Маэстро Дмитрий Лисс в сезоне 2023-2024: концерты, гастроли, фестивали, премьеры

От Урала до Луары
Маэстро Дмитрий Лисс в сезоне 2023-2024: концерты, гастроли, фестивали, премьеры
Фото предоставлено пресс-службой УАФО

Дмитрий Лисс — яркая и харизматичная личность в когорте элитных российских дирижеров. Почти 30 лет, с 1995, он возглавляет Уральский академический филармонический оркестр. Под его руководством УАФО уверенно входит в число ведущих симфонических коллективов страны. За выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности Лисс и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский были удостоены Государственной премии РФ за 2008.

В сезоне 2023/2024 у оркестра под управлением маэстро запланированы концерты в Екатеринбурге и других городах России, у Дмитрия Лисса — собственные значительные проекты в России и за рубежом.

Начало сезона

13 сентября 2023 концертом абонемента Свердловской филармонии «Высшая лига: звезды и оркестры» Дмитрий Лисс и УАФО открыли сезон 2023/2024. Программа:

Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром,
Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
Чайковский. Сюита № 3

Солист Николай Луганский

6 октября великолепным исполнением Симфонии № 6 Малера (в рамках абонемента № 1 «Главный») УАФО под управлением Д. Лисса открыл VII симфонический форум России в Екатеринбурге. На рубеже 2000-х – 2010-х Дмитрий Лисс был одним из инициаторов Форума. Исполнение Шестой симфонии Малера знаменательно еще и тем, что премьера этого сочинения в СССР состоялась именно в Свердловске 55 лет назад — 3 марта 1968. Симфоническим оркестром Свердловской филармонии дирижировал Абрам Стасевич.

Симфонии Малера регулярно появляются в репертуаре Дмитрия Лисса и УАФО. 12 ноября 2022 в Екатеринбурге исполнялась Четвертая симфония. 20 апреля 2023 в исполнении оркестра и симфонического хора Свердловской филармонии прозвучала Вторая симфония «Воскресение». В следующих сезонах планируется исполнение Первой и Третьей симфоний.

25 сентября 2022 Дмитрий Лисс продирижировал Второй симфонией Малера в московском зале «Зарядье» с оркестром и хором Большого театра. Этим концертом открывался проект #малер, в котором в течение сезона 2022/2023 звучали все симфонии композитора.

Гастроли

После выступления на Симфоническом форуме УАФО отправился в гастрольный тур по России вместе с солистом Никитой Борисоглебским (скрипка).

12 октября, Санкт-Петербург.
Рахманинов. Симфония № 2
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

13 октября, Москва.
Керубини. «Реквием» № 1 Керубини
Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром

Этим концертом открылся абонемент Московской филармонии «Шедевры духовной и симфонической музыки трех столетий» (в двух других концертах, 16 ноября 2023 и 6 марта 2024, участвуют Госкапелла России под руководством Валерия Полянского, и Госкоркестр имени Е.Ф. Светланова под управлением Алексея Рубина).

Вместе с УАФО Реквием Керубини исполнил Симфонический хор Свердловской филармонии (художественный руководитель Андрей Петренко).

Реквием до минор (1816) для смешанного хора и оркестра – один из двух Реквиемов Луиджи Керубини (второй — ре минор — написан в 1836 для мужского хора и оркестра). Посвящен памяти короля Франции Людовика XVI (1754–1793), казненного на гильотине во время Французской революции. По приговору Национального конвента (высший законодательный орган Первой Французской Республики, действовавший с 1792 по 1795) вместе с королем была казнена на гильотине и его супругакоролева Франции Мария-Антуанетта (1755–1793). Останки монархов перезахоронены в Базилике Сен-Дени (Париж), где и состоялась 21 января 1817 премьера Реквиема Керубини (увлеченного ранее идеями Французской революции и активно для нее писавшего — марши, гимны, песни).

В реквиеме семь частей: Introit и Kyrie, Graduale, Dies irae, Offertorium: Domine Jesu Christe Hostias, Sanctus, Pie Jesu (Lacrimosa), Agnus Dei.

Реквием Керубини высоко ценили Бетховен, Шуман, Берлиоз, Брамс. По завещанию Бетховена, именно эта музыка звучала на его похоронах в 1827. В XX веке Реквием до минор исполняли и записывали, в частности, Артуро Тосканини, Карло Мария Джулини, Риккардо Мути, Георг Шолти.

В ноябре 2022 Дмитрий Лисс включил Реквием до минор в одну программу с Четвертой симфонией Густава Малера (солистка Надежда Гулицкая, сопрано) в Большом зале Свердловской филармонии.

Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1935) Сергея Прокофьева написан для французского скрипача Робера Соэтана. Премьера состоялась 1 декабря в Мадриде. Соэтану аккомпанировал оркестр под управлением Энрике Фернандеса Арбоса — «хорошего дирижера», как характеризовал его сам Прокофьев. Оркестр, дирижер и солист составили удивительно гармоничный по звучанию и сбалансированности триумвират: маэстро и оркестр великолепно «прочли» партитуру Прокофьева во всех ее подробностях и деталях. Солист превосходно выстроил свою партию, тонко и искусно передав нюансы фразировки, динамики, образов.

17 октября, Нижний Новгород (в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны»).
Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Рахманинов. Симфония № 2

19 октября, Киров (в рамках Фестиваля симфонических оркестров России «Симфония над Вяткой»).
Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Рахманинов. Симфония № 2

21 октября, Пермь (в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»). Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Чайковский. Сюита № 3.

Дмитрий Лисс, Никита Борисоглебский, Уральский академический филармонический оркестр

Программы УАФО с Дмитрием Лиссом

31 октября 2023, абонемент № 43 «Орган плюс (к 50-летию органа СГАФ):
Гильман. Симфония № 1 для органа с оркестром (1878) (екатеринбургская премьера)
Сен-Санс. Симфония № 3 с органом
Дюпре. «Кортеж» и «Литания»
Солист Тарас Багинец

11 ноября 2023, абонемент № 1 «Главный»:
Прокофьев. Концерт № 5 для фортепиано с оркестром (солист Яков Кацнельсон) Прокофьев. Симфоническая сюита «Поручик Киже».
Попов. Симфония № 1

Гавриил Попов (1904–1972) — один из крупных советских композиторов 1920-х 1940-х годов, член Ассоциации современной музыки (АСМ), отмечающей в 2023 100-летие. Симфония, написанная в 1928–1932, впервые была исполнена в 1935 оркестром Ленинградской филармонии под управлением Ф. Штидри и тут же запрещена с формулировкой: «недопустимо исполнение (произведения) как отражающего идеологию враждебных классов». «Реабилитации» симфонии не помогли благожелательные отзывы и письма в ее защиту Прокофьева, Шебалина, Шапорина. Только в XXI веке симфония вновь открылась слушателям. 11 ноября — премьера в Екатеринбурге

22 марта 2024, абонемент «Высшая лига: имена»:
Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром (солист Вадим Репин)
Прокофьев. Симфония № 2

12 апреля, абонемент № 1 «Главный»:
Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (солистка Александра Довгань)
Шостакович. Симфония № 1 (ее премьера состоялась в мае 1926 в Ленинграде под управлением Н. Малько, по инициативе АСМ; после премьеры 19-летний Шостакович стал известен в СССР, а вскоре и в мире).

18 июня — закрытие сезона УАФО, абонемент № 1 «Главный»:
Бриттен. Концерт для скрипки с оркестром (солист Никита Борисоглебский)
Бетховен. Девятая симфония, с участием Симфонического хора Свердловской филармонии.

За рубежом. Австрия, Франция

27 декабря 2023, 3 и 6 января 2024 на Зимнем фестивале в Эрле (Тироль, Австрия) — премьера оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Дмитрий Лисс — музыкальный руководитель и дирижер спектакля. Режиссер — Флорентине Клеппер, известная своими постановками в театрах Германии (Франкфурт, Фрайбург, Штутгарт, Гамбург, Брауншвейг, Карлсруэ), Швейцарии (Берн, Базель), Австрии (Зальцбургский Пасхальный фестиваль), Франции (Дижон). Исполнители — фестивальный хор и оркестр, солисты из Германии, Шотландии, Колумбии, Кореи, ЮАР, Украины.

1 января на фестивале в Эрле Дмитрий Лисс продирижирует новогодним концертом. В программе Чайковский: Сюита из балета «Щелкунчик»; Полонез, Вальс и арии из «Евгения Онегина»; «Итальянское каприччио». Хор и симфонический оркестр фестиваля, солистка — сопрано из ЮАР Номбулело Йенде.

(Подробнее о фестивале https://www.tiroler-festspiele.at, о спектакле «Снегурочка» https://www.tiroler-festspiele.at/spielplan)

В планах Дмитрия Лисса на 2024 — выступления на фестивале La folle journee / «Безумные дни» во Франции с Национальным оркестром долины Луары.

Маэстро в Москве: Новая опера, Большой театр

10 февраля 2024 Дмитрий Лисс на Крещенском фестивале в театре «Новая опера» с оркестром театра исполнит Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева (солист Александр Князев) и Четвертую симфонию Франца Шмидта.

Шмидт (1874–1939) — немецкий композитор и виолончелист, учившийся в Венской академии музыки по контрапункту у Антона Брукнера и игравший в оркестре Венской оперы под руководством Густава Малера. Представитель позднего романтизма, в своем творчестве Шмидт следовал традициям великих венских симфонистов.

(На Крещенском фестивале, который в 2024 пройдет с 19 января по 10 февраля, состоится еще один концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Франца Шмидта: 26 января прозвучит оратория «Книга за семью печатями» для солистов, хора, органа и оркестра).

Продолжится сотрудничество Дмитрия Лисса с Большим театром. 23 февраля маэстро будет дирижировать гала-концертом симфонической музыки и 25 февраля – оперным гала-концертом к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова на Исторической сцене ГАБТа. Эти же программы прозвучат 6 и 7 июля 2024 на фестивале «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме. А 17, 18 и 19 июля 2024 в Большом театре — концертное исполнение оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», к 220-летию со дня рождения композитора (1804–1857).

Дмитрий Лисс родился 28 октября 1960 в г. Балашове Саратовской обл. В 1979 окончил ССМШ в Харькове по классам кларнета, теории и истории музыки, в 1984 – Московскую консерваторию по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (класс проф. Дмитрия Китаенко).

В 1983–1984 работал ассистентом дирижера в АСО Московской филармонии у своего педагога Дмитрия Китаенко. В 1984–1995 — дирижер Симфонического оркестра Кузбасса.

Лауреат I премии Первого Международного конкурса молодых дирижеров им. Ловро Матачича в Загребе (Хорватия, 1995).

С 1995 – художественный руководитель и главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра. Под его управлением коллектив гастролировал в 21 стране мира, принял участие в престижных международных фестивалях, записал 36 CD, в том числе по заказу компаний Warner Classics, Sony Classical и Mirare.

В 1997–1998 главный российский дирижер Российско-Американского молодежного симфонического оркестра. В 1998 был ассистентом главного дирижера Валерия Гергиева на Всемирном молодежном музыкальном форуме и работал с молодежными симфоническими оркестрами США, Китая, Великобритании, Канады, Израиля, Египта, ЮАР. В том же году был приглашен членом жюри на Второй Международный конкурс молодых дирижеров в Загребе.

В 1999–2003 – дирижер Российского национального оркестра.

В 2016–2021 – главный дирижер Филармонического оркестра Южных Нидерландов (Philharmonie Zuidnederland).

Народный артист РФ (2011). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2008). «Дирижер года» в рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» «События и персоны» (2003). Лауреат премии «МО» (2010, вместе с А. Колотурским, как один из организаторов Симфонического форума России).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.