Новая музыка в апреле 2024

Новая музыка в апреле 2024

«Музыкальное обозрение» предлагает дайджест событий новой и новейшей музыки апреля 2024 в Москве и других российских городах.

2 апреля. Москва, ДК Рассвет
Солисты OpensoundOrchestra. Дмитрий Шостакович – Струнный квартет № 13 си-бемоль минор. Струнный квартет № 14 фа-диез мажор. Джордж Крам – Черные ангелы. 13 картин из Темной Земли для электрического струнного квартета».

3 апреля. Московская филармония, Камерный зал
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии. Татьяна Гринденко (скрипка). Штокхаузен – «Знаки зодиака» (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента.

Татьяна Гринденко

3 апреля. Москва, Концертный зал «Зарядье», Малый зал
«Метаморфозы звука». Île Thélème Ensemble. Наталья Соколовская, художественный руководитель, фортепиано. Аяко Танабе, скрипка. Сергей Суворов, виолончель. Татьяна Бикмухаметова, сопрано. Мессиан – Три мелодии для голоса и фортепиано. Шимановский – «Мифы» – три поэмы для скрипки и фортепиано. Равель – «Мадагаскарские песни» для голоса, флейты, виолончели и фортепиано. Ретинский – Трио для скрипки, виолончели и фортепиано.

4 апреля. Екатеринбург, Ельцин Центр
Камерный концерт «Композиторы “Урал Балета”» – к премьере балета «Сказки Перро» – совместный проект театра «Урал Опера Балет» и Ельцин Центра. В исполнении музыкантов оркестра театра прозвучат произведения семи современных российских композиторов, с которыми сотрудничают названные институции. В программе: Настасья Хрущёва – Пять барочных стратегий для скрипки и фортепиано. Юрий Красавин – Девять багателей для фортепиано. Алексей Боловлёнков – Рубаи на стихи Омара Хайяма. Анатолий Королёв – Tafelmusik для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, чембало и фортепиано. Леонид Десятников – The Secret Land для голоса и фортепиано. Алексей Сысоев – Рентгеновский снимок дождя для голоса и телеграфного ключа. Дмитрий Мазуров – Ария из оперы Dark (транскрипция для голоса и ансамбля).

Иллюстрация — Урал Опера Балет, официальный сайт

4 апреля. Москва, Концертный зал им. П. И. Чайковского
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан. Александр Сладковский, дирижер. Елена Таросян (скрипка). В программе: Хиндемит – Симфонические метаморфозы тем Вебера. Брух –Концерт № 1 для скрипки с оркестром соль минор. Барток – Концерт для оркестра.

4 апреля. Московская филармония, Камерный зал
Заключительный концерт абонемента №129 ансамбля «Студия новой музыки». Фёдор Софронов (ведущий). В программе: Шаррино – Ai limiti della notte для виолончели. Фернихоу – Cassandra’s dream song для флейты. Кагель – Recitativarie для поющей клавесинистки. Донатони – Clair – две пьесы для кларнета. Ф. Караев – «… Вы все еще живы, господин министр?!» для скрипки. Циммерман – Présence – белый балет в пяти сценах для скрипки, виолончели и фортепиано (1 и 3 сцены). Донатони – Claire.

Ансамбль "Студия новой музыки"

6 апреля. Москва, Дом культуры «ГЭС-2»
Мировые премьеры двух партитур, созданных специально по заказу Дома культуры «ГЭС-2», прозвучат вместе с первым в России исполнением камерной версии «Песен об умерших детях» Густава Малера. Московский ансамбль современной музыки. Дирижер – Алексей Ньяга. Наталья Буклага (меццо-сопрано). Елене Гвритишвили (сопрано). Арина Зверева (сопрано). В программе: Раннев – Серенада для двух голосов и ансамбля на текст Льва Рубинштейна (2024, мировая премьера). Бушуев – «…пытаюсь вообразить себе человека, который сказал бы Шекспиру: расслабься!» для голоса и ансамбля на текст Андрея Монастырского (2024, мировая премьера). Малер –Песни об умерших детях (1904) на тексты Фридриха Рюккерта в переложении для камерного оркестра Рейнберта де Леу (1983, российская премьера)

9 апреля. Москва, Концертный зал Зарядье
Пианисты Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев, Михаил Турпанов исполнят цикл фортепианных пьес Оливье Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса».

10 апреля. Московская филармония, Камерный зал
Ансамбль «Галерея актуальной музыки». Струнный квартет Vacuum.
Александр Маломожнов (скрипка). Глеб Хохлов (скрипка). Анна Бурчик (альт). Юлия Мигунова (виолончель). Мона Хаба (фортепиано). Рауф Фархадов (лектор). В программе: Фелдман – Durations 2 для виолончели и фортепиано. Гласс – Opening из цикла Glassworks для фортепиано (версия для струнного квартета и фортепиано О. Пайбердина, премьера). Сильвестров – Струнный квартет № 1. Пярт – «Вариации на выздоровление Аринушки» для фортепиано (версия для струнного квартета и фортепиано О. Пайбердина, премьера). Пайбердин – «Барочные петли» для фортепиано и струнного квартета (мировая премьера).

18 апреля. Московская филармония, Камерный зал
Московский Ансамбль Современной Музыки. В программе: Саариахо – «Пеплы» для альт-флейты, виолончели и фортепиано. Кейдж – «Примитив» для подготовленного фортепиано; «Тотемный предок» для подготовленного фортепиано. Пендерецкий – Трио для скрипки, альта и виолончели. Радвилович – «Чумная колонна» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. Д. Лэнг – My very empty mouth для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, альта и виолончели.

Московский ансамбль современной музыки. Фото Андрей Чунтомов, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

21 апреля. Московская филармония, Камерный зал
Концерт абонемента Лаборатория Musica sacra nova. Вокальный ансамбль Terminus. Художественный руководитель и дирижер – Сергей Терентьев. Хормейстер – Марина Аксёнова. В программе: Знаменный распев (осмогласие) XII–XV веков. Погласица и воскресная стихира на «Господи воззвах» с догматиком. «Свете тихий» путевого распева (конец XVI – начало XVII века), расшифровка Максима Бражникова. «Плач Рахили» («Не плачь, Рахили, зря чада целы…») – псалом петровской эпохи (1700– 1730), расшифровка Сергея Терентьева. «На Воскресение Христово» («Ликуйте, церкви восточная чада…») – кант петровской эпохи (1700-е – 1730-е), расшифровка Сергея Терентьева. «На Пасху» – задостойник знаменно-партесный (конец XVII – середина XVIII века), расшифровка Евгения Скурата. Пашкевич – «Слава, и ныне: Единородный Сыне» из Литургии св. Иоанна Златоуста (1790-е – 1810) (российская премьера). Римский-Корсаков – «Взыде Бог» – причастен на Вознесение Господне (1880–1890-е). Танеев – «Творяй ангелы». Ляпунов – «Богородице Дево, радуйся» (1922). Чесноков – «Спасение соделал» из цикла «Десять причастных» (1909–1910). Гречанинов – «Милость мира» и «Тебе поем» из Литургии св. Иоанна Златоуста № 4 «Новый обиход» (1943–1945). Каретников – «Песнопения к Святой католической Мессе для исполнения с прихожанами» на русские тексты молитв (1991) (мировая премьера). Слонимский – «Молитва Иоанна с опричниками (игумена с братией). Стихира путевого распева» из оперы «Видения Иоанна Грозного» (1993–1995). Вустин – «Свете тихий» для голоса соло (1999). Маммадов – «Слезы в наших сердцах» на слова Одиссеаса Элитиса в русском переводе Ипполита Харламова (2024) (мировая премьера). Хильдегарда Бингенская – O lucidissima Apostolorum turba («О пресветлый апостольский лик») для голоса соло. Палестрина – Мотет Jesu, Rex admirabilis («Иисус, Царь удивительный») на слова св. Бернарда Клервоского (1586). Гуаюль –Духовные песни и псалмы на три голоса. Избранное (1589) (мировая премьера), восстановлены Ю. Москвиной. Шютц – Мотет Verba mea auribus percipe, Domine («Слова мои да войдут в уши Твои, Господи») из цикла Cantiones sacrae (1625). Пёрселл – Антем Thou knowest, Lord, the Secrets of our Hearts («Ты знаешь, Господи, тайны наших сердец») (1687). Горчицкий –Gloria («Слава») из «Пасхальной мессы». И. С. Бах – Хорал Jesus Christus, unser Heiland («Иисус Христос, наш Спаситель») BWV 363 (ок. 1725). Мендельсон – Zum Abendsegen («К вечернему богослужению») (1833). Дистлер – Мотет Ich wollt, daß ich daheime wär («Мне бы хотелось быть дома») (1934–1941). Холст – A Hymne to Christ («Гимн Христу») на слова Джона Донна (1940) (российская премьера). Дюруфле – Ubi caritas («Где милосердие») из «Четырёх мотетов на григорианские темы» (1960). МакМиллан – O Radiant Dawn («О Лучезарный рассвет») из «Стратклайдских мотетов» (2007). Пелецис – «Отче наш» (2021) (российская премьера). Румский – Impera nobis («Царствуй над нами») (2023) (мировая премьера)

23 апреля. Москва, Кафедральный собор Петра и Павла
Фестиваль актуальной музыки SOUND UP представит российскую премьеру сочинения «Another Look at Harmony. Part IV» американского композитора Филипа Гласса. Исполнители: вокальный ансамбль Intrada и Ксения Свириденко (орган)

Филип Гласс

26 апреля. Пермский театр оперы и балета
Концерт хора Parma Voices. Дирижер – Вячеслав Козленко. Арво Пярт – «Канон покаянен».

27 апреля. Нижний Новгород, Пакгаузы на Стрелке
«Оппенгеймер и звезды Голливуда». Оркестр La Voce Strumentale. Дирижер –Федор Леднев. Ш. Кёклен – Симфония «Семь звезд» (1933). Дж. Адамс – Симфония «Доктор Атом» (2007).

29 апреля. Москва, Концертный зал «Зарядье», Малый зал
«Путешествие русского авангарда». Московский ансамбль современной музыки. Рославец – Ноктюрн. Половинкин – «Два происшествия». Вышнеградский – Этюд на магический квадрат. Стравинский – Рэгтайм. Прокофьев – Три пьесы из балета «Стальной скок». Шостакович – Три оркестровых фрагмента из оперы «Нос».

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях