От «Сатьяграхи» до «Русалки»

Достижения и планы Екатеринбургского академического театра оперы и балета
От «Сатьяграхи» до «Русалки»

Завершившийся сезон — 103‑й в истории театра — отмечен несколькими творческими кульминациями. Первой из них была российская премьера оперы Ф. Гласса «Сатьяграха» в сентябре — важнейшая веха в истории не только Екатеринбургской оперы, но и в России в целом.

В конце февраля — начале марта театр представил еще одну оперную премьеру: «Риголетто» Д. Верди (дирижер Павел Клиничев, режиссер Игорь Ушаков).

Ключевым событием сезона стал концерт-действо Opus 25, посвященный 25‑летию газеты «Музыкальное обозрение» (3 октября 2014, дирижер Михаил Грановский, режиссер Дмитрий Белянушкин) (см. «МО», 2014, № 10). В нем принял участие весь коллектив театра: солисты, хор, балет, оркестр. Состоялись мировые премьеры балетов «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (пост. В. Самодуров) и «Посвящение» на музыку Р. Шумана-Ф. Листа (пост. Н. Малыгина) .

Прошли концерты к 175‑летию П. И. Чайковского, к 70‑летию Победы, концерт, посвященный юбилею художественного руководителя оперы нар. арт. России, проф. Светланы Зализняк.

Под занавес сезона на вершину триумфа взошел балет: как и в прошлом году, собран букет «Золотых масок»; представлено несколько ярких премьер: «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро», а также «Terra Nova» — триптих одноактных балетов, два из которых — премьеры: «Занавес» и «Step Lightly» (в успехах Екатеринбургского балета первоочередная заслуга принадлежит его худруку, многократному обладателю «Золотой маски» Вячеславу Самодурову).

В начале 2015 было объявлено о том, что две балетные премьеры-2014 — «Цветоделика» и «Мимолетности» — получили премию газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Спектакль года — балет», а Вячеслав Самодуров второй год подряд удостоен премии «МО» как «Персона года».

Спектакль «Сатьяграха» отмечен областной премией «Браво!» и премией Casta Diva (единственной в России в области оперной музыки). Причем премией «Браво!» спектакль награжден как лучший спектакль года на Урале, независимо от жанра (опера, балет, драма и т. д.) — так организаторы и жюри премии подчеркнули уникальность и значимость этой постановки. Владимиру Чеберяку, исполнителю партии Ганди, досталась награда за лучшую мужскую роль. Кроме того, лучшим балетмейстером назван В. Самодуров, лучшей танцовщицей — Елена Воробьева.

Весной было объявлено о предстоящей в сентябре 2016 российской премьере оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка».

Финансы поют… и танцуют

В сезоне 2014—2015 работа театра шла в условиях заметного сокращения финансирования. Вот что рассказал директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин:

«В начале года мы получили информацию о том, что наш бюджет сокращен на 76 млн. руб.: это 21 процент от бюджета прошлого года. Из 268 млн., запланированных от нашего учредителя — Министерства культуры — мы получили 208 млн. Грант, который составлял прежде 144 млн., был уменьшен на 10 процентов. Надо при этом учитывать, что средняя стоимость премьеры сегодня — 12—14 млн. руб.

В этой ситуации Минкультуры предложило нам сократить количество премьер до двух. Пойти на это мы не могли: это значило бы отказаться от намеченных планов и достигнутых договоренностей. Разве можно было, например, отказаться от работы с, руководителем театра NDT Полом Лайтфутом, которого Слава Самодуров уговаривал ставить балет в Екатеринбурге? Поэтому мы пошли ва-банк и выпустили все пять новых постановок, запланированных на сезон: оперы «Сатьяграха», «Риголетто» и балеты «Тщетная предосторожность», «Занавес» и «Step Lightly».

Руководство театра ищет выходы из сложной экономической ситуации. Так, премьеры прошлого сезона были осуществлены при поддержке спонсоров и благотворителей. В частности, по словам А. Шишкина, спектакль «Занавес» В. Самодурова с прима-балериной ГАБТ России М. Александровой в главной партии, вошедший в триптих «Terra Nova», выпущен на средства Фонда «Евразия балет». Этот же фонд помог частично оплатить расходы на спектакль «Step Lightly» (гонорар постановщикам).

«Мы впервые определили репертуар до февраля 2016: необходимо как можно раньше начать продажу билетов, — продолжает А. Шишкин. — Сократили афишу: она стала более компактна. Нужно увеличивать прокат наиболее кассовых спектаклей, имеющих больший успех у публики и приносящих максимальный доход. Поэтому мы временно вывели из репертуара по 5 опер и балетов. Но это не значит, что совсем отказываемся от них. Например, «Тоску» вывозили на гастроли на Тайвань, «Любовь и смерть» зимой повезем в Германию. Возможно, через год—два ситуация изменится, и спектакли вернутся в репертуар: кстати, это обычная практика западных театров.

Мы стремимся расширить внебюджетные возможности: создали отдел фандрайзинга, с помощью которого привлекаем спонсоров — например, Ahmad Tea».

Другой способ экономии — вывод за штат вспомогательного состава (дворники, билетеры, контролеры…). При том что общее число штатных сотрудников театра сократилось с 800 до 620 человек, творческий состав не сокращается, а в балете, наоборот, даже расширяется. В этом году в театр принято 12 выпускников Уфимского, Пермского и Новосибирского балетных колледжей.

Театру приходится идти на определенные уступки при оформлении спектаклей: использовать более дешевые материалы, искать альтернативу импорту, поскольку отечественные материалы (металл, тюль и т. д.) в разы дешевле. Разумеется, это делается не в ущерб качеству, а с целью разумного расходования средств. Бюджет каждого спектакля тщательно выверяется, и постановщики спектаклей идут навстречу в этих вопросах.

Но в целом, как отмечает А. Шишкин, ситуация стабильная, и решающую роль в этом играют поступления из федерального бюджета.

Гастроли

В октябре 2014 балет побывал в Сербии (Дивертисмент из II акта «Сильфиды», «Тени» из «Баядерки», «Вариации Сальери») и Италии («Баядерка»). В декабре — январе — в Германии, Австрии, Лихтенштейне и Швейцарии со спектаклями «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». С 1 по 28 июня состоялись гастроли оперной труппы на Тайвань («Тоска» Пуччини и «Риголетто» Верди).

Новый маэстро

Главным дирижером ЕГАТОиБ назначен Оливер фон Дохнаньи. Он сменил Павла Клиничева.

Оливер фон Дохнаньи родился 2 марта 1955 в г. Тренчин (Словакия) в семье музыкантов. Учился игре на скрипке и композиции, в Музыкальной академии Праги у В. Ноймана и А. Климы, дирижированию — в Венской высшей школе музыки и исполнительских искусств у О. Зуйтнера, на мастер-классах А. Янсонса, И. Маркевича, Ф. Феррары.

Лауреат конкурсов дирижеров в Сиене и Праге. В 1979—1986 годах — дирижер симфонического оркестра радио Братиславы, в 1986—1991 годах — главный дирижер Национального оперного театра в Братиславе и Словацкого филармонического оркестра. В 1993—1996 годах — главный дирижер Национального оперного театра в Праге. Сотрудничает с оркестрами Чехии, Словакии, Португалии, Японии, США, Англии, Английской национальной оперой, оперными театрами Базеля, Дюссельдорфа, Вены, Цюриха, Карлсруэ, Касселя, Осаки, Датской оперой, Норвежской оперой, центром Бриттена — Пирса в Олдборо. В 2014 О. фон Дохнаньи был дирижером-постановщиком российской премьеры оперы Филипа Гласса «Сатьяграха» в Екатеринбургском театре оперы и балета.

Контракт с Дохнаньи заключен на два года: с 20 июля 2015 по 30 июня 2017 и предусматривает две премьеры в сезоне 2016—2017: «Пассажирка» Вайнберга и «Русалка» Дворжака. Всего он проведет в театре 50 спектаклей.

Павел Клиничев работал в Екатеринбургском театре пять лет, поставив за это время 15 спектаклей: оперы, среди которых «Царская невеста», «Граф Ори», «Отелло», «Риголетто»; балеты, в т. ч. «Cantus Arcticus» и «Цветоделика», которые принесли дирижеру две «Золотые маски».

В последние годы П. Клиничев серьезно задействован в Большом театре, где в сезоне 2015/2016 осуществит первую самостоятельную работу — балет «Ундина», также в тандеме с В. Самодуровым. Павел Клиничев меньше работал в Екатеринбурге, и, по словам А. Шишкина, некоторые из его спектаклей выпадают из репертуара либо идут от случая к случаю.

Театр в прошлом сезоне привлекал новых дирижеров. Появился именитый Андрей Аниханов, главный дирижер Ростовского музыкального театра: он дирижировал премьерой «Тщетной предосторожности». Приглашали молодых: Константина Чудовского — главного дирижера театра в Сантьяго (Чили); дирижера Большого театра Алексея Богорада.

К концу сезона руководством театра было принято решение о том, что П. Клиничев покидает должность главного дирижера, но продолжит сотрудничать с театром. Он будет дирижировать «Риголетто», «Отелло», «Лебединым озером», премьерой которого завершался 103‑й сезон. В планах дирижера — премьера «Ромео и Джульетты» в конце февраля 2016 в постановке В. Самодурова.

А. Шишкин: «Пять лет назад смена главного дирижера происходила довольно сложно для всех. На этот раз мы позаботились о том, чтобы эта процедура прошла мягко, безболезненно и никак не сказалась на творческой работе коллектива театра.

Причин выбора Оливера фон Дохнаньи на должность главного дирижера немало. Он превосходный музыкант, имеет богатый творческий опыт: в 31 год стал главным дирижером Словацкого симфонического оркестра и Национального театра в Братиславе, затем Национального театра Праги.

Дохнаньи хорошо говорит по-русски, обладает цепкой памятью: когда мы проводили кастинг на оперу «Пассажирка», он в течение трех часов прослушал всех претендентов, а потом мы стали их обсуждать — и оказалось, что он детально запомнил каждого! Работать с ним очень комфортно.

Привлечь Дохнаньи удалось, прежде всего, тем, что мы позиционируем себя как театр, способный и готовый экспериментировать, чутко улавливать новые тенденции, двигаться вперед, меняться. Мы готовы идти навстречу предложениям Оливера.

Постановка «Сатьяграхи» прошла очень легко — все успешно взаимодействовали, позитивно влияли друг на друга и вместе добились блестящего общего результата.

«Сатьяграха» вызвала интерес у экспертов «Золотой маски», собрав 5 номинаций (спектакль, работа дирижера, работа режиссера, лучшая мужская роль, работа художника по свету в музыкальном театре). И нужно постоянное присутствие постановщиков — прежде всего, Дохнаньи, который будет заниматься «Сатьяграхой», каждый месяц дирижировать спектаклями, проводить спевки, работать с ансамблями.

У нас уже был печальный опыт с «Летучим голландцем», когда в отсутствие режиссера, с одной оркестровой репетиции в Екатеринбурге и одной в Москве, мы попытались взять «Маску» — и поняли, что так не бывает. Конечно, нужна и постоянная работа режиссера, поэтому Тадэуш Штрасбергер также будет регулярно приезжать и «вычищать» мизансцены.

Мы стремимся к расширению афиши театра. Сегодня в нашем репертуаре нет ни одной чешской оперы. Дохнаньи — носитель языка, много ставил чешские произведения. На Западе чешская музыка имеет такой же вес, как и русская. Она часто представлена в афишах театров. Оливеру интересны авторы ХХ века, например, Яначек. Мы прослушали много опер, в том числе и неизвестные российской аудитории, и остановились на «Русалке» Дворжака.

Маэстро будет вести и текущий репертуар: не только «Сатьяграху», но и «Кармен» после премьеры с М. Гюттлером, «Евгения Онегина», «Летучего голландца», возможно, «Отелло». Условиями контракта предусмотрено, что даже тогда, когда его нет в театре, мы всегда с ним на связи и на основании его советов можем принимать музыкально-художественные решения.

Мы заключили с Дохнаньи договор на два года и 50 спектаклей. Хотя уже сегодня ясно, что на самом деле спектаклей будет больше. Раньше мы такие контракты — пакетом — никогда не заключали».

Планы на новый сезон

Первая премьера — «Кармен» (семь спектаклей подряд: 7, 8, 9, 10, 11, 24 и 25 октября). Премьеру готовила та же команда, что и «Бориса Годунова» три года к 100‑летию театра: дирижер Михаэль Гюттлер, режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев, хормейстер Эльвира Гайфуллина.

А. Шишкин: «Это 13‑я постановка оперы Бизе в нашем театре, начиная с первой — в первом сезоне 1912—1913. Всего же «Кармен» шла на нашей сцене 1150 раз. Титель перенес действие в 1950‑е годы. Колорит времени подчеркивается мундирами первых послевоенных лет, присутствием на сцене военного грузовика в масштабе 1:1, танка, трамвая. Участвует огромный детский хор — 50 человек. Но в основе, конечно, любовь — как и у Мериме, и у Бизе».

Спектакль поставлен на французском языке. Режиссер обратился к первой редакции оперы с разговорными диалогами. Спектакль выходит в год двух юбилеев: 170‑летия создания новеллы Мериме и 140‑летия премьеры оперы Бизе. На вторую половину сезона планируются премьеры балетов Прокофьева: «Ромео и Джульетта» и «Золушка».

«Ромео и Джульетту» поставят В. Самодуров и П. Клиничев, костюмы Ирэны Белоусовой, декорации готовит Энтони Макилуэйн: это будет панорамная трехэтажная металлоконструкция на заднем плане сцены, изготовлением которой театр уже занимается. По словам А. Шишкина, В. Самодуров ставит спектакль, отличный от того, который он ставил в Антверпене в 2013.

Постановщики «Золушки» — балетмейстер Надежда Малыгина, дирижер Михаил Грановский, художник Вячеслав Окунев.

Важнейшим событием «в области балета» стали хореографические мастерские «Dance-Платформа», которые прошли уже в 4‑й раз. С 25 сентября 8 молодых хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска и Красногорска, отобранных из полусотни претендентов, подготовили с балетной труппой ЕГАТОиБ свои работы и представили их на гала-концертах 13 и 14 октября. В жюри — худрук и арт-директор «Dance-Платформы» В. Самодуров, солистка ГАБТ М. Александрова, директор и хореограф Компании «Цюрих Балет» Кристиан Шпук. Наиболее талантливому и достойному, по мнению жюри, участнику форума театр закажет новую постановку.

По маршруту Петербург — Бонн

С 15 по 21 декабря балетная труппа театра будет гастролировать в Германии. В программе гастролей — «Сильфида», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», вечер одноактных балетов («Пахита», сюита из балета «Любовь и Смерть», «Вариации Сальери»). Всего состоится шесть выступлений в Бонне, на родине Бетховена, на сцене Theater Bonn.

В Германию выезжает 90 человек: артисты балета и оркестр, которым будет дирижировать Андрей Аниханов.

«Поначалу мы решили было отказаться от гастролей, — говорит А. Шишкин. — Но наши немецкие партнеры предложили исключительные условия, согласившись оплатить все расходы, включая билеты из Екатеринбурга.

Это необычайно престижное и важное событие в жизни театра».

Перед тем как отправиться в Германию, Екатеринбургский балет, как лауреат премии «Золотая Маска», выступит в Санкт-Петербурге в рамках спецпроекта фестиваля.

А. Шишкин: «Это 13‑я постановка оперы Бизе в нашем театре, начиная с первой — в первом сезоне 1912—1913. Всего же «Кармен» шла на нашей сцене 1150 раз. Титель перенес действие в 1950‑е годы. Колорит времени подчеркивается мундирами первых послевоенных лет, присутствием на сцене военного грузовика в масштабе 1:1, танка, трамвая. Участвует огромный детский хор — 50 человек. Но в основе, конечно, любовь — как и у Мериме, и у Бизе».

Спектакль поставлен на французском языке. Режиссер обратился к первой редакции оперы с разговорными диалогами. Спектакль выходит в год двух юбилеев: 170‑летия создания новеллы Мериме и 140‑летия премьеры оперы Бизе. На вторую половину сезона планируются премьеры балетов Прокофьева: «Ромео и Джульетта» и «Золушка».

«Ромео и Джульетту» поставят В. Самодуров и П. Клиничев, костюмы Ирэны Белоусовой, декорации готовит Энтони Макилуэйн: это будет панорамная трехэтажная металлоконструкция на заднем плане сцены, изготовлением которой театр уже занимается. По словам А. Шишкина, В. Самодуров ставит спектакль, отличный от того, который он ставил в Антверпене в 2013.

Постановщики «Золушки» — балетмейстер Надежда Малыгина, дирижер Михаил Грановский, художник Вячеслав Окунев.

Важнейшим событием «в области балета» стали хореографические мастерские «Dance-Платформа», которые прошли уже в 4‑й раз. С 25 сентября 8 молодых хореографов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска и Красногорска, отобранных из полусотни претендентов, подготовили с балетной труппой ЕГАТОиБ свои работы и представили их на гала-концертах 13 и 14 октября. В жюри — худрук и арт-директор «Dance-Платформы» В. Самодуров, солистка ГАБТ М. Александрова, директор и хореограф Компании «Цюрих Балет» Кристиан Шпук. Наиболее талантливому и достойному, по мнению жюри, участнику форума театр закажет новую постановку.

Перспектива

Театр живет не только ближайшими планами, но и долгосрочными. Едва ли какой-то другой театр, вступая в новый сезон, может абсолютно точно назвать дату первой премьеры сезона, который наступит через год.

На 15 сентября 2016 года запланирована премьера оперы М. Вайнберга «Пассажирка». Это еще один амбициозный проект театра — первая в истории России сценическая постановка оперы Вайнберга, и воплощать его призвана та же творческая команда, которая ставила «Сатьяграху»: дирижер О. фон Дохнаньи и режиссер Т. Штрасбергер.

Кураторы проекта — А. Шишкин и А. Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» — информационного агента проекта.

Известна также ориентировочная дата премьеры «Русалки» Дворжака: март — апрель 2017. Вскоре будут объявлены и балетные премьеры следующего сезона».

11 номинаций на «Маску»

3 ноября объявлены номинанты на национальную театральную премию «Золотая маска» по итогам сезона 2014—2015.

В шорт-лист включены два спектакля ЕГАТОиБ — опера «Сатьяграха» и балет «Тщетная предосторожность» — и их создатели.

«Сатьяграха» — пять номинаций: опера/спектакль, опера/работа дирижера (Оливер фон Дохнаньи), опера/работа режиссера (Тадэуш Штрасбергер), опера/мужская роль (Владимир Чеберяк), работа художника по свету в музыкальном театре (Евгений Виноградов);

«Тщетная предосторожность» — шесть номинаций: балет/спектакль, балет–современный танец/работа балетмейстера–хореографа (Сергей Вихарев), балет–современный танец/женская роль (Елена Ворбьева), балет–современный танец/ мужская роль (Виктор Механошин), работа художника в музыкальном театре (Альона Пикалова), работа художника по костюмам в музыкальном театре (Елена Зайцева).