О гонорарах Константина Богомолова и Филиппа Чижевского за «Кармен»

О гонорарах Константина Богомолова и Филиппа Чижевского за «Кармен»
Филипп Чижевский, Константин Богомолов на репетиции спектакля "Кармен". Фото Андрей Чунтомов

Пермское издание «Новый компаньон» опубликовало информацию о гонорарах постановщиков оперы «Кармен» в Пермском оперном театре (премьера – 3-7 апреля 2021). Константин Богомолов – режиссер-постановщик и редактор либретто – назван «не самым высокооплачиваемым приглашенным режиссером» в Пермской опере. Его гонорар за предстоящий спектакль – 1,3 млн рублей, на 200 тысяч меньше, чем у дирижера-постановщика Филиппа Чижевского, но на 337 тысяч больше, чем у художника-постановщика Ларисы Ломакиной.

Если сравнивать с отдельными пианистами и дирижерами, получающими по 4 миллиона рублей за концерт в России, то, конечно, это «не самые высокооплачиваемые» люди искусства. Но есть и те, кто получает сегодня по 5 тысяч рублей за концерт.

Тогда как гонорар Арсения Яковлева, исполнителя партии Хозе в «Кармен» Богомолова – 1,1 млн рублей, а исполнитель партии Эскамильо Павел Янковский получит 1 млн рублей, что заметно уступает гонорарам режиссера Марата Гацалова за постановки в Пермском театре оперы и балета.

«За постановку оперы Моцарта “Дон Жуан” (12+) ему был назначен гонорар в 2,4 млн руб., а за “Иоланту” (16+) Чайковского, премьера которой намечена на июнь этого года, – 2,3 млн руб.», – пишет «Новый компаньон».

В свою очередь, Филипп Григорьян заработал за прокофьевскую «Любовь к трем апельсинам» 972 тысячи рублей как режиссер-постановщик и столько же – как художник-постановщик.

«Каждый режиссер назначает свою сумму гонорара. Она складывается и из его востребованности, и из временных затрат, которые требует от него тот или иной проект, и из его заинтересованности в данном конкретном театре и проекте, и просто из собственного представления о ценности своего труда. Когда театр заинтересован в том или ином постановщике, то предлагает (или соглашается на предложенные) высокие гонорары. Если театр финансово может себе это позволить, то юридически он имеет на это полное право.

У театра пределы гонорара определяются средствами, которые театр выделяет на новые постановки и необходимостью вместить в эти средства еще и изготовление декораций, костюмов и осуществление всех прочих расходов.

Для оперы дополнительную роль играет тот факт, что опера существует в едином мировом контексте. Театры приглашают зарубежных мастеров, и наши талантливые режиссеры оказываются востребованы за рубежом. Это сказывается на порядке цен на этом рынке.

Разброс гонораров режиссеров-постановщиков российских оперных театров велик: по данным сайта госзакупок, только за последние четыре года – от 0,7 млн руб. до 4,5 млн руб. Критерий оценки – соответствие условиям договора, а это, по сути, фактический выпуск спектакля в срок», – прокомментировала современную гонорарную практику кандидат экономических наук, первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. А. П. Чехова Марина Андрейкина.

«МО»