Opus 32: под знаком «МО»

Opus 32: под знаком «МО»

В программе фестиваля «Сотворчество» — произведения из эксклюзивного проекта «МО» «Opus … »: его порядковый номер соответствует году издания «МО». В 2021 газете — 32 года. В проект «Opus 32» включены сочинения, отмеченные опусом или номером 32; созданные композиторами в 32 года; написанные для 32 исполнителей, 32 инструментов; циклы из 32 вариаций, частей, пьес; произведения из 32 тактов, содержащие в названии цифру 32 и т.д.

В концертах фестиваля «Сотворчество» прозвучат сочинения из проекта “Opus 32”:увертюра к опере Вагнера «Тангейзер», «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси, «Falsa lectio» #2 для басовой флейты Курляндского. Все они написаны композиторами в 32 года.

К 32 годам многие композиторы уже достигают творческой зрелости. А некоторые вскоре после этой даты завершали жизненный путь.

Моцарту оставалось жить три года, Беллини — два, Мендельсону — шесть, Шопену — семь… Шуберт не дожил до 32 лет двух месяцев.

В 32 года Моцарт сочинил три последние симфонии — 39, 40 и 41. Бетховен — три фортепианные сонаты ор. 31 (16, 17, 18).

В 32 года Шуман написал Фортепианный квинтет и Фортепианный квартет, Григ — музыку к «Пер Гюнту», Чайковский — «Франческу да Римини» и Вторую симфонию, Дебюсси — «Послеполуденный отдых фавна», Р. Штраус — «Так говорил Заратустра», Глазунов — балет «Раймонда», Цемлинский — «Русалочку», Холст — «Планеты», Шенберг — Камерную симфонию № 1, Шнитке — Второй скрипичный концерт и Первый струнный квартет, Пендерецкий — «Страсти по Луке».

Мессиан, находясь в концлагере, сочинил квартет «На конец времени».

В этом возрасте создали оперные шедевры Глинка («Жизнь за царя»), Вагнер («Тангейзер»), Верди («Жанна д’Арк»), Равель («Испанский час»), Рахманинов («Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини»), Стравинский («Соловей»), Бриттен («Питер Граймс»).

Для Равеля год 32-летия отмечен испанским колоритом: кроме «Испанского часа», написана «Испанская рапсодия» для оркестра.

В проект «Оpus 32» входят фортепианные трио и фортепианные сонаты Гайдна и Моцарта, «Две поэмы» ор. 32 Скрябина и Прелюдии ор. 32 Рахманинова, «Серьезные вариации» Мендельсона и Пятая соната Прокофьева, два Ноктюрна ор. 32 и Баллада № 4 Шопена,

«Табакерочный вальс» Даргомыжского и «Музыкальная табакерка» Лядова.

Фестивали «Музыкальное обозрение – Opus…» проходят с 2004. В них участвуют филармонии, вузы, оркестры, театры, хоры, ансамбли, солисты.

Самыми масштабными были юбилейные фестивали:

• «Opus 15» (2004): 90 концертов в 40 городах;

• «Opus 20» (2009): 73 концерта в 35 городах;

• «Opus 25» (2014): 120 событий в 60 городах 55 регионов России;

• «Opus 30» (2019): более 50 концертов в 30 городах, с мировой премьерой коллективного сочинения — «Liberta/MO/30/2019» на концерте в «Зарядье».

В фестивалях «МО» участвовали музыканты Саратова. В 2009 под знаком 20-летия газеты объединились оперный театр, филармония, консерватория, Губернский театр хоровой музыки и совместно провели концерт в театре оперы и балета.

Саратовская консерватория в 2009 и 2014 организовала в честь «МО» фестивали из трех концертов.

14 сентября консерватория проведет концерт камерной музыки «Opus 32» на фестивале «Сотворчество». В нем примут участие профессора и преподаватели Саратовской консерватории: Лолита Ангерт, Игорь Виноградов, Владимир Левицкий, Ольга Надольская, Татьяна Нечаева, Александр Рыкель, Марина Соловова (фортепиано), Елена Корастилева (клавесин), Ольга Толкушкина (скрипка), Эдуард Гавриленков (альт), Светлана Стадникова (виолончель), Ольга Скрипинская (флейта), Владимир Скляренко (гобой), Поволжский камерный оркестр, дирижер Михаил Мясников.

Концерт «OPUS 32» станет воспоминанием о вечере, прошедшем в 2004 на фестивале “Музыкальное обозрение – Opus 15”. Исполнение Концерта для 4-х клавиров с оркестром Баха посвящается памяти участников того концерта, выдающихся музыкантов: двух ректоров консерватории — Анатолия Скрипая и Льва Шугома, художественного руководителя Саратовской филармонии Анатолия Катца.