Премьера «Литургии» Николая Черепнина в Пермской филармонии

Премьера «Литургии» Николая Черепнина в Пермской филармонии
Николай ЧЕРЕПНИН. Архивное фото
15 ноября в Пермской филармонии — премьера «Литургии» русского композитора XX века Николая Черепнина в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного артиста России Владислава Новика.

Изначально Литургия – главное христианское богослужение, «сердце православной церкви» (аналог католической Мессы), где важная составная часть – Песнопения.

На протяжении многих веков в России создавались духовные песнопения. Их авторами были и маститые композиторы, и безвестные регенты-анонимы. Шаг за шагом отвоёвывали русские музыканты у церковных запретов своё право на художественное творчество. Проникновение народно-песенных интонаций в канонизированные мелодии духовных гимнов, утверждение запрещенного ранее многоголосия – это их крупнейшие завоевания. Один только запрет русской церкви не нарушался никогда – запрет на использование инструментов. Однако, именно он обернулся могучим стимулом для творческого воображения в рамках акапелльной музыки (без инструментального сопровождения). Создавая произведения для хора a cappella, русские композиторы стремились на понятном современникам музыкальном языке, посредством звучания только певческих голосов, выразить самые тонкие движения души, понятные всем и каждому.

Выразительность сложной хоровой фактуры, изобретательность голосоведения, красочный гармоничный язык, трепетная мелодика – это русский духовный концертно-хоровой стиль, аналога которому не существует.

В разное время духовную музыку писали многие русские классики: Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Кастальский.

К их числу относится лучший ученик Римского-Корсакова – композитор Николай Николаевич Черепнин (1873-1945). До революции – профессор Петербургской консерватории, преподавал дирижирование. Среди его учеников был Сергей Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений. В 1921 году Черепнин переезжает во Францию. В 1923 году по его инициативе в Париже была создана Русская консерватория, в которой он проработал почти до конца жизни, отказываясь получать деньги за свой труд, считая, что они должны быть отданы более нуждающимся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьевде-Буа под Парижем. Черепнин много работал в жанрах оркестровой, хоровой и камерной музыки.

Н. Н. Черепнин стал первым композитором, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего проекта «Русских сезонов». Обладая ярким композиторским талантом, вращаясь в среде художников и музыкантов, изменивших лицо искусства XX века, Черепнин создал произведения, перевернувшие представление о современном балетном спектакле — «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо». Сергей Дягилев оценивал композитора как одного из «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии». Ю. Шапорин, занимавшийся у Черепнина по чтению партитур, так описывает своего учителя: «Из всех профессоров консерватории он был, пожалуй, наиболее передовым по своим художественным устремлениям». Критики отмечали, что композитор «обладал самостоятельным и неповторимым обликом в контексте художественной культуры начала XX века и сказал собственное слово, внёс заметный творческий вклад в мировое музыкально-художественное наследие».

Особое место в его творчестве занимала духовная музыка, в которой Черепнин сказал свое яркое слово. Им были созданы Литургии и «Всенощная». В них композитор пластично сочетает подлинные интонации роспевов и их свободное варьирование. То, что свойственно светскому стилю Черепнина – сдержанность в выражении чувств, гармоничность и тембровая красочность, «мозаичность» выразительных средств, в полной мере нашло выражение в его духовной музыке.

Уральский государственный камерный хор – один из лучших коллективов России. Именно духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют его творческий имидж.

Для Владислава Новика и его коллектива это премьерное исполнение является продолжением большой, долгой и плодотворной работы по воскрешению лучших образцов русской хоровой музыки.

Премьера «Литургии» в исполнении замечательного Хора не только позволит нам познакомиться с удивительным по красоте духовным произведением, но и сделает музыку Николая Черепнина фактом сегодняшней культуры.

Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии, художественный руководитель и дирижер Владислав Новик