«Последний день вечного города»: мировая премьера сочинения Ильи Демуцкого (11 ноября 2021, «Зарядье»)

«Последний день вечного города»: мировая премьера сочинения Ильи Демуцкого (11 ноября 2021, «Зарядье»)
Илья Демуцкий. Фото пресс-службы концертного зала Зарядье

11 ноября в Большом зале «Зарядья» состоится мировая премьера сочинения Ильи Демуцкого «Последний день вечного города» – для чтеца, солистов, хора, инструментального ансамбля с видео-сценографией. Среди участников премьеры – солисты Минин-хора.

«При создании оратории использованы стихотворения, пьесы, письма поэтов, писателей и философов Древнего Рима и Греции, папирусы, документы и граффити (надписи со стен) древнего Рима, Помпеи и Греции, стихотворения и поэмы Лорда Джорджа Байрона, Иосифа Бродского, Овидия, Катулла, Марциала, Ювенала, письма Сенеки и Плиния Младшего», – так описывается предстоящая премьера на сайте «Зарядья».

«Мое сочинение и не опера, и не оратория в чистом виде, хотя есть черты и оперы, и оратории. На первом плане для меня был хор во всем многообразии его возможностей, его красота и, если можно так сказать, не-красота потому что избранный язык, выразительные средства очень контрастны. В период сочинения я понял, что отзвук в моей душе (не только в этой конкретной работе) нашла самая разная музыка, особенно та, которую я пел как хорист или дирижировал. Например, Carmina Burana Карла Орфа. Иногда я полушутливо называю свою работу русской Карминой Бураной.

Мы искали именно универсальность. В самом названии, которое долго и трудно рождалось, скрыто противоречие: Последний день вечного города. Именно последний и именно вечного! А какой это город? Мы не говорим. Может быть, Москва — есть такая отсылка. А может быть, и Древний Рим. Ну вот эти граффити на стенах, подлинные, времен Древнего Рима: знаете, писали-то те же неприличные слова, которые мы и сейчас видим! Или, например, в одной из сцен зачитывается меню того времени слушайте, да то же самое мы увидим сейчас в лучших ресторанах Москвы! Так что, кроме визуальной части, наша жизнь не очень-то изменилась: люди хотят вкусно поесть, пережить романтическое увлечение, эротическую страсть или политическое потрясение», – говорит Илья Демуцкий.

Авторы либретто – драматург Ольга Маслова и поэт Катя Капович.

«Сначала я наткнулась на фото ресторанчика, откопанного недавно в Помпеях и подозрительно напоминающего привокзальное заведение рядом с метро “Комсомольская”. Потом – на фразу из письма двухтысячелетней давности о том, как пыльно и душно летом в Риме, как коренным жителям некуда деваться от приезжих, и потому надо срочно бежать за город, на дачу, на свежий воздух, за свежим молоком. Захотелось ответить на вопрос, заданный еще в 1-м веке нашей эры: “Ну и что же тебя здесь держит, добровольный заложник города?” Результатом замысла стало сочинение Ильи Демуцкого, воссоздающее звуковой ландшафт мегаполиса», – говорит Ольга Маслова.

Режиссер-постановщик – Дарья Борисова. Художник-постановщик, художник по свету – Тимофей Ермолин. Дирижер – художественный руководитель Минин-хора Тимофей Гольберг. Художник по костюмам – Светлана Грищенкова. Режиссер по сценической пластике – Албертс Альбертс.

В ролях: Провинциал – солист Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова Александр Мартынов (баритон); Роман – Станислав Беляев (МХТ имени А. П. Чехова); Иохим – Павел Кравец (Электротеатр «Станиславский»).

Также среди исполнителей – солист Новой Оперы Станислав Мостовой.

Премьера «Последнего дня вечного города» перенесена со 2 ноября 2021: из-за ситуации с коронавирусом в столице и в соответствии с указом мэра Москвы дирекция «Зарядья» отменила все мероприятия с 28 октября по 7 ноября. С 8 ноября попасть на концерты в «Зарядье» можно будет только по QR-коду.

Илья Демуцкий (род. 1983, Ленинград) известен, в частности, тем, что в 2015 на его музыку Кирилл Серебренников совместно с Юрием Посоховым поставил в Большом театре балет «Герой нашего времени» (в 2016 этот спектакль получил «Золотую маску», Демуцкий победил в номинации «Лучшая работа композитора»), а в 2017 – также вместе с Ю. Посоховым – балет «Нуреев» (эта работа была отмечена премией газеты «Музыкальное обозрение» за 2017 год).

«МО»