Компакт-диск «Музыка в изгнании»: произведения российских композиторов ХХ века для скрипки и фортепиано

Компакт-диск «Музыка в изгнании»: произведения российских композиторов ХХ века для скрипки и фортепиано

Альбом «Музыка в изгнании», вышедший в 2021, представляет сочинения композиторов ХХ века для скрипки и фортепиано: Юлиана Крейна (Соната № 2, посвящена Эдуарду Грачу), Александра Веприка (Сюита ор. 7), Мечислава Вайнберга (Соната № 4 ор. 39, посвящена Леониду Когану), Александра Крейна («Еврейский каприс» ор. 24), Иосифа Ахрона («Еврейская мелодия» ор. 33), Юлия Энгеля («Фрейлехс» ор. 22 № 2).

Исполнители – скрипачка Елена Корженевич и пианистка Наталья Гринес.

XX век внес серьезные изменения в жизнь всего человечества, а значит, в жизнь каждой семьи и каждого отдельного человека. Войны, революции, катаклизмы, научно-техническая революция – все это приводило к исходу из разных стран отдельных людей, семей, к высылкам и переселению (часто вынужденному) целых народов. Люди уходили в изгнание, оказавшись ненужными своей стране, неугодными власти или просто опасаясь за свою жизнь.

Но не всегда это было изгнание внешнее, видимое. Некоторые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были выбирать внутреннее изгнание, зная, что их мысли и произведения вряд ли когда-нибудь будут изданы или исполнены. Но настоящий художник не может не творить. И они создавали талантливые произведения, прекрасно понимая, что, скорей всего, пишут «в стол». К счастью, мы получили возможность читать, слышать и исполнять эти произведения.

На диске записаны сочинения композиторов (в основном редко исполняемых в наши дни), так или иначе пострадавших от тоталитарного режима, революций, Холокоста и других трагических событий XX века. Всем им была уготована разная судьба. Одним довелось «подышать воздухом» сталинских тюрем и лагерей. Другим «посчастливилось» эмигрировать и избежать репрессий. Третьи прожили вроде бы благополучную жизнь, но и их коснулись трагедии века.

Юлий Энгель (1868-1927) в первые послереволюционные годы сотрудничал с Советской властью, служил в Наркомпросе, но в 1922 покинул Россию, жил в Берлине, затем в Палестине, где и скончался.

Иосиф Ахрон (1886-1943) в начале двадцатых годов также покинул Россию и окончил жизненный путь в США.

Александр Веприк (1889-1958) в молодости побывал в командировке в Европе, встречался с Шенбергом, Хиндемитом, Равелем, Онеггером. Его музыка была известна в странах Европы и США. Вернувшись, был приглашен на должность профессора Московской консерватории, а в 1950 был арестован как «еврейский буржуазный националист» и отправлен в ГУЛАГ, в 1954 реабилитирован.

Мечислав Вайнберг (1919-1996), родившийся, как и Ахрон и Веприк, в Польше, окончил Варшавскую консерваторию. В 1939 бежал из оккупированной Варшавы в СССР, потерял в Холокосте семью, в феврале 1953 был арестован, провел 78 дней в Бутырской тюрьме. После смерти Сталина был освобожден и реабилитирован.

Александр Крейн (1883-1951) известен, главным образом, как автор популярного балета «Лауренсия» и музыки к спектаклю театра Советской Армии «Учитель танцев».

Юлиан Крейн (1913-1996) в 13 лет был командирован Наркомпросом за границу для совершенствования мастерства, окончил в Париже Ecole Normale de musique по классу композиции Поля Дюка, встречался со Стравинским. Вернувшись в СССР, преподавал в Московской консерватории. В свое время достаточно известный композитор и музыковед, к концу жизни он был практически забыт.

Все сочинения, включенные в эту программу и записанные на диске «Музыка в изгнании», самобытны. В большинстве из них ощущается особый национальный колорит. Вместе с тем они написаны в традициях русской классической музыки: ведь почти все из шести представленных композиторов – выпускники Петербургской или Московской консерваторий.

Елена Корженевич – выпускница ДМШ № 1 Перми (класс заслуженного работника культуры Т. А. Шевцовой), Нижегородского музыкального колледжа им. М. А. Балакирева (класс заслуженной артистки России, профессора Нижегородской государственной консерватории им. Глинки С. Н. Пропищан).

В июне 2010 с отличием окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 2013 – аспирантуру МГК (класс народного артиста России, профессора В. М. Иванова).

В настоящее время преподает в Московской консерватории. Регулярно проводит мастер-классы в городах России. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов.

В качестве солистки сотрудничает с Венским камерным оркестром, камерным оркестром «Солисты Москвы», Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова, симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническими и камерным оркестрами Московской консерватории и многими другими. Среди партнеров по сцене – Александр Рудин, Юрий Башмет, Анатолий Левин, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Евгений Румянцев, Анастасия Кобекина, Александр Рамм, Филипп Копачевский, Валентин Урюпин, Игорь Федоров, Станислав Христенко, Андрей Ярошинский, Лукас Генюшас, Наталья Гринес и многие другие. Постоянно гастролирует по городам России (более 25 городов) и мира (более 15 стран).

С 2007 по настоящее время – концертмейстер Концертного симфонического оркестра МГК им. Чайковского (художественный руководитель – заслуженный артист России, профессор Анатолий Левин). С 2012 – солистка Московского камерного оркестра Musica Viva (художественный руководитель – народный артист России, профессор Александр Рудин).

В 2021 на лейбле Fancymusic вышел сольный альбом Елены Корженевич Pure со скрипичной музыкой композиторов-современников: Полины Назайкинской, Сергея Ахунова и Ильи Демуцкого, написавшего музыку специально для этого альбома.

Наталья Гринес – воспитанница нижегородской фортепианной школы. В 2004 закончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (класс Б. А. Альтерман), в 2006 – ассистентуру-стажировку ННГК по камерному ансамблю (класс Н. А. Матвеевой).

В дуэте с сестрой Ольгой побеждала на Всероссийских конкурсах камерной музыки, участвует в фестивалях в городах России и за рубежом. С 2007 Наталья активно сотрудничает с Международным благотворительным фондом В. Т. Спивакова. Выступает с известными музыкантами, среди которых пианисты Алексей Любимов, Евгений Брахман; скрипачи Владимир Иванов, Алена Баева, Сергей Островский, Елена Корженевич; альтист Даниил Гришин; виолончелисты Евгений Румянцев, Анастасия Кобекина; кларнетисты Игорь Федоров, Валентин Урюпин; струнный квартет солистов ГСО «Новая Россия» и другие.

На XVI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (2019) выступала с Анастасией Кобекиной, которая стала лауреатом III премии. Принимала участие в качестве концертмейстера в XIII и XV конкурсах им. Чайковского и была награждена дипломом лучшего концертмейстера.

Успешно гастролирует в России и за рубежом (США, Тайвань, Испания, Италия, Босния, ЮАР, Армения, Украина). В 2017 вместе с Евгением Брахманом и Тайваньским симфоническим оркестром солистов приняла участие в серии концертов на Тайване, включая выступление в одном из лучших залов мира – Национальном концертном зале Тайбэя.

Сотрудничает с музыковедами-просветителями Михаилом Казиником и Артемом Варгафтиком.

С 2016 постоянно участвует в фестивале-академии AIMS в Каталонии, где также преподает камерный ансамбль.

В настоящее время Наталья Гринес – доцент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Творческий союз Елены Корженевич и Натальи Гринес сложился в 2008. В репертуаре дуэта более двух десятков камерных программ, исполненных в залах Москвы (Большой, Малый, Рахманиновский залы Московской консерватории и другие), городах России и за рубежом (Испания, ЮАР, Босния и Герцеговина и др.). Представленная на диске программа «Музыка в изгнании» – одна из недавних работ ансамбля. Музыканты исполняли ее в январе 2019 в Еврейском культурном центре в Москве, в феврале 2020 – в Рахманиновском зале Московской консерватории, в декабре 2020 – Большом зале Нижегородской консерватории, где и сделана эта запись.

«МО»