Музыка и число. Феномен «МО»

30-летие «Музыкального обозрения» как повод для нумерологического исследования
Музыка и число. Феномен «МО»

Музыкальная нумерология — чрезвычайно солидная область, имеющая давнюю историю в культуре, великие имена и увлекательные «расследования». Значимость числа, его внутренней сути-смысла, амальгама возникающего контекста — все это привлекает музыкантов потому как весьма созвучно той неуловимой субстанции, которую называют музыка. В основе Музыкального мышления часто лежит метафора, сравнения, аналогия, которые создают то напряженное мерцание смыслов, угадываний, предвосхищений — столь необходимых для любого музыкального события и факта. В музыкальном числе встречаются — как на перекрестке — факты и смыслы, физика и лирика, реальность и иллюзия. Конечно, наиболее пристальное внимание традиционно привлекают даты рождения, появления, возникновения неких явлений. Именно из чисел-дат хочется вывести причины, особенности и даже будущее этого феномена.

О Девятках

Fortis imaginatio generat casum
Сильное воображение порождает событие

Если бы кто-то захотел написать исследование по этой запутанной теме, то в качестве, пожалуй, наиболее яркого примера, ему можно было бы предложить газету «МО». Точнее те знаковые числа, которые связаны с рождением газеты: это, в первую очередь, 1989 год, и — продолжая размышления на заданную тему — ее нынешний юбилей 20 лет спустя, и даты, аналогичные им: 1909, 1889 и вообще с цифрой 9 на конце.

Итак. Число 9 согласно источникам эпохи барокко относится к важнейшим числам и представляет собой — по истолкованию — производное от умножения 3 на само себя. Число же 3 (в систематике Андреаса Веркмайстера, опубликованной в начале XVIII века) символизирует Святой Дух.

Это первое священное число, ибо, по мнению Августина, обладает началом, серединой и концом. Исидор Севильский обнаруживал троичные системы, связывая такие понятия как «мера-место-время», «страсть-гнев-разум, «физика-логика-этика». Число 3 изображает также Троицу.

Цифра 9 является, безусловно, знаком газеты, ведь согласно нормам нумерологии она дважды встречается в общей сумме букв (а их 20), из которых складывается собственно название газеты. Так в результате умножения и сложения образуется формула, где повторяется и сакральное число 3: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ=9(3х3)+9(3х3)+2. Последняя «двойка» примечательна в этой формуле тем, что, будучи вторым числом Троицы, означает «вечное слово». В ней — по мысли средневековых трактатов — соединяются представления о «мировой» и «человеческой музыке».

Девятку можно считать символом и еще и потому, что главный и бессменный редактор Андрей Устинов также родился в год, который заканчивается на 9 — 1959 — и имеет, подобно названию газеты, в своем арсенале это число дважды.

1989: час Икс

Ab actu ad potentiam
От действительного к возможному (Логика)

Дата 1989 год — это «час Х» для всего мира, и в политическом, и в культурном смысле. Эпоха резких катаклизмов, некая шоковая терапия для всего мира, но с явно позитивными перспективами. Именно в этот год произошло невозможное в политике, государственной сфере и обществе.

24 января Политбюро приняло секретное решение о выводе советских войск из Афганистана. Он завершился 15 февраля.

11 мая Верховный совет Литовской ССР провозгласил декларацию о государственном суверенитете Литвы и призвал съезд народных депутатов СССР осудить тайный протокол Молотова — Риббентропа от 23 августа 1939 года.

25 мая открылся I Съезд народных депутатов СССР. Впервые ход съезда напрямую транслировался по телевидению в прямом эфире без перерыва две недели, вызвав небывалый интерес к нему широких слоев народных масс. Прохожие брали с собой приемники, чтобы услышать неслыханное.

3 июня – смерть лидера исламской революции в Иране аятоллы Хомейни.

4 июня состоялись Парламентские выборы в Польше, к которым были допущены оппозиционные партии. В Сенате, выборы в который проводились свободно, 99 мест из 100 получила оппозиция, а Правительство Польши возглавил представитель оппозиции Т. Мазовецкий.

3–4 июня — в Пекине массовые студенческие выступления с требованиями демократизации и реформ подавлены с помощью войск.

21 июня в Ленинграде открыт музей Анны Ахматовой.

В «Новом мире» публикуются главы «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

Эти выборочные факты первой половины года потрясают простотой решений, давно уже ожидавшихся, и невообразимой грандиозностью еще скрытых последствий.

Причем подобно снежному кому это движение нарастало к концу года, захватывая страны, людей, все области человеческой деятельности:

29 июля Верховный Совет Латвийской ССР принял декларацию о суверенитете.

1 августа. Microsoft выпускает Office, первое полное бизнес-приложение для Macintosh на CD.

24 сентября Папа Иоанн Павел II объявил, что, в конце концов, Галилей был прав.

18 октября в ГДР пало политическое руководство страны во главе с Э. Хонеккером, а 9 ноября — падение Берлинской стены под музыку «Оды к радости» из Девятой симфонии Бетховена. Более 28 лет стена протяженностью 155 км играла роль железного занавеса, разделяющего весь мир на два противоборствующих лагеря.

23 октября в Будапеште вместо Венгерской Народной Республики провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.

13 ноября Верховный Совет Эстонской ССР объявил незаконным присоединение республики к СССР в 1940.

24 ноября — победа Бархатной революции в Праге.

12 декабря состоялся II Съезд народных депутатов СССР, на котором Межрегиональная депутатская группа выдвинула два главных требования: отмена 6-й статьи Конституции СССР (о «руководящей роли КПСС») и легализация забастовок.

14 декабря скончался А.Д. Сахаров, в церемонии прощания с которым по подсчетам КГБ приняло участие 40–50 тысяч человек.

22 декабря в Румынии свергнут глава государства и Румынской компартии Н. Чаушеску и через 3 дня расстрелян вместе с супругой.

Сейчас, спустя уже 20 лет, можно с уверенностью утверждать, что 1989 год стал феноменом по прощанию с людьми, которые были не только гениями, но гораздо бОльшим — уникальной Вселенной в истории человечества, вровень с великими именами прошлых столетий. В этот год ушли из жизни и стали вечностью такие культурные гиганты как Сальвадор Дали — январь, Герберт фон Караян — июль и Андрей Дмитриевич Сахаров — декабрь. Метафорически их можно представить как глаза, руки и совесть мира.

Газета как исторический источник

Vestigia semper adora
Всегда благоговей перед следами прошлого

И вот на этом разломе и появляется «МО» — выходец Союза композиторов СССР — но ставший и утвердившийся 30 лет спустя как не просто нечто противоположное, но гораздо большее, чем печатное издание. Как символ и некий перспективный план того, что должно быть. Ведь именно по номерам газеты уже через 40–50 лет (именно с этого периода начинается отделение истории от современности) будут создавать потомки образ российской музыки.

С точки зрения истории, газета — это объективное зеркало определенного исторического периода, его тенденций, значимых фигур и событий. С достоверностью трактовки газеты как исторического источника могут спорить только официальные документы, создавая дух эпохи. Тот самый дух эпохи, который неуловим для живущих в ней (в силу естественной внедренности и здесь-проживания) и особо притягателен для потомков, которые все пытаются его найти и сделать объективным. Значит, доступным пониманию иных поколений.

Этот дух переломной эпохи конца 1980-х и начала 2000-х не только пронизан газетой, но и структурирован, классифицирован. И даже сделаны регулярные попытки ее визуализировать на первых страницах каждого номера. Фотоколлаж первой полосы смотрит на своего читателя глазами главного редактора, добавляя удивительный эффект некой устной истории, непосредственного невербального ощущения смысла эпохи. В чрезвычайно эмоциональных арт-конструкциях первых страниц видна и persona grata – их автор, чей мир балансирует на грани культурного шока и культуртрегерства, нонконформизма и государственности, высокого духа традиции и неуемной жажды прогресса. Визуальные образы А. Устинова напоминают не столько маяки, сколько звезды разной яркости, которые живут своим циклом и соединяются в причудливые созвездия по-разному для каждого, кто смотрит на них. Они могут восприниматься нынешним читателем и будущим сразу в трех категориях: «свои», «чужие», «другие». Так картинка становится психологическим перекрестком, даже Сфинксом, который задает свои неслышимые вопросы для допуска/недопуска любого любопытствующего в музыкальное пространство нашей эпохи

30 — значит зрелость…

Omnia mutantur, nihil interit
Все меняется, ничто не исчезает (Овидий, «Метаморфозы»)

Динамика развития «МО» за 30 лет весьма необычна для печатного издания. Скорее ее можно уподобить столь модной в постмодернистких текстах ризоме, которая принципиально нелинейна и может развиваться куда угодно и принимать любые конфигурации. Ибо ее сущность — это потенциальная бесконечность. Именно газета на своих страницах стало не только «стягивать» своими полосами пространство российской музыкальной культуры — чрезвычайно разобщенное: и по географическим факторам, и по сферам деятельности, и по рангу, и ведомственное…

Но она замахнулась — подобно Вагнеру — на сознательное конструирование нового амбициозного культурного проекта под названием «Вся музыкальная Россия ХХI века». Настойчиво, и даже порой на грани лезвия бритвы выстраивая, точнее вылепляя абсолютно новое музыкальное пространство, в котором вся Россия: провинция и столицы, все специалисты, работающие в сфере профессионального музыкального искусства — от Министерства культуры до студентов (!), все организации — от оперных театров-брендов до региональных творческих вузов. Газета фонтанирует идеями и «провокациями», которые всегда направлены на объединение российских музыкантов (пусть и виртуальное), на привлечение внимания общества к академической музыке как одному из самых креативных артефактов человеческих мыслечувств.

И немного историко-музыкальной мистики…

Corrige praetertum, praesens rege, cerne  futurum
Анализируй прошлое, руководи настоящим, предусматривай будущее

В цифрах всегда есть нечто мистическое. И велик соблазн пролистать века с 9-кой, чтобы опровергнуть или утвердиться во мнении: этот символ газеты рассылает явственные флюиды далеко за пределами последних 30 лет. Рейтинг этих мини-взрывов выстраивается так.

Первое место безоговорочно занимает 1889 годЗа 100 лет до появления «МО» множественные трансформации происходили в культуре, во многом предвещая уже 1989. Именно в 1889 в Париже открывается Эйфелева башня. Она была построена как символ и использовалась как входная арка парижской Всемирной выставки-1889. Там же появилось кабаре Мулен Руж. А в Лейпциге наследие Иоганна Штрауса, которое насчитывало 251 творение, было издано его сыном. Появляется картина Винсента ван Гога «Автопортрет с отрезанным ухом». Лев Толстой пишет «Крейцерову сонату». Состоялись премьеры двух симфонических шедевров: «Дон Жуана» Рихарда Штрауса и Симфонии Сезара Франка.

Этот год поражает именами персон, появившихся на свет. Среди них люди, которые впрямую изменили мир — территориально и психологически: поэтессы Габриэла Мистраль и Анна Ахматова, великий Чарли Чаплин, феноменальные философы Людвиг Витгенштейн и Мартин Хайдеггер, французский писатель и виднейшая фигура авангарда первой половины ХХ в. Жан Кокто, кумир русской эмиграции Александр Вертинский.

На второй позиции расположился 1789 год — за 200 лет до рождения «МО»! Уникальные события того года: Французская революция, вступление в действие Конституции США и приход к власти 1-го президента Джорджа Вашингтонапобеды армии Суворова над турками при Фокшанах и Рымнике, – и глобальные политические, экономические, культурные и общественные изменения, вызванные этими событиями, явственно указывают на год как мощный нумерологический импульс для уже года 1889, а затем и 1989.

Третье место поделили 1959 и 1809 годы.

1959-й проходит под знаком кубинской революции с легендарными Фиделем Кастро и Че Геварой, потрясает мир первым запуском ракеты на Луну и глубиной почти фрейдовско-джойсовского анализа человеческих чувств на премьере монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос». И это далеко не все. Количество событий, нахлынувших в этом году, поражает своей амплитудой.

Россия (тогда СССР):

И.В. Курчатов выступил на заседании Внеочередного ХХI съезда КПСС с речью об управляемых термоядерных реакциях и о необходимости прекращения испытаний атомных и водородных бомб.

Первый в истории отношений между СССР и США визит главы Советского правительства в США.

Хрущев обращается к Генеральной Ассамблее ООН с предложением о разоружении.

Визит вице-президента США Никсона в СССР.

Первое плавание атомного ледокола «Ленин».

Указом Президиума Верховного Совета СССР отменено взимание сбора с владельцев велосипедов, а также регистрация велосипедов в качестве транспортного средства. С велосипедов сняты номерные знаки.

Открытие постоянной Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве.

Остальной мир:

Члены ООН голосуют против принятия в свои ряды Китайской Народной Республики. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, осуждающую расизм.

Землетрясение, цунами и серия селей, последовавших друг за другом, унесли жизни 5 тыс. человек в Мексике.

Аляска принята в союз в качестве 49-го штата США, а Гавайские острова — 50-го.

В США изобретены колготки и кукла Барби.

На международной выставке сюрреалистического искусства в Париже представлены и полотна современных американских художников Дж. Джонса и Р. Раушенберга.

В США умер швейцарский (и американский) композитор и дирижер Эрнест Блох, в Швейцарии — чешский композитор Богуслав Мартину.

В свою очередь, 1809 фонтанирует появившимися гениями. В этом году родились писатели Эдгар Алан По и Николай Гоголь, поэт Алексей Кольцов, автор эволюционной теории развития живых организмов, по поводу которой не утихают споры до сих пор, Чарльз Дарвин, 16-й президент США Авраам Линкольн и считавшийся самым элегантным и популярным в Англии XIX века композитор Феликс Мендельсон-Бартольди. Но, увы, ушел в пантеон небожителей Йозеф Гайдн.

1799 славен одной датой, но, вероятно самой главной: в тот год взошло солнце русской поэзии, русской литературы и (если учесть бесчисленное количество стихов и сюжетов, использованных композиторами) русской музыки — Александр Сергеевич Пушкин!

Ну а если говорить о годах, оканчивающихся на 19, то нельзя не вспомнить 1519: в том году умер Леонардо да Винчи. Родилась Екатерина Медичи — будущая королева Франции, а спустя три недели скончался ее отец — Лоренцо II ди Пьеро де Медичи, герцог Урбинский. В том же 1519 умерла графиня Лукреция Борджиа — героиня оперы Доницетти, написанной тремя веками позже.

1619 — год появления на свет легендарного Сирано де Бержерака.

В 1719 родился Леопольд Моцарт, выдающийся музыкант и великий отец гениального Вольфганга Амадея.

Ну и просто удивительным в музыкальной истории оказался 1819 — год рождения сразу нескольких гениальных музыкантов. Клара Вик — первая выдающаяся женщина-пианистка, а возможно, и композитор, вошедшая в историю также как муза Шумана и Брамса. Короли оперетты: парижской — Жак Оффенбах и венской — Франц фон Зуппе. Станислав Монюшко — основоположник польской оперы. Шарль Луи Анон, более известный в России как «Ганон»: все без исключения начинающие пианисты играют его упражнения, но лишь единицы впоследствии узнаю’т, что Hanon — не имя нарицательное и не псевдоним, а фамилия знаменитого музыканта и педагога.

В 1819 родились Каролина Витгенштейн — одна из любимых женщин Листа, которой Берлиоз посвятил оперу «Троянцы», и Мария Водзиньская — самая большая любовь Шопена, с которой он был обручен. По трогательному совпадению, Мария Водзиньская и Клара Вик — две женщины, вдохновлявшие двух великих композиторов — не только родились, но и умерли в один год (1896).

P.S.

Если бы к юбилею газеты был объявлен конкурс на лучший девиз для «МО», а в качестве необходимого условия выдвигалось: зафиксировать экзистенцию газеты в это пульсирующее 30-летие, то, вероятно, наиболее близким к выполнению этого непростого задания стало бы знаменитое и гордое латинское изречение:

FACIANT MELIORA POTEMTES — Кто может, пусть сделает лучше!