Первой мировой войны. Следующий спектакль появился уже после революции – в 1926, однако он был признан неудачным и после трех представлений был также снят с репертуара. Спустя три года оперу поставили в Большом театре в Москве, а спустя еще три – в Малом оперном в Ленинграде, после чего «Нюрнбергских мейстерзингеров» в России целиком не исполняли на протяжении почти ста лет.

Режиссер-постановщик грядущей премьеры – Константин Балакин – ранее ставил спектакли в «Геликон-опере», Волгоградской оперной антрепризе, Ростовском музыкальном театре, Астраханском театре оперы и балета, Новосибирском музыкальном театре и др.

В опере, которая длится более пяти часов, режиссер нашел множество тем для диалога со зрителем: «Здесь есть и про традицию, и про новаторство, и про вдохновение, и про рутину. В этой опере заложено большое количество пластов размышлений об искусстве с множеством ответвлений. В ней присутствует лирика, в ней есть и место для улыбки, и здоровая доля пафоса». Основной идеей постановки стала одна из главных мыслей, заложенных Вагнером: невозможно создать новое в отрыве от корней.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях