Юбилей Михаила Плетнева

Юбилей Михаила Плетнева
Фото https://rno.ru/pletnev

14 апреля 2022 выдающемуся пианисту современности, дирижеру, композитору Михаилу Васильевичу Плетневу – 65 лет. За полвека блестящей карьеры о нем написаны несколько книг, десятки статей, сотни рецензий. В нашей юбилейной подборке – лишь несколько высказываний о Плетневе, лауреате Премии газеты «Музыкальное обозрение» за 2020 год в номинации «Персона – пианист».

«Как же хорошо играет Плетнев!» (Святослав Рихтер, 1986)

«Сегодня Плетнев входит в когорту последних из могикан – музыкантов, относящихся к своей профессии как к служению. Отошли в предание разговоры о том, что он, дескать, суховат. Отчаянно сдерживаемая боль его Шопена, не только воля, но и горькая улыбка в бетховенских сонатах, концертах и симфониях, живое дыхание сонат Моцарта, будто на ходу создаваемых пианистом в присутствии публики… Бывает, пуристы в кулуарах называют его игру недопустимой, чуть ли не хулиганством. Поклонники – необычайной дерзостью, право на которую он заслужил безупречно честным отношением к первоисточнику. Не было случая, чтобы публика отказала Михаилу Плетневу во внимании. Он – из боготворимых» (Наталья Зимянина, российский журналист, 2007)

«Михаил Плетнев – один из великих пианистов нашего времени. В каждом концерте Михаила Плетнева всегда присутствует элемент нового, неожиданного. Никогда не предугадаешь, что он скажет нам сегодня своей музыкой. И при этом, ты всегда чувствуешь, что это он говорит сейчас только тебе, иногда используя всего одну лишь заветную фразу, даже просто интонацию!.. И придя на один и тот же концерт, вы никогда не услышите одно и тоже. Этот музыкант обладает уникальной способностью к творению нового образа, созданию новых фантастических интерпретаций». (Мартин Энгстрем, директор Фестиваля в Вербье, 2017)

«Михаил Плетнев не одно десятилетие – на Олимпе мирового фортепианного искусства. Пианистов такого уровня в мире сегодня можно сосчитать по пальцам одной руки: Григорий Соколов, Евгений Кисин, Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф… Творчество Михаила Плетнева – редкий в наше время пример Служения искусству и избранному однажды и навсегда делу жизни. Неординарная личность, немногословный эксцентрик, Михаил Плетнев практически все время живет в музыке. Лишь изредка отвлекаясь на беседы с журналистами, публичные выступления в СМИ, иногда – на управление самолетом и отдых где-нибудь в жарких странах». («Музыкальное обозрение», 2020) 

Михаил Плетнев нечасто дает интервью, не любит, что называется, «раскрывать душу», к журналистам относится с некоторой настороженностью. Но когда он хочет общения, то в своих высказываниях предстает совершенно неординарной, смелой и свободной личностью.

«Швейцария – хорошая страна, и я горжусь тем, что я – швейцарец. (С 1996 Плетнев живет в этой стране. «МО»). Швейцария – страна уникальная, такой второй нет и в плане красоты, и в плане порядочности, совершенства бытового устройства, культуры, истории… Мне здесь очень комфортно, несмотря на несколько меняющиеся в последнее время обстоятельства. Меня восхищает то, как была образована Швейцария: не под каким-то давлением сверху, а просто люди захотели быть свободными, захотели сами решать, как им жить, а не по указке президента. Многие местные жители и не знают, кто у нас президент.

<…>

Я играю, как чувствую, вот и все. А насчет упреков в адрес молодого поколения – душа у них, конечно, есть, а то, что нет глубины, так откуда ей взяться в их возрасте? Это приходит со временем <…> происходит переоценка ценностей. Происходят события, переживания, и, к сожалению, чем сильнее, трагичнее эти переживания, сублимированные в искусстве, тем большее влияние они оказывают на художника. Иногда за выражаемые в творчестве чувства приходится платить слишком великую цену.

<…>

Знаете, многие журналисты и в России, и на Украине донимали меня вопросом: чей должен быть Крым, ожидая определенного ответа – российским или украинским. Если бы я говорил не как музыкант Плетнев, а от лица крымской земли – именно крымской земли! – то мечтал бы, чтобы Крым был швейцарским. Тогда каждое местное деревце, вся красота, вся инфраструктура были бы бережно сохранены. Все исторические ценности – восстановлены. В этих великолепных местах были бы построены великолепные концертные залы, места для отдыха, пляжи, началась бы культурная жизнь. Был бы восстановлен Коктебель, гнездо Серебряного века, представляющий сейчас жалкое зрелище. Вы только посмотрите, как в Швейцарии хранят память Суворова! Вот и ответ на вопрос о том, как я отношусь к Швейцарии». (Интервью Надежде Сикорской, «Наша газета», Цюрих, 2016)

«Помните у Лермонтова сказано, “я бы хотел свободы и покоя”. В знаменитом стихотворении. Эти две вещи для меня связаны. Свобода – это, прежде всего, внутренний покой и способность, вернее, возможность делать то, что ты хочешь и считаешь нужным, без боязни, без комплексов. То есть, если опять вспомнить одного философа, наверняка Вам известного, Сократа, который говорил: “Познай самого себя – и ты познаешь мир, и делай свое дело”. Вот это и есть, собственно говоря, свобода».

«Я никогда не думал о том, чтобы получить какое-то имя, какой-то успех. Конечно, меня радовало… Мне лично имя мое сделала победа на Конкурсе имени Чайковского. Дальше для меня просто открылись ворота для того, чтобы я мог демонстрировать то, что я умею, общаться с публикой – то, о чем я мечтал. Это для меня было главное. А имя – как оно возникало или пропадало – меня этот вопрос интересовал значительно меньше».

ВП: Несколько вопросов, которые задал бы вам Марсель Пруст. Чего Вы боитесь больше всего?
МП: Страданий, которых я не смогу вынести.
ВП: Есть кто-нибудь из ныне живущих, кем Вы бы хотели быть?
МП: Нет.
ВП: А из живших когда-либо?
МП: Есть много таких, для меня они как Боги. Но опять же, быть ими я бы не хотел.
ВП: Какой недостаток Вы не прощаете никогда и никому?
МП: Подлость.
ВП: А какой недостаток Вы проще всего или легче всего прощаете?
МП: Раздражительность.
ВП: Кто ваш любимый композитор, есть ли такой?
МП: Тот, которого я в настоящий момент исполняю.
ВП: А что вызывает в Вас отвращение?
МП: Двуличность.
ВП: Какова Ваша главная черта?
МП: Либерализм.
ВП: Как бы Вы хотели умереть?
МП: Внезапно.
ВП: Оказавшись перед Богом, что Вы ему скажете?
МП: Я бы попросил прощения за все плохое, что я сделал.
(Программа «Познер», 2009)

С 1990 Михаил Плетнев – художественный руководитель и главный дирижер созданного им же Российского национального оркестра, первого частного оркестра в России. В 2009 музыкант добился для своего коллектива государственного статуса. С 2007 – инициатор и художественный руководитель ежегодного «Большого фестиваля РНО» в Московской филармонии.

11 апреля 2022 Михаил Плетнев выступил с сольным концертом в дюссельдорфском Тонхалле. В программе – Английская сюита № 3 соль минор Баха, Три интермеццо ор. 117, Рапсодия ор. 79 № 1 и Баллада ор. 118 № 3 Брамса, Соната А. Шора, пьесы Дворжака.

12 апреля пианист исполнил ту же программу в Эльбской филармонии в Гамбурге.

Концерт 15 апреля в Берлинской филармонии отменен.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм