Музыкальное жужжание

Итоги 2016 года. На земле и под землей, на крышах и под крышами, в небесах и на море. Open air шагает по стране
Музыкальное жужжание
Фото primpress.ru

Бесконечные концерты и фестивали open air стали «фишкой» года. От Москвы и Калининграда до Южно-Сахалинска и Магадана садово-скверно-парково-водно-улично-подземная и прочая музыка буквально заполонила страну.

Концерты для самой широкой публики под открытым небом — традиционный тренд в Европе и в мире. Это и летние фестивали, и знаменитые концерты в Вальдбюне в Берлине, на пространстве перед замком Шенбрунн в Вене, постановки опер на Арена ди Верона в Италии и в крепости Масада в Израиле, и многое другое.

Летние променад-концерты в парках, на симфонических верандах и т.д. всегда были популярны (в московском парке «Сокольники», саду «Эрмитаж», на курортах Кавказских Минеральных вод, во многих городах СССР и России). Играли лучшие музыканты: С. Рихтер, Л. Коган, К. Кондрашин… Не менее популярны летние концерты и фестивали в парках и усадьбах.

В России, как всегда, любое полезное начинание любят доводить чуть ли не до абсурда. Когда-то были широко распространены выезды артистов филармоний в цеха и в поля (когда М.Л. Ростропович играл с грузовика в сопровождении баяна, работяги ему кричали: «Мужик, помолчи, дай баян послушать!»).

Традицию таких неформальных выездов подхватил, к примеру, Борис Андрианов со своим фестивалем «Музыкальная экспедиция», с концертами на лугах и в полях русского Нечерноземья, с перевозной сценой и стульями в поле, звуками Шуберта, которые ветер уносит с обрыва в поля и дали…

Строятся сцены и выступают музыканты на водной глади. Несколько лет назад на Патриарших прудах в Москве скрипачка Елена Ревич организовала «Опен-эйр фестиваль», и это не единственный пример.

«По аэродрому, по аэродрому…»

 Список того, что происходило в прошлом году в жанре open air, поражает воображение. Такое впечатление, что города, регионы и исполнители соревновались в изобретательности: где и как можно «отметиться»?

Все это на глазах превращается в нечто вроде самодеятельности, чистой «развлекухи», ресторанной музычки. Жаль, что у нас такие длинные и суровые зимы. Было бы постоянное лето — не нужно было бы тратить миллиарды на строительство залов, акустику. Вот лишь некоторая часть образцов музыкальных open air.

  • Метро. В Москве оно давно уже стало фактически концертной площадкой. В ночь накануне 81-летия Московского метрополитена, на станции метро «Кропоткинская» артисты Большого театра, Датской королевской оперы, Президентский оркестр РФ, хор РГГУ, другие хоровые коллективы исполнили оперу Масканьи «Сельская честь».
  • Фудкорт. В Ижевске, в ТЦ «Столица» второй год подряд прошел проект «Музыка для всей семьи». Импровизированным концертным залом стал ресторанный дворик (фудкорт). Все концерты бесплатные.
  • Парки культуры и отдыха. На ВДНХ прошел «Фестиваль музыки и света» с участием РНО. В ЦПКо им. Горького в День России (12 июня) состоялся шестичасовой музыкальный марафон Государственного духового оркестра России: установлен мировой рекорд по продолжительности концерта, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

В Тамбове на свежем воздухе — ежегодный фестиваль духовых оркестров имени Василия Агапкина, автора «Прощания славянки».

  • Сады, скверы, усадьбы. В седьмой и последний (по воле организаторов) раз в усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» прошел Международный арт-фестиваль «Сад гениев», с вечерними спектаклями, концертами, театральными выступлениями и музыкой на открытом воздухе.

С лета 2016 идут классические концерты на траве в «Аптекарском огороде» в Москве на Проспекте Мира (на каждый концерт приходило свыше 3000 человек).

Впервые оркестры Омской филармонии провели большой концерт под открытым небом. Весь день 9 июля в парке «На Королева» играли симфонический, духовой и камерный оркестры. На симфоническом пикнике побывали 8 000 чел. Их ждали не только 11-часовой концерт, но и средневековые развлечения: стрельба из лука, танцы, ремесленники, стрельба из настоящей пушки, а также лекторий Музея изобразительных искусств им. Врубеля.

  • Ночные концерты под открытым небом. В Уфе во второй раз прошла «Симфоническая ночь» (на проект выделен грант Президента РБ), которая была посвящена юбилеям С. Прокофьева, З. Исмагилова и Году российского кино.

В Гатчине прошел седьмой фестиваль «Ночь музыки»: в ночь с 9 на 10 июля, с 22.00 до 3.00, в пяти отделениях, в присутствии почти 15 000 зрителей и слушателей, с участием симфонического оркестра Капеллы (дирижер А. Чернушенко), Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (дирижер П. Феранец), солистов О. Вайнштейна (фортепиано) и В. Лаврика (труба)

  • Аэродром. Новосибирский фестивальный симфонический оркестр, объединяющий музыкантов филармонии, театров оперы и балета и музкомедии, в третий раз принялучастие в авиационном празднике «Я люблю тебя, Россия!» на аэродроме «Мочище».
  • Улицы, площади. В Екатеринбурге прошел фортепианный марафон «25 часов музыки», организованный Свердловской Детской филармонией на площадке у «Ельцин-центра». Более 300 участников от 5 до 65 лет из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Челябинска, Красноуфимска, Оренбурга, Москвы, Сургута; 587 произведений длительностью от 30 секунд до 15 минут; звучал рок, джаз, классика, и даже капоэйра под фортепиано! Детская филармония уже давно отличается подобными проектами: три года назад «МО» писало об акции с раскрашиванием пианино.

В Санкт-Петербурге родилась новая традиция, которую придумал губернатор Г. Полтавченко: фестиваль «Музыка на Неве». Он прошел 17 сентября на четырех площадках: начался на площади Островского возле Александринского театра, затем перетек на Конюшенную площадь, к Исаакиевскому собору, а завершился симфоническим концертом на Биржевой площади (Стрелке Васильевского острова) и пиротехническим шоу на Неве. Общее число посетителей фестиваля — более 15 000 чел.

Красноярская филармония в июне 2016 впервые провела проект «Оркестр на траве», в рамках которого состоялись концерты в Дивногорске, на о. Татышев в Красноярске и перед зданием Красноярской филармонии (с участием Х. Герзмавы).

В Новосибирске коллективы филармонии уже много лет регулярно выступают на ступеньках своего здания.

В Ульяновске в 2016 открылась летняя концертная площадка Ленинского мемориала «Классика на эстраде». В рамках проекта «Лето-2016 с Ленинским мемориалом» еженедельно по субботам выступали филармонические коллектив и солисты, в т.ч. Губернаторский симфонический оркестр, Духовой оркестр «Держава».

Симфонический оркестр и хор Челябинского театра оперы и балета накануне открытия сезона благотворительный концерт на месте строительства кафедрального собора Рождества Христова.

  • Оперные спектакли и фестивали open air. МАМТ проводит концерты и спектакли в «Зеленом театре» на ВДНХ, ГСО Татарстана — международный оперный фестиваль «Казанская осень» в конце августа в честь Дня Республики, Астраханский театр оперы и балета фестиваль «Музыка на траве» в режиме пикника (не только с концертами, но и с фудкортами, конкурсами для зрителей и иными развлечениями).
    Санкт-Петербургский «Мюзик-Холл» организует фестиваль «Опера — всем». На Соборной площади Петропавловской крепости давали «Князь Игоря», в Гатчине — «Тангейзера», в ЦПКиО им. Кирова на Елагином острове — «Обручение в монастыре», в «Царском селе» — «Свадьбу Фигаро».
  • Соборные площади, стены кремлей и монастырей. Театр «Геликон-опера» начал проект «Русская опера у стен монастыря», в рамках которого показал «Царскую невесту» на Соборной площади Коломенского кремля и «Бориса Годунова» у Успенского кафедрального собора в Дмитрове.

Астраханский театр представил «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Астраханском кремле (на двух спектаклях побывали 6000 зрителей), до этого там же показывали «Бориса Годунова» и «Князя Игоря».

  • Оpen air от Мацуева

Д. Мацуев признался, что очень любит играть на открытых площадках. 9 мая он, как и не раз в прошлые годы, выступил в общедоступном концерте на Поклонной горе с В. Гергиевым с оркестром Мариинского театра.

4 июня, в День города, пианист дал концерт в центральном городском сквере Иркутска. В сопровождении Губернаторского симфонического оркестра п/у И. Лапиньша он сыграл 1-й концерт Чайковского.

1 августа Мацуев выступил на закрытии фестиваля «Вдохновение» на ВДНХ с В. Репиным, В. Джиоевой и оркестром «Русская филармония п/у Д. Юровского, а 27-го — открыл «Ночь кино» на Театральной площади. В сопровождении РНО он сыграл саундтреки из популярных советских фильмов (фрагменты которых проецировались на экран на колоннаде Большого театра), а актер Е. Миронов рассказывал об истории отечественного кино.

  • Оpen air от Гергиева

Главный open air года состоялся, конечно, в Пальмире.

Но не менее экзотическим было выступление оркестра Мариинского театра во главе с В. Гергиевым на палубе флагмана Тихоокеанского флота — ракетного крейсера «Варяг». Этим концертом 31 июля открылся Первый Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский».

17 июня Гергиев и Мариинский театр в рамках своей программы Года Прокофьева организовали просмотр фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный» на Дворцовой площади (в сопровождении «живого» оркестра).

Не забудем и про традиционный концерт в День Победы на Поклонной горе, который, как говорит маэстро, ежегодно посещают до четверти миллиона человек.

Не всем это нравится…

Против концертов и иных мероприятий на Дворцовой площади уже давно выступает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. В прошлом году он заявил, что «происходящее на Дворцовой площади отпугивает иностранных туристов и может резко сократить их количество в Петербурге. Когда люди не могут пройти от Зимнего дворца к Главному штабу, которые являются единым комплексом, когда они не видят главной городской площади, они пишут жалобы городским властям. И это уже серьезно, это не наши претензии к громкому звуку на концертах. <…> Нагромождение всяких никому не нужных сооружений, бесконечные вип-палатки, которые занимают половину площади, постоянные стройки и перестройки для Эрмитажа оборачиваются потерей посетителей.

В этом пространстве ничего нельзя строить. Надо делать вещи, которые не нуждаются в стройках. Они мешают нам, уничтожают площадь. Самым возмутительным был День молодежи с экстремальными видами спорта. При чем здесь Дворцовая площадь? Идите на стадионы. Нельзя превращать Дворцовую площадь в стадион, только потому что здесь благодаря нашим усилиям нет движения автомобилей.

Подготовка мощного фейерверка (к празднику «Алые паруса» для выпускников школ — «МО») привела к недельному транспортному коллапсу. Невская панорама прекрасна и без украшения пиротехникой в огромных количествах. Не говорю про угрозу музею от большого ее количества, необходимость постоянно следить за публикой, которой надо обязательно залезть на стену, чтобы лучше увидеть. Такие фейерверки возможны только за пределами исторического центра».

Теперь про кино

«Классическая музыка, Валерий Гергиев, оркестр Мариинского театра — прекрасно, — продолжает М. Пиотровский. — Но когда отгораживается половина площади, устанавливаются виповские сиденья! Нужен только экран и стоячие места. Дворцовую площадь надо воспринимать стоя. Или сидеть где-то в уголочках.

КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга — «МО») никому, и нам в том числе, не разрешает ставить на площади столики для кафе. Вместо этого город нас “награждает” целыми зрительными залами…» («812’Online», 5.07.2016).

Послесловие от «МО»

Наверное, серьезное обсуждение open air как культурологического феномена еще ждет своего часа. Но безудержное распространение этого вида музицирования едва ли приносит пользу академическому музыкальному искусству. Выступления где-то на природе, в поле, на травке, в парке, для жующих или беззаботно фланирующих прохожих и т.д. и т.п. сводит серьезное занятие (будь то слушание или исполнение музыки) к уровню бытового развлечения, легкой увеселительной беззаботной прогулки, этакого «музыкального жужжания».

Конечно, история музыки и исполнительских искусств знает выдающиеся примеры: вспомним хотя бы концерты И. Штрауса на Павловском вокзале. Но это — именно исключения. Хорошо ли, когда исключения становятся повсеместным правилом?

Проблема в том, что всю эту историю поддерживают сами музыканты. Для них это тоже развлечение, своего рода экстрим, новые впечатления. Как правило, подобные концерты рассматриваются как пиар-акции, чуть ли не сенсации, о которых завтра восторженно напишут газеты, при этом ни словом не упомянув ни о качестве исполнения, ни об акустике (о которой сказать нечего, ибо ее просто нет). Можно сделать красивые оригинальные снимки — на натуре, на воде или где-нибудь на крыше — и опубликовать их на сайте, в ФБ, в инстаграме.

Но понимают ли артисты, что тем самым они девальвируют статус профессии, ее смысл, смысл жизни и творчества музыканта, заключающийся в Служении, а не в развлечении? Снижают уровень требовательности к себе и планку той музыки, которую они исполняют, того искусства, которому служат с раннего детства?

А может быть, наступает время и готовится почва для создания музыки, нужной в таких ситуациях, способной отвлечь от жевания и прогулок и шума ветра новыми энергиями и смыслами, новой силой и широтой творческого охвата…