Премьера балета Бориса Тищенко «Ярославна» (14—17 декабря, Пермский театр оперы и балета)

Премьера балета Бориса Тищенко «Ярославна» (14—17 декабря, Пермский театр оперы и балета)

В Перми готовится премьера балета Бориса Тищенко «Ярославна» в новой сценической версии Алексея Мирошниченко. Музыкальный руководитель и дирижер – Артем Абашев. Дирижер – Владимир Ткаченко. Художник-постановщик – Альона Пикалова. Художник по костюмам – Татьяна Ногинова. Премьерные показы состоятся 14, 15, 16 и 17 декабря 2023.

Балет «Ярославна» написан композитором Борисом Тищенко (1939-2010) по мотивам древнерусского литературного памятника XII века – «Слово о полку Игореве». Ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» звучат в партитуре Тищенко в исполнении хора. Идею спектакля по мотивам «Слова о полку Игореве» придумал хореограф Олег Виноградов. В прошлом году Виноградов отметил 85-летний юбилей, а премьера приурочена к полувековому юбилею балета «Ярославна».

Мировая премьера балета прошла в 1974 в ленинградском МАЛЕГОТе (хореограф, автор либретто и сценограф Олег Виноградов, режиссер Юрий Любимов), в 1977 году «Ярославна» была поставлена в Новосибирске – и лишь через сорок лет, в 2017 году, была реализована вновь, на сцене Мариинского театра, с хореографией Владимира Варнавы. На сцену Пермского театра оперы и балета «Ярославна» возвращается в хореографии Алексея Мирошниченко, вернувшегося на пост руководителя балетной труппы Пермского театра – он выступил автором и новой версии либретто.

Музыкальный руководитель и дирижер – Артем Абашев (в 2019-2021 – главный дирижер Пермской оперы, сменивший на этом посту Теодора Курентзиса). Дирижер – Владимир Ткаченко (нынешний главный дирижер театра).

Артем АБАШЕВ: «В музыке “Ярославны” есть и молитва, и сакральные эпизоды, и кульминационный момент всей партитуры – мистический – это, конечно, затмение. Поэтому и к трактовке балета я подхожу как к ритуалу. В нашем спектакле вообще ритуальность имеет большое значение. Но, пожалуй, все-таки главная краска – это хор. Балет вполне мог бы звучать в концертном исполнении. Он написан, по большому счету, в ораториальном жанре – где активная роль у хора. Он исполняет текст – цитаты из “Слова о полку Игореве”, с помощью которых собирает драматургию балета. Это рассказчик, который ведет повествование, и в нашем спектакле он перемещает нас из действия в действие. Хор – абсолютно полноценный участник балета».

Альона ПИКАЛОВА: «В основе оформления нашего спектакля лежит фактура простой грубоватой ткани, льняного полотна. Монохромный занавес сделан из множества переплетенных домотканых полотен. Натуральные грубоватые холщовые ткани являются отсылкой к театральным работам 1970-х, к эпохе создания партитуры Тищенко. С другой стороны, эта фактура “произрастает” и из текста “Слова о полку Игореве”. Наш занавес – это полотно, сплетенное из нитей-полотен. Как если бы мы смотрели на ткань через микроскоп и видели, как она сделана. Наше полотно проходит несколько трансформаций по ходу действия спектакля: от чистого и нового до разорванного и обгоревшего…»

Татьяна НОГИНОВА: «Вся система персонажей этого спектакля разделена на две части: мир людей с их страшными и великими поступками и мир сущностей (они же духи предков, облачные девы, ангелы, свита смерти и пр.), которые окружают людей независимо от их веры – христианской или языческой. И над всем этим царит главная вводная – тело танцовщика и хореография. Как сновидения превратить в нитки и ткани? Как передать ощущение воды, огня, тумана, смерти? Как сочинить мужской костюм, который сопрягает в себе национальный крой, силуэт русского витязя и возможность парить над сценой в танце? Я очень люблю сложные логистические задачи в костюме, но даже на фоне всего остального моего опыта, здесь пришлось поломать голову».

К премьере «Ярославны» приурочен цикл «Лаборатории современного зрителя» – публичной программы Пермского театра оперы и балета. 11 декабря пройдет паблик-ток со сценографом Альоной Пикаловой, 17 декабря – творческая встреча с руководителем Пермского балета Алексеем Мирошниченко. События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.