Композитор Александр Радвилович — о будущем фестиваля «Звуковые пути»

Фестиваль длиной в полжизни
Композитор Александр Радвилович — о будущем фестиваля «Звуковые пути»

Композитор Александр РАДВИЛОВИЧ – о будущем фестиваля «Звуковые пути», отмеченного в 2017 Премией «Музыкального обозрения» в номинации «Фестиваль года», а также о приезде в Россию американца Джорджа Крама, «Чумной колонне» и яркой мелодике как сильнейшем компоненте современной музыки.

Александр Юрьевич, прежде чем поговорить с Вами о прошедшем фестивале «Звуковые пути», я попросила бы немного рассказать о его истории читателям «Музыкального обозрения».

Мне кажется, Петербургский международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» не нуждается в представлении – в ноябре 2022 он прошел уже 33-й раз, но раз Вы просите, постараюсь по возможности кратко рассказать о нем.

Фестиваль был основан в конце 1980-х годов. Это было время радостных перемен в нашем обществе. Объявленные «сверху» перестройка и гласность были с энтузиазмом поддержаны молодым и средним поколениями. Особенно радовалась переменам творческая интеллигенция. Официальные лозунги демократии и свободы слова были восприняты ею как возможность свободы творчества. Причем не только собственного творчества, но и свободы информации о творчестве зарубежных художников. Именно тогда в нашем городе и родилась идея создать собственный фестиваль современной музыки, где можно было бы исполнять новую музыку Запада и молодых тогда еще советских композиторов. Так, в 1989 году на чистом энтузиазме, почти стихийно возник Международный фестиваль музыки молодых композиторов. Ровно через год в 1990 параллельно с фестивалем проходит Международный композиторский семинар, а в 1991 фестиваль отказался от возрастных ограничений и обрел свое название «Звуковые пути». Именно так по-русски звучит перевод с английского название знаменитой пьесы Чарльза Айвза Tone Roads. Неточный обратный перевод и дал английское имя фестивалю “Sound Ways”.

Фестиваль всегда представлял широкую панораму того, что происходит СЕГОДНЯ в области новой музыки во всем мире. Именно на «Звуковых путях» уже в 1990-е годы впервые в России прозвучали сочинения Мортона Фелдмана, Эрла Брауна, Джиачинто Шелси, Конлона Нанкарроу, Майкла Финесси, а творчество Джорджа Крама стало одним из самых почитаемых в среде петербургских филармонических слушателей. В его программах наряду с исполнением совсем новых произведений российских и зарубежных композиторов неизменно звучит авангард ХХ века, музыка Веберна, Шенберга, Вареза, Крама, Булеза, Лахенмана, Ноно, Штокхаузена, Лигети и др., а из-за обилия мировых и российских премьер журналисты нередко называют «Звуковые пути» фестивалем премьер.

История фестиваля знает немало значительных событий. Это – блистательная интерпретация «Лунного Пьеро» ансамблем United Berlin и певицей Зигуной фон Остен и исполнение в одном концерте всех четырех «Макрокосмосов» Крама петербургскими музыкантами под руководством профессора Петербургской консерватории Олега Малова в 1993 году. Это и концерты американского ансамбля «Orchestra 2001» под управлением Джеймса Фримана в 1997 году с музыкой Джорджа Крама, и последовавшая затем творческая встреча с композитором в кинозале Дома композиторов, на которой народ не только сидел, но и стоял.

В 1998 году на «Звуковых путях» состоялось исполнение «Ожидания» Арнольда Шенберга. Известно, что в 1912 году после единственных своих гастролей в Санкт-Петербурге, он намеревался вновь вернуться в наш город, чтобы дирижировать «Лунным Пьеро» и «Ожиданием». Помешала Первая мировая война. Поэтому-то исполнение этих произведений «отца авангарда» имело столь важное значение для организаторов фестиваля.

Особое значение имел и концерт, посвященный трагедии 11 сентября в Америке. Тогда в программе значились хоровые сочинения: Rothko Chapel Мортона Фелдмана, кантата «Жар-бог» Леонида Резетдинова и моя экуменическая Sinfonia sacra без слов. Большой резонанс вызвал авторский концерт Галины Уствольской, посвященный ее 85-летию (так случилось, что вскоре она ушла из жизни), исполнение всех фортепианных этюдов Дьердя Лигети Джеймсом Клаппертоном в 2004 году, концерты памяти Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Позднее программа «Звуковых путей» пополнилась рядом успешных фестивальных проектов среди которых «Утопии и антиутопии», «Чеховъ-проект» и «Достоевский-проект»,  «Кейдж-сейшн», «Гимн футуризму» и другие. Список значительных фестивальных событий, как Вы понимаете, можно продолжить.

В разное время о «Звуковых путях» писали корреспонденты из Австрии, Германии, Голландии, Польши, США, рассказывали в своих радиопередачах немецкие журналисты. В 1998 г. в США вышел фильм CBS о визите Крама на наш фестиваль. Значительно меньше внимания «Звуковым путям» уделяют российские масс-медиа. Быть может, поэтому фестиваль больше известен за рубежом, чем внутри России.

На родине все складывалось далеко не всегда гладко. Без должного финансирования фестиваль оставался с 1993 по 2003 год, получая стабильные, но скудные субсидии Музыкального фонда Санкт-Петербурга. Без поддержки этой организации существование фестиваля было бы вовсе невозможно. Многолетние поиски спонсоров оказались безрезультатными. Лишь в 2004 году появилась финансовая поддержка со стороны Комитета по культуре города.

За прошедшие годы жизнь страны, в том числе и музыкальная, во многом изменилась. «Звуковые пути» внесли посильную лепту в эти изменения. Фестиваль воспитал не одно поколение блестящих интерпретаторов новой музыки и молодых композиторов, изменил структуру петербургской публики. Если на рубеже 1980-90-х гг. слушатели приходили на концерты новой музыки в основном из любопытства, то уже в середине 1990-х благодаря нашему фестивалю в городе сформировалась своя заинтересованная публика, которой становится с каждым годом все больше. Так на концерт миниопер «Хармс-проекта» (2003) публика не поместилась в зале Дома композиторов и многие слушали музыку, стоя в коридоре или в Красной гостиной по трансляции. Радуют и постоянные слушатели и обилие незнакомых молодых лиц на концертах. Это не праздная публика и не модная тусовка эстетов, а заинтересованный, требовательный и любознательный слушатель. Как иначе объяснить овации после «Лунного Пьеро» на открытии фестиваля 2007 года, когда Люси Шелтон и американский ансамбль Da capo Chamber Players вынуждены были исполнить на бис первый номер или восьмиминутные аплодисменты после прослушивания ! «Персеполиса» Янниса Ксенакиса для электроники? Как сказал однажды слушатель, специально приехавший в Петербург за тысячу километров из Котласа (Архангельская обл.): «Я уже не первый год беру отпуск, чтобы приехать фестиваль, и ни разу мне не было скучно». Все это, конечно, вдохновляет.

Если заняться занимательной арифметикой, то за 33 года на «Звуковых путях» прозвучало свыше двух с половиной тысяч сочинений, выступало более 70 ансамблей из разных стран, что уж говорить о солистах! Как Вы понимаете, я еще очень многое могу рассказать о фестивале, но давайте все же остановимся.

Московский ансамбль современной музыки на фестивале "Звуковые пути"

Как прошел последний фестиваль под Вашим руководством? В этом году пригласить зарубежных авторов на фестиваль стало невозможно. Как выходили из положения?

Фестиваль прошел и прошел неплохо, что в нынешних условиях почти чудо. Все, что было запланировано, прозвучало в исполнении отличных музыкантов. Это Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), молодой петербургский Just ensemble, три хоровых коллектива: Концертный хор «Перезвоны», Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры и Хор Санкт-Петербургской консерватории. Как всегда, на фестивале было много премьер – 20 мировых и 12 российских.

Если Вы заметили, в этом году фестиваль длился всего шесть дней вместо обычных восьми. Традиционно несколько программ всегда исполняли зарубежные гости фестиваля. В этом году это оказалось невозможным. Иллюзию их присутствия восполняли композиторскими именами. В «Звуковых путях» звучали Крам и Фелдман, Шелси и Шаррино, Марк Андре и Такемицу, Ксенакис и Фуррер, и многие другие.

Так получилось, что три программы из шести – мемориальные и были посвящены ушедшим коллегам.  Концертом памяти Джорджа Крама (1929-2022) фестиваль открылся 18 ноября в Малом зале Филармонии. Его музыка, начиная с 1990-х, неизменно исполнялась на «Звуковых путях», сам композитор приезжал на наш фестиваль в 1997 году, а в 2019-м мы торжественно отмечали на фестивале его 90-летие. Программа концерта Ансамбля солистов АСО Филармонии в Малом зале Консерватории была посвящена памяти летописца концертной жизни Ленинграда-Петербурга, критика, чудесного музыканта и человека Михаила Григорьевича Бялика (1929-2022). Его всегда отличали неиссякаемая до последних дней любознательность, искренняя доброжелательность и открытость всему новому. Думаю, Михаил Григорьевич с интересом послушал бы сочинения Шенберга, Такемицу и премьеры Крашенинникова, Крутика и Вабеля.

Финальный хоровой концерт «Сергей Слонимский и его школа» состоялся 23 ноября в Малом зале филармонии. В этом году Сергею Михайловичу исполнилось бы 90 лет. «Звуковые пути» он поддерживал со времен основания, его музыка органически вписывалась в контекст наших программ, а ряд сочинений композитор написал специально для премьерного исполнения на фестивале. В 1998 он стал Почетным членом Творческой ассоциации «Звуковые пути». Большой Мастер, он был не только выдающимся композитором, но и Учителем с большой буквы. Это почувствовали все, слушая хоровые сочинения и Слонимского, и его выпускников разных лет.

Героями концерта фортепианных миниатюр в Фонде художника Михаила Шемякина стали пианисты Алексей Глазков и Сергей Осколков-младший. Они исполнили три фортепианные программы, две из которых были посвящены юбилеям – 150-летию со дня рождения Скрябина и 100-летию со дня рождения Ксенакиса. Петербургские композиторы написали своеобразные реплики на творчество юбиляров, и это были только премьеры. Третий блок этого концерта был посвящен фортепианным опусам лауреатов прошедшего в Шанхае конкурса «Звуковые пути/ Sound Ways/ 声音路径».

Сергей Слонимский

Расскажите, пожалуйста, об этом конкурсе.

Несколько лет назад ко мне обратился руководитель Научно-исследовательского китайского Института русской музыки композитор Пэн Чэн с предложением учредить в Шанхае Международный конкурс молодых композиторов, назвав его именем фестиваля «Звуковые пути». Мы договорились о регламенте и назначили дату проведения первого конкурса – на лето 2019 года. Но тут вмешалась пандемия, и конкурс состоялся лишь прошлым летом. В нем принимали участие композиторы из Китая и стран Юго-Восточной Азии – Вьетнама, Японии, Сингапура и Малайзии. Я был председателем международного жюри, а премией для лауреатов стало исполнение их сочинений на фестивале «Звуковые пути». Присутствовать на премьере смог только пекинский композитор Лу Дайвэй, остальным из-за новой вспышки ковида пришлось остаться дома. Но я надеюсь, что конкурсная идея получит развитие.

Музыковедческое любопытство в связи с репертуаром не угасает. В концертах «Звуковых путей» этого года, да и прошлых лет огромное количество сочинений с программными, если можно так «старорежимно» выразиться в XXI веке, наименованиями. Спектр их невероятно разнообразен. Есть простые и понятные — вроде «Тихой ночи» Ни Чэнкана и «Ветра в соломинке» Глазкова. Есть разного рода рефлексии — «Хрупкость томления» Александрова, «Синдром дефицита внимания» Светличного. Я зацепилась взглядом за милейшее «Я тебя почти не помню, но ты подарил мне смешной камень» Элины Лебедзе. Есть прямо-таки философские проблемы в духе «Архитектуры будущего» Резетдинова. Для романтиков названия были отражением идеи синтеза искусств, символом доверительности, вектором направления слушательского сознания. Но мы-то в другое музыкальное время живём. Почему стремятся авторы непременно давать названия? Что в них за магия?

Ну здесь я готов поспорить. Давайте представим, что Ксенакис убрал с титульного листа Metastaseis название сочинения и написал там – Пьеса для оркестра.  Или Лигети меняет названия Lontano и Ramafication на невзрачные определения – Композиция для оркестра № 2 и №3, а Варез вместо «Ионизации» пишет на обложке Пьеса для 13-ти ударников. Мне кажется, довольно многое при отмене названия теряется, прежде всего острота и некий фокус слушания, своеобразная ариаднина нить, которую автор протягивал слушателю и исполнителю. И совсем нет здесь нафталина романтической эпохи. В музыке всегда уживаются конкретика сочинений с названиями, которые дают вектор восприятия слушателям, да и исполнителям. Вспомним хотя бы названия Пяти оркестровых пьес Шёнберга (Предчувствие, Прошедшее, Краски и т.д.) или Трех пьес для оркестра Берга (Марш, Ряды, Хороводы). А с другой стороны, мы знаем абстрактные названия опусов Веберна или Камерные музыки под номерами Хиндемита. В конце концов, давайте оставим композитору право самому называть или не называть свои опусы. Если он дает им имя собственное, наверное, чем-то руководствуется. Да и еще вспомним, что из 32-х сонат Бетховена наиболее часто исполняются сонаты с названиями, которые давал, как известно, не композитор!

Вообще-то я сам грешен – на фестивале исполнялась моя «Чумная колонна» для пяти музыкантов. Думаю, название делает понятной идею сочинения.

А если название иноязычное? Авторы далеко не всегда разъясняют их смысл. Как слушателю встроиться в музыку в таком случае?

Все же названия в программках, как правило, даются с переводом. Но если его нет, гугл вам в помощь. Конечно, давая название опусу, композитор старался сократить путь к восприятию. Но если вы вдруг все же слушаете пьесу, название которой не знаете, попробуйте просто прислушаться, погрузиться в предлагаемый мир, адаптироваться в нем и выстроить свой ассоциативный ряд из предложенного ребуса звуков. Вспомнил самую первую фразу из «По направлению к Свану» Пруста. Цитирую не точно, но близко по смыслу. «Во сне человек держит в руках нить времени, часов и миров, во сне ему кажется понятны его место и время, но в момент пробуждения реальное время и место могут перепутаться». Названия отсылают нас к реальности, за нее можно держаться, а можно и создавать свою.

В одной из наших бесед Вы высказали мысль, что в музыке молодых авторов экспонирование преобладает над развитием. Почему так происходит?

Да, есть такая тенденция у молодых композиторов, (она, правда, не единственная). Мне кажется это дань достаточно быстротечной моде. Как-то несколько лет назад один руководитель ансамбля перед концертом сказал публике: «Сейчас в мире мода на тихую музыку, поэтому мы будем сегодня играть не громче mp.» Конечно, это было наивно, зато честно. Правда, публика явно скучала. Наверное, когда-то эта мода продолженной экспозиции материала и минимальных перестановок внутри краткой структуры уйдет в прошлое, как многие другие «моды», и тогда музыкальный «день сурка» сменится на что-то иное. В конце концов, если воспользоваться сравнением с живописью, то, зайдя в музей, мы вряд ли ограничимся залами с картинами Марко Ротко и Джексона Поллока, наверняка нам захочется увидеть работы художников и других направлений.

Мне кажется проблема в другом. Последнее время я тесно общаюсь со многими молодыми композиторами, в большинстве своем это умные и талантливые ребята. Но мне не по душе их нежелание бывать на концертах, а знакомиться с музыкой в интернете. Интернет, конечно, вещь удобная, но ничто не заменит прямого общения с музыкантами, совместного с публикой восприятия. Да, общение с публикой – это тоже компонент, который будущему композитору нельзя игнорировать. Они неплохо знают современную музыку, но знания их несколько однобоки. Слушая в интернете музыку полюбившихся композиторов какого-то одного направления, они часто игнорируют существование других течений. Да и знания музыки предшествовавших десятилетий часто бывают пунктирными. Хорошо, если этот этап ограничивается периодом взросления, накопления, хуже, когда замораживается и становится эдакой сектантской мифологией. Знаете, вспомнил сейчас, что когда-то была популярной серия анекдотов про чукчу (осознаю всю неполиткорректность своего воспоминания). Среди них был и про абитуриента Литературного института, который не смог ответить ни на один вопрос о мировой прозе, заявив: чукча – не читатель, чукча – писатель. К чему это я? По большому счету, не так важно, где слушают музыку молодые композиторы, когда-нибудь они все же придут в зал. Главное, чтобы они были слушателями.

Возможна ли, на Ваш взгляд, современная музыка без специфических исполнительских приёмов, запредельной сложности и с яркой мелодикой? Или привычное уже изжило себя?

Почему бы нет? Но давайте сначала договоримся о терминах: как мы определим термин «современная» музыка, что такое «запредельная» сложность и как определять «привычное». Именно это «привычное» плотно окружает нас в повседневной жизни – в магазинах, в транспорте, в кафе и ресторанах, в саундтреках дешевых фильмов и сериалов. Эта масса фоновой музыки, с которой безуспешно боролся Лютославский, ее назойливость в быту мы стараемся не замечать.

Под «запредельной сложностью» Вы вероятно имеете в виду сочинения адептов new complexity, хотя это совсем не однородное явление и «сложно» пишут композиторы, принадлежащие к разным направлениям. «Сложно» пишут и многие российские композиторы. А расширение исполнительских техник уже давно стало частью языка, и самим по себе фактом использования этих новых средств уже никого не удивишь. Это естественный процесс, и композитор вправе использовать расширившиеся тембровые краски. Он может отобрать те из них, которые ему необходимы в конкретном случае, а может, «схватить» все краски, попавшие в распоряжение, и расцветить ими партитуру. Это зависит от поставленной задачи, чувства меры, вкуса и профессионализма. Может быть, именно такие «сложности» Вас пугают?

Если принять «сложность» за один полюс, то на другом окажутся «новая простота» и минимализм. Об этих явления написано и сказано так много, что повторяться не хотелось бы.

И наконец, никто не отменял яркую мелодику, которая является сильнейшим компонентом современной музыки.

Джордж Крам, Александр Радвилович

Хотела ещё спросить отдельно о визите Крама. Думаю, читателям было бы интересно!

О, это было событие! Джордж Крам приезжал в 1997 году. Многие до сих пор помнят и концерты, и встречи с композитором. Тогда еще у нас не было электронной почты, и все пользовались факсами. Бесконечное количество бумажных рулонов было посвящено организации концертов в Петербурге и в Москве – американские музыканты попросили меня устроить им выступление и в Московской консерватории. Я нашел партнера в Москве и концерт там организовал нынешний директор Московской филармонии Алексей Шалашов. Крам прилетел в Пулково с женой, тремя спонсорами, киногруппой SBS и ансамблем Orchestra 2001 под управлением Джеймса Фримана. Музыканты заранее предупредили меня, что везут с собой 54 ударных инструмента в дополнение к тем ударным, которые я привез в Малый зал филармонии, собрав из личных коллекций петербургских перкуссионистов. Я предупредил таможенников, что им предстоит долгий осмотр инструментов и, удивительно, они попросили меня зайти в таможенную зону и помочь им атрибутировать ударные инструменты. Крам сразу же предложил перейти на «Ты», и с этого момента мы подружились. А потом в кинозале Дома композиторов была открытая встреча со студентами, музыковедами и музыкантами города, концерт в Малом зале филармонии с «Вечными голосами детей» и «Музыкой летнего вечера», а на следующий день в Доме композиторов пианист Марк Антонио Барони исполнял «Маленькую рождественскую сюиту».

Вместе с коллегами Крам был у меня в гостях и засидевшись, мы около полуночи поехали в гостиницу на метро. И вдруг все американцы начали смеяться. Потом они объяснили, что перед поездкой в Россию их инструктировали представители Госдепартамента и предупреждали об опасностях ночных прогулок, особо не рекомендовали спускаться вечером в метро. «Попробовали бы мы так поздно спуститься в Нью-Йоркский сабвей» – смеясь говорили они.

В год десятилетия фестиваля я послал Краму диплом Почетного члена Творческой ассоциации «Звуковые пути» и когда позднее бывал у него в гостях видел Диплом на стене кабинета.

Как проводится отбор материала на фестиваль? Каким сочинениям отдаётся предпочтение?

Я всегда слушал много новой музыки, следил за тем, что происходит на фестивальных площадках в Москве и Нью-Йорке, Иерусалиме и Сеуле, Лондоне и Париже, Копенгагене и Цюрихе… Рассматривал интересные предложения исполнителей, делал встречные предложения, заказывал сочинения для специальных проектов фестиваля. Из классиков авангарда отбирал любимое, следил, чтобы прозвучало раньше не исполнявшееся. Обязательно старался включать в программу студентов. Ну а критерий один – качество. Случались просчеты, но и открытия тоже случались.

Александр Юрьевич, «Звуковые пути» — Ваше детище, бережно выпестованное, драгоценное. Каково передавать его в руки другого человека? Для всех любителей музыки «Звуковые пути» — это Вы. А если в двух или трёх (буквально, а не фигурально) словах — что фестиваль для Вас?

Фестиваль – это важная и прекрасная часть моей жизни. Видите, даже в такой короткой фразе перебрал количество заданных вами слов. И все же добавлю.

Я основал «Звуковые пути» в возрасте Христа, и развивались мы вместе. Оглядываясь назад, могу сказать, что задачи, которые я изначально ставил, в общем-то выполнены. За прошедшие годы фестиваль воспитал не одно поколение музыкантов и слушателей, мы исполнили огромное число произведений, не звучавших в нашей стране или в городе, открыли публике многие неизвестные доселе имена зарубежных композиторов. И, конечно, «Звуковые пути» стали своеобразной стартовой площадкой для многих петербургских авторов. Некоторые из них об этом с благодарностью вспоминают, другие, впрочем, старательно делают вид, что забыли.

Многое важное начиналось на «Звуковых путях». Это и первый в нашей стране Международный семинар молодых композиторов (тогда, в начале 1990-х мы не знали слова «мастер-класс»), это и форма концерта-марафона, которую у нас перенял замечательный одесский фестиваль «Два дня и две ночи современной музыки», это и шумные проекты, среди которых «Утопии и антиутопии» и «Хармс-проект», который до сих пор вспоминают.

Не раз зарубежные коллеги говорили мне: «Такого фестиваля, как «Звуковые пути», у нас нет». Сначала я думал, что это просто комплимент, но потом понял, что это ведь правда! Действительно, зарубежные фестивали новой музыки представляют, как правило, музыку только что написанную или сочинения лишь последних 10 лет, а знаковые сочинения композиторов второй половины ХХ века остаются вне рамок фестивальной программы. Сейчас в России появилось немало проектов, которые организованы схожим образом. Композиторы искренне рады прозвучать и получить одобрение публики, но, наверное, было бы неплохо услышать себя в одном контексте с мэтрами авангарда – Лигети, Варезом, Ноно, Берио, Булезом, Штокхаузеном, однако их имена в программах подобных фестивалей и проектов отсутствуют, а в концертах филармонических сезонов их сочинения не исполняются. Возможность такого творческого соседства всегда предоставляли «Звуковые пути» и, надеюсь, эта традиция сохранится.

Важнейшей составляющей фестиваля были контакты с зарубежными композиторами и исполнителями. Благодаря этому петербургская публика получила доступ к неизвестной музыке, а петербургские композиторы – доступ к зарубежной аудитории. Ведь почти всегда гастролеры включали в свои программы как минимум одно сочинение наших авторов, кто-то из них в итоге вошел в постоянный репертуар зарубежных исполнителей. Сегодня выстраиваемые годами связи рушатся, и я, признаюсь, в растерянности. Времени на их восстановление впереди у меня не так много. И это еще одна причина, по которой считаю нужным передать фестиваль в молодые руки.

Кроме того, в организации фестиваля есть масса рутинных вопросов, которые надо решать руководителю. Это поиски финансирования, составление и печать буклета, афиш и программок, заключение и подписание договоров, аренда залов, ударных инструментов и аппаратуры, организация проживания гостей фестиваля, их встречи и проводы, и многое другое. Здесь нужна свежая энергия.

И главное: когда дитя выросло, оно не нуждается в отеческой опеке, и надо вовремя это понять, чтобы дать возможность ему развиваться дальше. Такое решение далось, конечно, нелегко. Но зато у меня появится больше времени для музыки, которую еще хочется написать.

Каким Вы видите фестиваль будущего года?

Я передал художественное руководство фестиваля, но остался главой Творческой ассоциации «Звуковые пути» и вхожу в художественный совет фестиваля, поэтому вместе с коллегами в какой-то степени буду влиять на творческое наполнение программ и предлагать какие-то идеи. Но окончательно формировать программу, да и проводить фестиваль в ноябре 2023 года будет уже композитор Артур Зобнин. Ему, кстати, 33 года, столько же, сколько было и мне, когда я основал «Звуковые пути». Конечно фестиваль будет другим, и это естественно. Зато дело, которому я отдал более половины своей жизни, продолжится.

Александр Радвилович. Композитор, профессор Петербургской консерватории, лауреат международных конкурсов, основатель и художественный руководитель Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути», член жюри международных конкурсов в России, Германии, Украине, Франции, председатель жюри Международного композиторского конкурса им. С. Слонимского в Санкт-Петербурге и Международного конкурса «Звуковые пути» в Шанхае. Родился в Ленинграде в 1955. В 1978 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора С. М. Слонимского. Позднее стажировался за рубежом у В. Лютославского, Б. Фернихоу, П-Х. Диттриха, Т. де Лееу и других. Преподавал на Дармштадтских летних курсах (1992). Кандидат искусствоведения, автор книги «Инструментарий современной музыки» и ряда статей. Сочинения А. Радвиловича исполняются на фестивалях и концертах в России, странах Европы, Латинской Америки, в Китае, Японии, США, издаются в России, Голландии и Соединенных Штатах.

Беседу вела Елена НАЛИВАЕВА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм