Двадцать оттенков современного

Итоги 2016 года. Современная музыка: амплитуда стилей, парабола мнений
Двадцать оттенков современного
Фестиваль "Другое пространство", 2016. Художественный руководитель Владимир Юровский. Фото пресс-службы Московской филармонии

Год 2016-й оказался плодотворным для современной музыки.

Как и каждый год, прошло несколько резонансных фестивалей современной музыки: традиционных, с давней историей (как «Московская осень», «Московский форум») и сравнительно новых («Другое пространство», reMusic, Sound 59 в Перми и ряд других), с разным творческим контекстом. Современная музыка звучала и на других форумах (в частности, на «Возвращении» — произведения Л. Десятникова и С. Невского).

Главной персоной года в области новой музыки стала София Губайдулина, чье 85-летие было отмечено Всероссийским фестивалем.

Исполнилось 70 лет Александру Чайковскому и Владимиру Мартынову.

В числе тех, чья роль в продвижении новой музыки традиционно значительна — ансамбли «Студия новой музыки» и МАСМ, «Электротеатр Станиславский», театры (им. Сац, им. Покровского, Пермский театр оперы и балета, теперь и «Геликон-опера»).

Важнейшей институцией в этом процессе в последние годы стала Московская филармония, с биеннале «Другое пространство» и абонементом «Персона – композитор».

Юбилей Софии Губайдулиной

Выдающемуся композитору современности исполнилось 85 лет. В ее честь был проведен Всероссийский фестиваль (его куратором и одним из организаторов авторских концертов в Камерном зале МГАФ и Камерном зале ММДМ выступило «МО»). Концерты фестиваля прошли в Москве, Казани, Вологде, Санкт-Петербурге. Звучали и известные сочинения, и (в частности, «Простая молитва» для чтеца, двух виолончелей, контрабаса, фортепиано и ударных).

Лидеры

Огромные усилия вкладывают в распространение новой музыки, творчества современников два столичных коллектива: ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории и Московский ансамбль современной музыки — кстати, постоянные участники концертов, организованных нашей газетой, лауреаты Премии «МО» за 2015.

Ансамбль Студия новой музыки. Фото Олимпия Орлова

МАСМ, помимо десятков концертов в Москве, регионах России и за рубежом, в 6-й раз осуществил проект «Академия молодых композиторов» в г. Чайковском, с заключительным концертом в Камерном зале МГАФ.

Центральным проектом «Студии новой музыки» в 2016 стал XV международный фестиваль современной музыки «Московский форум», проведенный к 150-летию Московской консерватории. Как подчеркнули организаторы, «Программа фестиваля — это попытка представить актуальный срез авангардной музыки сквозь призму истории Московской консерватории и разных ее поколений (всего 45 композиторов)».

Временной диапазон музыки, представленной на фестивале — без малого век. Стилистический — почти безграничный: от Д. Шостаковича (премьеры недавно найденных в рукописи фрагментов из оперы «Нос») и других классиков ХХ века — до творчества 25-30-летних; от сочинений профессоров МГК — до музыки русского зарубежья и крупнейших зарубежных мастеров, которые в разные годы участвовали в консерваторских фестивалях, проводили мастер-классы, лекции, авторские концерты.

В дни фестиваля (13–16 октября, Рахманиновский зал) прошла презентация проекта «Герои будущего» — долгосрочной инициативы, направленной на поддержку наиболее ярких молодых композиторов, обещающих стать «лицом» новой российской музыки в ближайшее десятилетие; ночные концерты, подготовленные выпускниками консерватории разных поколений (в т.ч. импровизационные и интерактивные проекты); дневная образовательно-дискуссионная программа (круглые столы, лекции по музыкальной журналистике и пр.). Состоялось 7 мировых и 10 российских премьер. Среди них — российские премьеры сочинений «Гимн» и «Пожелание добра» Э. Денисова и «Пилигримы» С. Губайдулиной.

Московский ансамбль современной музыки. Фото Наталья Устинова

Театры

В течение года прошло несколько значительных театральных премьер современных композиторов: оперы «Доктор Гааз» А. Сергунина в «Геликон-опере», «Приключения Людвига и Тутты» В. Рывкина и «Гадкий утенок» М. Броннера в Театре имени Н. Сац, оперы С. Баневича и Л. Клиничева в Мариинском театре, диптих Л. Клиничева «Анна – Марина» в Нижегородском театре оперы и балета, «Cantos» А. Сюмака (одноактная опера для скрипки соло, камерного хора и ударных на основе биографии и произведений Эзры Паунда) в Перми. В числе балетных премьер — «Снежная королева» А. Васильева в Екатеринбургском театре.

«Электротеатр»

Центральным пространством новой музыки и авангардного искусства вообще стал «Электротеатр Станиславский» (худ. рук. Борис Юхананов). На этой территории, объединяющей несколько площадок (Основная и Малая сцены, Фойе и Гардероб, Лестница и Театральный двор, Сцена на Белорусской), встречаются и фокусируются самые разнообразные векторы современной нонконформистской культуры; новейшие, порой крайние направления и проявления музыки, театра, кино, литературы, танца. «Электротеатр» стал свободной территорией эксперимента, свободного выражения идей, экстремальных художественных проектов сегодняшнего дня, искусства настоящего и будущего.

«Электротеатр» — это спектакли, концерты, опера, балет, хореография, перформансы, кино, литературные и просветительские проекты, печатные издания, тренинги и дискуссии, открытые репетиции и проекты для детей, лекции и творческие встречи, выставки и семинары, фестивали и школы.

Сцена из спектакля "Сверлийцы". Среди актеров - дирижер Филипп Чижевский, режиссер Борис Юхананов. Электротеатр Станиславский, 2016

В «Электротеатре» постоянно выступает МАСМ. Ставятся новые оперы: сериал «Сверлийцы» (2015, авторы Д. Курляндский, Б. Филановский, А. Сюмак, С. Невский, А. Сысоев, В. Раннев, реж. Б. Юхананов), «Маниозис» А. Белоусова (2016), которую критики назвали в числе важнейших культурных событий прошлого года.

«Именно на территории современной академической музыки сегодня осуществляется поиск принципиально новых форм художественности. Работа с живыми современными композиторами — важный вектор развития Электротеатра. Внимание к музыкальной составляющей театра также является данью традиции: театр им. К.С. Станиславского когда-то родился из оперно-драматической студии Станиславского. Среди мероприятий Электрозоны — концерты современной академической и электронной музыки на лестнице Электротеатра, организованные ведущими музыкальными кураторами» (http://electrotheatre.ru/elektroteatr-stanislavskiy).

Музыкальный руководитель «Электротеатра» — композитор Дмитрий Курляндский.

Московская филармония

В пятый раз прошел филармонический фестиваль «Другое пространство», и во второй раз его худруком был Владимир Юровский. В концертах звучали как новые сочинения, так и сочинения 2-й половины ХХ в., с которыми, по мнению дирижера, фестиваль обязательно должен знакомить российского слушателя (подробно о фестивале см. в № 1, 2017).

Юровский впервые в истории Госоркестра ввел позицию композитора-резидента: им стал А. Вустин, чьи произведения звучали в концертах коллектива (в т.ч. на юбилейном концерте к 80-летию ГАСО). Год назад Юровский упомянул о том, что к 80-летию оркестра в его репертуаре будет 80 современных сочинений. Учитывая и камерные концерты, и фестиваль «Другое пространство», вполне возможно, что эта цифра близка к реальности! На фестивале «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» прозвучала мировая премьера оперы «Король Лир» С. Слонимского.

Новая музыка и «МО»

«Современной музыке всегда отводилась достойная роль на фестивале “Кружева” в Вологде, — рассказывает худ. рук. фестиваля, главный редактор «МО» Андрей Устинов. — На этот раз музыка современников звучала на всех концертах.  В заключительном концерте принял участие Московский ансамбль современной музыки. Этот концерт вошел в программу четырех фестивалей, организованных в прошлом году нашей газетой — “Кружева”, MusicDocFest, “Музыкальное обозрение – opus 27” и к 85-летию С. Губайдулиной. Юбилей С. Губайдулиной мы отметили исполнением ее пьесы In Croce и фрагментами мультфильма “Маугли”. “Сюита в старинном стиле” А. Шнитке  сопровождала показ отрывков из фильмов “Похождения зубного врача” и “Спорт, спорт, спорт”, где впервые прозвучала эта музыка.

Состоялась мировая премьера сочинения Сергея Жукова “Теней вереница и времени нить” (“Вологодские кружева-2016”) написанного по заказу фестиваля. Вместе с шестью предыдущими сочинениями, звучавшими на фестивале в 2008–2015, партитура С. Жукова составила уникальную звуковую летопись всемирно известного вологодского промысла».

Фестиваль «Кружева» проходил в Вологде почти 10 лет, с 2008, его организатором была газета «Музыкальное обозрение». Годом позже, в 2009, в афише Московской филармонии появился абонемент современной музыки, организованный газетой совместно с МГАФ: «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». За восемь сезонов в гостях у А. Устинова в Камерном зале филармонии побывали 25 композиторов: от мэтров (С. Губайдулина, Р. Щедрин, А. Эшпай, С. Слонимский) до молодого поколения (А. Васильев, А. Сюмак, К. Бодров, И. Демуцкий, В. Горлинский, А. Ромашкова).

В 2016 участниками концертов были Юрий Каспаров, Сергей Жуков и Илья Демуцкий.

Столицы и регионы

Традиционно в области новой музыки лидируют Москва и Санкт-Петербург. В столице крупнейшим событием остается «Московская осень», на которой представлены все жанры, сотни композиторов всех поколений. Для многих из них это по-прежнему единственная возможность услышать свою музыку. В 2016 фестиваль прошел в 38-й раз. Аналогичную роль в северной столице уже более полувека выполняет «Санкт-Петербургская музыкальная весна». Наиболее яркими событиями в области новой музыки в Питере остаются фестивали «Звуковые пути», прошедший в прошлом году в 28-й раз, и reMusik — детище 2010-х, также успевший завоевать высокую репутацию.

Популярной и привлекательной площадкой contemporary art стал Центр им. Мейерхольда в Москве (арт-директор Елена Ковальская).

Третьим центром постепенно становится Пермь. Новая музыка российских и зарубежных авторов звучит в оперном театре, на Дягилевском фестивале, на фестивале Sound 59 и Академии в г. Чайковском. А с 2017 Пермский институт культуры начинает готовить выпускников по специальности «композиция».

Из событий в регионах можно отметить Первый независимый фестиваль современной музыки JustFest в Ростове-на-Дону, проходивший в свободном пространстве «Циферблат» (сеть кафе, существующая с 2011 в разных странах, в т.ч. в России) и в РГК им. Рахманинова.

«20 оттенков современного» от Тарнопольского

Критик и музыковед Владислав Тарнопольский специально для «МО» назвал, по его мнению, 20 главных событий в области современной музыки (все в Москве):

  • 01. Спектакль в жанре инструментального театра «Положение вещей» (Центр Мейерхольда, «Студия новой музыки», реж. А. Смирнов, дир. И. Дронов. Кагель, Апергиз, Караев).
  • 01. Лекция-концерт «Шенберг-Адорно. Рождение критической музыки» (Электротеатр «Станиславский», FX квартет при участии МАСМ, музыковед Голан Гур).
  • 02. «Рельеф. Саяны»: концерт памяти Георгия Дорохова (Электротеатр «Станиславский». Дорохов, Горлинский, Широков, Сысоев, Пайк).
  • 22–24.04. Первый Фестиваль импровизационной музыки Set by set (Московская консерватория, кураторы Д. Бурцев, В. Горлинский, А. Сысоев, Владислав Тарнопольский).
  • 05. Лаборатория «Голос»: презентация вокального театра «Ла Гол» (Центр Мейерхольда, Институт театра фестиваля «Золотая маска», куратор Н. Пшеничникова).
  • Весна–лето. Фестиваль к 150-летию Эрика Сати
  • 06. Ханс-Вернер Хенце. Балет «Ундина» (премьера, Большой театр, дир. П. Клиничев, пост. В. Самодуров).
  • 07. Дьердь Куртаг. «Кафка-фрагменты» (премьера, Электротеатр «Станиславский», А. Эльстер, сопрано / В. Песин, скрипка).
  • 09. «Музыка русских революций»: навстречу концертам русской музыки на Бетховенском фестивале в Бонне (Московская консерватория, «Студия новой музыки» / Рославец, Прокофьев, Вустин, Тарнопольский).
  • 09. Отчетный концерт «Академии» в г. Чайковский (Московская филармония, МАСМ, куратор Д. Курляндский, композиторы Карла Баукхольт, Оскар Бианки, Фабьен Леви).
  • 09. Композиторская лаборатория «Открытый космос» (Музей космонавтики, Ансамбль народных инструментов «Россия» им. Людмилы Зыкиной, куратор Д. Курляндский)
  • 09. День Венецианской биеннале (Московская консерватория, «Студия новой музыки, дир. И. Дронов, гости: композитор И. Феделе, скрипач Ф. Д’Орацио. Феделе, Донатони, Берио, Ноно, Шаррино).
  • 10. Проект Sound Up: концерт в честь юбилея Стива Райха (Трехгорная мануфактура, Айду, Рихтер, Буканов, Филатов, Карманов, Райх).
  • 13–16.10. Фестиваль «Московский форум»: к 150-летию Московской консерватории (Московская консерватория, ансамбль-резидент «Студия новой музыки», худ. рук. Владимир Тарнопольский).
  • 13–16, 21–22.10. Фестиваль «Территория» («Маниозис», Vacuum Pack) (Электротеатр «Станиславский»).
  • 24, 26, 28.10. Концерты к юбилею Софии Губайдулиной (Московская консерватория, Московская филармония, Дом музыки).
  • 02–06.11.Фестиваль «Другое пространство» (Московская филармония, оркестр-резидент ГАСО им. Светланова, худ. рук. Владимир Юровский).
  • 11. Фестиваль оркестровой музыки молодых композиторов «Композитор 2.0» (Музей им. А.С. Пушкина, оркестр Радио «Орфей», дир. А. Яковлев. Цыпишев, Хрущева, Низамов, Абрамов, Писаревский).
  • 12. Алексей Сысоев. «Агон» (премьера, КЦ Дом, исп. восемь молодых композиторов и импровизаторов. Хр. 4 часа)
  • 12. Музыкальный спектакль «Медея. Материал» (Казахстан) (Центр Мейерхольда, комп. и дир. Санжар Байтереков, ансамбль новой музыки «Игеру», реж. Рустем Бегенов, в рамках off-программы фестиваля NET).