Международному театральному фестивалю им. А. П. Чехова – 30 лет

Всемирный театр
Международному театральному фестивалю им. А. П. Чехова – 30 лет

Пресс-конференция, посвященная 30-летию Чеховского фестиваля и предстоящему смотру, который пройдет в 2023, состоялась 4 октября 2022. Изменившаяся ситуация поменяла и координаты: европейского вектора больше нет, а восточная линия, наметившаяся в фестивале с 2005, теперь стала преобладающей.

Участники конференции выступали по видеосвязи и оффлайн. Крупнейшие деятели российского театра, говоря о фестивале, подчеркивали выдающиеся заслуги его инициатора и генерального директора. Генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин был уже тяжело болен, но нашел в себе силы приехать на пресс-конференцию. 3 декабря 2022 Валерия Ивановича не стало. В публикуемом материале – фестивальная статистика за 30 лет, программа будущего фестиваля, яркие выступления с пресс-конференции, а также высказывания в память о Валерии Шадрине.

Фестивальная программа 2023

XVI Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова пройдет в Москве c 24 мая по 8 октября 2023. В программу включены 15 спектаклей разных жанров из 13 стран мира – Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Кыргызстана, Узбекистана, Чили и ЮАР.

Фестиваль откроется спектаклем «Дикое танго» аргентинского хореографа Хермана Корнехо, соединяющего аргентинский колорит с оригинальными костюмами и акробатикой. Компания Корнехо знакома российскому зрителю по спектаклю «Танго после заката», показанному на Чеховском фестивале и Тихоокеанском фестивале во Владивостоке в 2021.

Впервые в программе Чеховского фестиваля – «Мален», спектакль чилийского хореографа и танцора Рикардо Куракео Куриче. Хореограф воплощает идею диалога поколений в форме современного танца с участием шестнадцати танцовщиц в возрасте от десяти до семидесяти лет.

Впервые гостем фестиваля станет труппа из ЮАР Вуяни Данс Компани. Придумывая свой спектакль «Сион: реквием по Болеро Равеля», южноафриканский хореограф Грегори Вуяни Макома черпал вдохновение из двух источников: «Болеро» Мориса Равеля, в котором постановщик услышал аналогию ритуальным траурным ритмам своей родины, и творчество знаменитого южноафриканского писателя Закеса Мда.

Один из самых ожидаемых спектаклей Чеховского фестиваля – «Чайное заклинание» в постановке танцовщика и режиссера Чжао Ляна (в 2021 спектакль не удалось привезти из-за пандемических ограничений). Китайский хореограф-перформер создает пластические спектакли, в которых переосмысливает древние китайские традиции сценического движения и боевых искусств.

Также в программе – танцевальный спектакль «Кармина Бурана» на музыку Карла Орфа в постановке кубинского танцовщика и балетмейстера Джорджа Сеспедеса. В спектакле участвуют Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Минин-хор, Детский хор «Весна», а также солисты Ярослав Абаимов, Мария Буйносова и Павел Янковский.

Завершающим аккордом станет современный балет театра Сан-Мартин из Аргентины. Аргентинский хореограф Маурисио Вайнрот создал постановку на основе «Песни о Земле» Густава Малера.

Чеховский в именах, странах и цифрах

Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова был учрежден Международной конфедерацией театральных союзов и стартовал 4 и 5 октября 1992 в Театре им. Моссовета (спектакль БДТ «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру; постановка Темура Чхеидзе с участием Кирилла Лаврова).

С момента основания фестиваль представил более 600 спектаклей из 54 стран мира. Работы 437 режиссеров, хореографов, музыкальных руководителей постановок: Бартабас, Пина Бауш, Люк Бонди, Мэтью Боурн, Питер Брук, Иво Ван Хове, Хайнер Гёббельс, Эмма Данте, Сергей Данченко, Деклан Доннеллан, Эмманюэль Демарси-Мота, Доминик Дромгул, Начо Дуато, Филипп Жанти, Дзё Канамори, Мерс Каннингем, Ромео Кастеллуччи, Франк Касторф, Отомар Крейча, Робер Лепаж, Лин Хвай-мин, Кристиан Люпа, Саймон МакБерни, Кристоф Марталер, Сатоси Мияги, Ариан Мнушкин, Жозеф Надж, Эймунтас Някрошюс, Мария Пахес, Оливье Пи, Лука Ронкони, Джорджо Стрелер, Роберт Стуруа, Тадаси Судзуки, Джеймс Тьере, Роберт Уилсон, Даниэле Финци Паска, Акрам Хан, Патрис Шеро, Петер Штайн, Андрей Щербан, Матс Эк, Ежи Яроцкий и др.

В Московской программе фестиваля с 1992 было представлено более 250 спектаклей. В разные годы были показаны работы Алексея Бородина, Марины Брусникиной, Юрия Бутусова, Анатолия Васильева, Камы Гинкаса, Олега Ефремова, Сергея Женовача, Марка Захарова, Алексея Казанцева, Евгения Каменьковича, Миндаугаса Карбаускиса, Романа Козака, Григория Козлова, Андрея Кончаловского, Дмитрия Крымова, Юрия Любимова, Евгения Марчелли, Владимира Мирзоева, Бориса Морозова, Владимира Панкова, Евгения Писарева, Юрия Погребничко, Константина Райкина, Иосифа Райхельгауза, Виктора Рыжакова, Кирилла Серебренникова, Олега Табакова, Александра Тителя, Римаса Туминаса, Валерия Фокина, Петра Фоменко, Павла Хомского, Нины Чусовой, Адольфа Шапиро, Бориса Юхананова, Генриетты Яновской и др.

Чеховский фестиваль выступает продюсером новых постановок с участием ведущих театров и режиссеров России и мира. Всего осуществлено 36 постановок, из них 14 – к 150-летию А. П. Чехова.

Много раз Чеховский становился организатором масштабных международных театральных проектов. В 2012 были организованы гастроли Королевского Шекспировского театра (Великобритания), в 2014-м, в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России, проведена программа британских театров. В сентябре 2018 Чеховский выступил организатором гастролей японского театра «Сётику Гранд Кабуки Тикамацудза», ставших главным событием программы Перекрестного года Японии и России.

В сентябре 2018 в рамках мероприятий, посвященных Дню города и организованных Правительством Москвы, Чеховский фестиваль представил большую международную программу уличных театров – предоставил возможность бесплатно посмотреть яркие спектакли коллективов из разных стран мира на открытых площадках города. В марафоне приняли участие «Фура дель Бауш» и «Ксаркса» из Испании.

В разные годы в рамках Чеховских фестивалей прошли Японские сезоны в России, Бразильский сезон, Сезон канадского театра, а также ответные Сезоны российского театра в этих странах. Чеховский фестиваль выступал организатором Русской программы Авиньонского фестиваля, фестиваля «Европалия. Россия» в Бельгии, культурной программы Национальных дней России на ЭКСПО (Нагойя, Япония) и Сарагосе (Испания) и многих других театральных и культурных программ.

С 2021 Чеховский фестиваль при участии Государственного театра наций является организатором Международного Тихоокеанского театрального фестиваля, который проходит во Владивостоке в формате биеннале. Инициатор программы – Евгений Миронов. Автор концепции Фестиваля – Валерий Шадрин.

Слова о Чеховском

Михаил ШВЫДКОЙ, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству

Нужно обладать великим талантом Валерия Шадрина, чтобы собрать, во-первых, сегодня такую замечательную публику, а во-вторых, чтобы 30 лет вести Чеховский фестиваль. В этом году фестивалю исполнилось 30 лет. 4 и 5 октября 1992 на сцене Театра Моссовета был показан спектакль «Коварство и любовь» Ф. Шиллера в постановке Темура Чхеидзе с Кириллом Лавровым в одной из главных ролей. Тогда никто не мог представить, что этот фестиваль приобретет такую мощь и силу. Валерий Иванович сумел в самых трудных и нищенских условиях, потому что 90-е годы были совсем не богатыми, не просто создать образ Москвы как столицы театрального мира, но и подтвердить это невероятными проектами.

Программа, которую вы увидите, это тоже результат многолетней репутации Чеховского фестиваля. В сегодняшних условиях крайне сложно собрать значительную программу, которая представит театры и Содружества независимых государств, и Латинской Америки – Бразилия, Аргентина, Чили – и Азии. А еще Индия, Китай, ЮАР – это действительно огромный театральный мир, который будет очень интересен для московских, и не только московских зрителей.

Ничего не заканчивается. Мы можем сколько угодно говорить о сложных периодах, о том, что мы переживаем трудное время. Я вот – сколько мне, 74 года, – я, может быть, только первые пять лет жил в легкое историческое время, а потом постоянно было трудное историческое время. Поэтому всё зависит от людей, которые в любое историческое время делают дело. И я хочу честно еще раз поблагодарить всю команду Чеховского фестиваля, и прежде всего Валерия Ивановича, который сумел собрать вокруг фестиваля огромное количество друзей во всем мире. Его отношения с продюсерами самых разных стран, с фестивалями, с режиссерами – это колоссальная заслуга. Я думаю, что такого великого театрального коммуникатора, как он, мало где можно отыскать. Чеховский фестиваль – это самый крупный фестиваль в мире, и нынешняя программа подтверждает эту репутацию.

Я думаю, что и сегодняшние представители властей, и московских властей, и Министерство культуры России, должны поддерживать этот фестиваль, потому что это важнейшее предложение российской культуры миру. В сфере международных культурных связей, которыми я занимаюсь по долгу службы, это событие одно из самых важных, поэтому остается только порадоваться тому, что московские зрители все это увидят.

Алексей БАРТОШЕВИЧ, театровед, доктор искусствоведения

Все эти 30 лет прошли у людей моего поколения на глазах, и с самого начала, с самых первых моментов истории Чеховского фестиваля для меня – при всех поворотах исторической судьбы – наступил момент счастья. Я помню тот восторг, который овладел всеми нами, когда началась история Чеховского фестиваля. Понятно, что Чеховский фестиваль был дитятей и горбачевских времен с их головокружительным чувством свободы. Да, конечно, магазинные полки были пустые, 90-е годы, бандиты… Но это было время, когда мы дышали воздухом свободы, когда перед нами вдруг открылись совершенно новые просторы, новые перспективы.

Благодаря Чеховскому фестивалю наш театр перестал мучиться от изолированности, перестал быть каким-то особым замкнутым веществом на фоне огромного мира и стал частью мирового театрального процесса. С одной стороны, наш театр с его богатыми традициями имел за душой много такого, что можно с уверенностью в успехе показать во всем мире, а с другой стороны: боже мой, какие спектакли приезжали благодаря Чеховскому фестивалю! Собственно, я не могу назвать ни одного крупного режиссерского имени, ни одного крупного названия театра, который благодаря этим тридцати волшебным годам не был бы показан в Москве.

Одной из кульминаций тридцатилетней истории был 2001 год, когда Чеховский фестиваль был устроен вместе с Всемирной Театральной Олимпиадой. Это был такой праздник для Москвы! Те, кто был там, помнят, что на церемонии открытия фестиваля на всей Тверской и улице Горького на один день были сняты троллейбусные провода, потому что огромные декорации на колесах, которые волокли с собой десятки маленьких и немаленьких театральных трупп со всего мира, просто не вмещались. Я помню, как в числе этой огромной бесконечной церемонии, которая шла от Белорусского вокзала до Манежа, была ослепительно прекрасная компания танцовщиц карнавала из Бразилии в перьях. Я помню, как толпа москвичей бежала за этими девочками и выдергивала перья на память, так что они дошли до Манежа уже не целиком украшенные. Я помню закрытие этого фестиваля, когда на Москва-реке перед огромной трибуной, специально выстроенной для этой церемонии, сперва плыли на корабле все участники фестиваля, потом они сходили на берег, а корабль поджигали – и этим огромным факелом, пожаром и завершался фестиваль. Вспомнить есть о чем. Но самое главное – это серия театральных восторгов, которые все мы испытывали. Для меня годы Чеховского фестиваля были самыми счастливыми годами жизни.

Наверное, в нынешних драматических и трудных обстоятельствах проще всего было поставить точку и отказаться от того, чтобы устраивать очередной Чеховский фестиваль. Но для Шадрина это был бы слишком легкий выход, это было бы признанием поражения. Хотя европейских театров в программе нет и быть не может по известным причинам – фестиваль жив, фестиваль будет. И то, что Шадрин и все, кто ему помогал, сделали Чеховский фестиваль не просто европейским фестивалем, что само по себе было бы совсем не мало, но именно всемирным фестивалем – его поворот на Восток, в Латинскую Америку, в Южную Африку (о которой, честно говоря, мало кто из нас что-либо слышал в смысле театра) – это не только вынужденный шаг, мол, ну что ж, другого-то сейчас нет… Это целенаправленная политика – сделать всемирный фестиваль.

Одним из друзей Чеховского фестиваля был Питер Брук, который часто сюда приезжал, и, в сущности, смысл фестиваля был близок к главной идее, которой было посвящено все творчество и вся жизнь этого гениального мастера – создание Театральной всемирности, которая есть не что иное как предчувствие и проект всечеловеческого объединения, всечеловеческого мира, общечеловеческого искусства. Этому служению посвятил всю свою замечательную плодотворную жизнь Валерий Иванович и все, кто вместе с ним устраивал Чеховский фестиваль. Нас ждет театральная радость!

Программа Чеховского фестиваля 2023

24, 25, 26, 27 мая. На сцене Театра им. Моссовета. «Дикое танго». Компания Хермана Корнехо (Аргентина). Постановка и хореография – Херман Корнехо.

25, 26, 27 мая. На сцене Театра на Таганке. «Муму». По одноименному рассказу Ивана Тургенева. Театр на Таганке и Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. Режиссер – Нарине Григорян. Художник – Виктория Риедо-Оганесян. Хореограф – Юрий Костанян. Композитор – Артем Ким.

31 мая, 1 июня. На сцене Театра им. Моссовета. Ильяс Джансуров Soundrama «Кулагер». Государственный Академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова (Казахстан). Режиссер-постановщик Фархад Молдагали.

5, 6 июня. На сцене Театра им. Вл. Маяковского. Константин Стешик «Камень глупости». Республиканский театр белорусской драматургии (Россия – Беларусь). Режиссер – Дмитрий Зимин.

8 июня. На сцене Театра «Школа драматического искусства». Эльжбета Хованец «Гардения». Ереванский государственный русский драматический театр им. К. С. Станиславского (Армения). Постановка и музыкальное оформление – Гор Маркарян.

14, 15, 16, 17 июня. На сцене Театра им. Моссовета. «Макбет: что сделано, то сделано». По мотивам пьесы У. Шекспира «Макбет». Компания «Синематограф» (Индия). Режиссер – Раджат Капур.

15, 16, 17, 18 июня. На сцене Театра им. Вл. Маяковского. Вьетнамский традиционный водный кукольный спектакль. Театр Тханг Лонг (Вьетнам). Художественный руководитель – Чан Тхи Хиен.

20, 21, 22 июня. На сцене Театра «Школа драматического искусства».  «Мален». Театро а миль (Чили). Постановка – Рикардо Куракео Куриче.

19, 20, 21 сентября. На сцене Театра им. Моссовета. «Сион: Реквием по Болеро Равеля». Вуяни Данс Компани (ЮАР). Хореограф – Грегори Вуяни Макома.

20, 21, 22, 23 сентября. На сцене Театра «Геликон-опера». «Чайное заклинание». Компания Чжао Лян Арт (Китай). Режиссер – Чжао Лян.

26, 27, 28 сентября. На сцене Зала Зарядье. Карл Орф «Кармина Бурана». Театр современного балета Кубы, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Минин-хор, Детский хор «Весна». Хореография и постановка – Джордж Сеспедес. Дирижер – Тимофей Гольберг.

1, 2, 3 октября. На сцене Театра «Школа драматического искусства».  «В Москву! Палимпсест». По мотивам пьесы А. П. Чехова «Три сестры». Компания «Сетор де Ареас Исоладас» (Бразилия). Режиссер – Ада Луана.

3 октября. На сцене Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной. «Материнское поле». По одноименной пьесе Чингиза Айтматова. Сырдарьинский областной театр музыкальной драмы (Узбекистан). Автор инсценировки и режиссер – Нигора Гоибназарова.

7 октября. На сцене Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной. «Письма-самолетики». По мотивам произведений Эрика-Эмманюэля Шмитта. Фонд «Помогать легко», СДТИ КР и Кыргызстанский государственный театр юного зрителя им. Б. Кыдыкеевой (Кыргызстан). Режиссер – Айнура Качкынбек кызы.

5, 6, 7, 8 октября. На сцене Театра им. Моссовета. Густав Малер «Песнь о земле». Современный балет театра Сан-Мартин (Аргентина). Хореограф – Маурисио Вайнрот.

Екатерина РОМАНОВА, «МО» № 10 (503) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм