Памяти композитора Георгия Дорохова: концерт абонемента «Персона-композитор» (фотогалерея)

Памяти композитора Георгия Дорохова: концерт абонемента «Персона-композитор» (фотогалерея)

12 апреля в Камерном зале Московской филармонии состоялся концерт памяти композитора Георгия ДОРОХОВА (1984—2013). Концерт завершил 13-й сезон абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона-композитор». Автор абонемента – Андрей УСТИНОВ, главный редактор «Музыкального обозрения».

Слово о композиторе: Владимир ГОРЛИНСКИЙ, Сергей НЕВСКИЙ,, Федор СОФРОНОВ, Алексей СЫСОЕВ, Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ.

Андрей УСТИНОВ. Слово о композиторе

Сегодня последний концерт 13-го сезона абонемента «Персона композитор». Предыдущий концерт был посвящен творчеству Николая Попова. Как обычно, еще в декабре 2020 года, мы планировали нынешний сезон и тогда же выбирали числа, из предложенных, и из удобных, участникам и мне. И в тот момент даже не представляли, что вчера, 11 апреля – день рождения Георгия Дорохова.  Которому исполнилось бы 38 лет.

Среди композиторов, которые были моими гостями на этой маленькой сцене за 13 сезонов,  а это более сорока — четыре ушли из жизни. Концерт Александра Вустина был запланирован, но он не дожил. И он стал жертвой Ковида, который тогда еще не очень могли лечить. И это второй концерт Памяти.

Думаю, что Георгий наверняка стал бы участником нашего проекта. Каким бы он был сегодня? Как он отреагировал бы на происходящее в стране? С его стремлением к открытости, честности, радикальности, смелости и свободе? Но…

Заглянуть в будущее можно только из прошлого – зная уже, что было прежде свершившегося потом. Там, в прошлом… Это знание, дает возможность учиться прогнозировать свое будущее. И в то же время история не учит так, как нам бы хотелось.

Я долго думал об этом и пришел к выводу, что каждый выбирает в ней близкое ему. Подонков быть подонками, палачей палачами, смелых – смелыми, честных – честности.

Но аналогии беспомощны и слабы. И встает мучительный вопрос. А что, нет никакого будущего – есть только прошлое и творящееся сегодня настоящее?

Когда мы задумывали это проект мы жили в одной стране – России, в одном мире –World and peace, peace and worrys, которые теперь не вернутся, если так можно выразиться, к status quo.

Собственно, мало что возвращается, нельзя дважды войти в туже воду, но особенно, когда прерывается связь времен. Невозможно было предсказать и такое настоящее. Точнее, не хотелось и не верилось. И нельзя заглянуть в будущее. Ох уж эти игры с будущим… есть ли оно?

Около 10 лет назад писатель, литературовед, литературный и музыкальный критик, журналист Дмитрий Бавильский много беседовал с композиторами, выпустил книгу, и сегодня его беседы с Георгием Дороховым и его мамой, одни из важнейших источников, представляющих композитора.

«— Каким вы видите свое будущее?  На что может рассчитывать человек, посвятивший себя сочинению музыки?

— Буду продолжать в том же ключе, что и сейчас! Надеюсь, что основной отрезок композиторского пути еще только предстоит пройти, и интересно — каким он будет и куда приведет»

Очень точно написал о Дорохове Сергей Невский. Процитирую.

«Дорохов заново ставил под вопрос саму концертную ситуацию, вторгаясь в зону комфорта исполнителя и слушателя, намеренно нарушая дистанцию, вторгаясь в личное пространство. И, вторгаясь, давал нам понять, что все вопросы, поставленные искусством 60-х, до сих пор открыты. Если какие-то вещи по-прежнему причиняют боль, то они по-прежнему актуальны».

Еще в интервью Бавильскому мама Дорохова Надежда сказала: «И в музыке, и в коротких рассказах и рисунках Гоши, как это ни могло бы показаться странным, есть нечто общее. Это идея исчезновения, разрушения, дематериализации, сведения к нулю, отрицания.

И мне кажется, что это разрушение направлено прежде всего против лжи, словно бы с картины мира сдирается фальшивый красочный слой, отравляющий и искажающий восприятие и не позволяющий увидеть невидимое. Гоша остро осознавал близость края, побывав в критическом состоянии. И, наверное, слышимое им тиканье в течение многих лет металлического клапана –  это тоже был своего рода часовой механизм, постоянно напоминавший о дедлайне, прошу прощения за мрачный каламбур».

Мне кажется, это была попытка прорваться в дремучие миры русского подсознания, в облака пустоты, где они роятся, как это делал Андрей Платонов, а сейчас Владимир Сорокин. Вызволить их, вытащить на свет, озвучить, осознать.

Сегодня поколение композиторов ровесников Дорохова и чуть старше, и чуть моложе, составляют любопытный, увлекательный ландшафт новой музыки. Да и вообще, по сравнению с 10-летием назад картина репертуарная — и здесь в филармонии, и в Москве — кардинально изменилась.

Музыка второй половины 20 века и новейшая музыка звучит много. И что важно, в этой картине, в этом ландшафте находится место и музыке Георгия Дорохова.

Сегодня, к тому же, еще и день космонавтики. Может быть, от этого дня надо было писать новую историю России? Или с 1953?

Человеку все как-то хочется летать – как птица.  Может быть этим романтизмом мы были охвачены в прошлые десятилетия, а сейчас, разобраться бы с проблемами на земле и в своей жизни.

Сегодня на космодромах какие-то события — Илон Маск. Президенты и прочее… А я вспоминаю старый советский анекдот, о полетах…

«Собрание в колхозе в 50-е годы, наверное. У колхоза появились деньги, Собрали совет — думают, обсуждают, как потратить. Построить новый коровник, или новую сенокосилку купить.

А дед Парамон предлагает:

— А давайте купим фанеру на все деньги.

— А зачем же, дед?

— А построим ероплан и улетим отсюда.»

Ну они пусть летят, куда дед им предложил

А мы полетим мы сегодня в мир музыки Георгия Дорохова. Сегодня мы будем вспоминать Гергия Дорохова вместе с Сергеем Невским, Владимиром Тарнопольским, Владимиром Горлинским, Алексеем Сысоевым и Федором Софроновым.

Владимир ГОРЛИНСКИЙ


Сергей НЕВСКИЙ


Федор СОФРОНОВ


Алексей СЫСОЕВ


Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ


Фото Олег Сингареев

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм