Имя в истории русской музыки: А.Т. Гречанинов. «Воспоминания. Публикации. Переписка»

Имя в истории русской музыки: А.Т. Гречанинов. «Воспоминания. Публикации. Переписка»

В последние годы отечественные музыковеды ведут большую работу по восстановлению справедливости в отношении многих русских композиторов, оказавшихся за рубежом, независимо от масштабов их вклада в отечественное искусство. Только так  возможно  закрыть все «белые пятна» и воссоздать целостную картину русского музыкального  Зарубежья. В связи с этим возникает  проблема публикации и введения в научный обиход первоисточников.

Именно такую цель преследовал составитель издания «А.Т. Гречанинов. Воспоминания. Публикации. Переписка».

Детский композитор?

Имя композитора, как автора детских пьес и романсов, достаточно известно, но ясного представления о весомости его вклада в русскую музыку нет даже у некоторых музыкантов.

Тем не менее, Гречанинову принадлежат шесть опер (три из них детские), пять симфоний, четыре литургии, пять месс, инструментальные  сочинения, светские и духовные хоры, музыка к спектаклям, романсы и произведения для детей. Сейчас можно наблюдать проявление некоторого интереса к творчеству Гречанинова  и со стороны музыкальной науки и среди исполнителей. В последние годы прозвучали «Страстная Седмица» и «Вселенская месса», опера «Сестра Беатриса» в концертном исполнении, опера «Женитьба» была поставлена в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац.

А.Т. Гречанинов. Воспоминания. Публикации. Переписка. В 2 т. Сост. вступ. статья и комм. Е.Б. Сигейкиной.
– М.: Музыка, 2017. Т. 1 / 720 с., ил. Т. 2 / 510 с., ил. Тираж 300.

Он и о нем…

Как следует из названия сборника, он состоит из трех разделов. Новые подробности жизни и творческого пути Гречанинова можно обнаружить в воспоминаниях его первой жены Веры Ивановны и бывшего ученика, крупного знатока оркестра Д. Рогаль-Левицкого. К последним годам пребывания его в Америке относятся воспоминания Л.Я. Нелидовой-Фивейской и Г. Света. Немногочисленные и неоднородные по своему характеру публикации Гречанинова в периодической печати затрагивают актуальные для того времени темы. Здесь же помещены воспоминания композитора о работе в школе Гнесиных, о первых опытах в области детской музыки, об учителях — С.И. Танееве и Н.Д. Кашкине, заметка о руководителе знаменитого Хора донских казаков С.А. Жарове и небольшое эссе, посвященное памяти Ф.И. Шаляпина.

Публикуемые рецензии на исполнение произведений, наиболее значимых в творческом наследии композитора, демонстрируют отношение к ним известных музыкантов и музыкальных критиков, среди которых Б. Асафьев, Гр. Прокофьев, Ю. Энгель, Н.Кругликов, Н. Кашкин, Н. Мясковский, Ю. Сахновский, И. Яссер.

Он и о нем…

Как следует из названия сборника, он состоит из трех разделов. Новые подробности жизни и творческого пути Гречанинова можно обнаружить в воспоминаниях его первой жены Веры Ивановны и бывшего ученика, крупного знатока оркестра Д. Рогаль-Левицкого. К последним годам пребывания его в Америке относятся воспоминания Л.Я. Нелидовой-Фивейской и Г. Света. Немногочисленные и неоднородные по своему характеру публикации Гречанинова в периодической печати затрагивают актуальные для того времени темы. Здесь же помещены воспоминания композитора о работе в школе Гнесиных, о первых опытах в области детской музыки, об учителях — С.И. Танееве и Н.Д. Кашкине, заметка о руководителе знаменитого Хора донских казаков С.А. Жарове и небольшое эссе, посвященное памяти Ф.И. Шаляпина.

Публикуемые рецензии на исполнение произведений, наиболее значимых в творческом наследии композитора, демонстрируют отношение к ним известных музыкантов и музыкальных критиков, среди которых Б. Асафьев, Гр. Прокофьев, Ю. Энгель, Н.Кругликов, Н. Кашкин, Н. Мясковский, Ю. Сахновский, И. Яссер.

Адресаты

Наибольший интерес представляет обширное эпистолярное наследие композитора: оно насчитывает более тысячи писем, хранящихся в архивах многих городов мира. На протяжении своей жизни Гречанинов переписывался с широким кругом людей, значительную часть которых составляют музыканты — Н.А., А.Н. и М.Н. Римские-Корсаковы, С.И. Танеев, С.В. Смоленский, Р.М. Глиэр, А.А. Оленин, В.А. Зиринг, Д.Р. Рогаль-Левицкий, С.С. Аксаков, С.А. Кусевицкий, Н.Л. Слонимский, Г.Р. Ширма, Н.А. Малько, Н.Т. Березовский, М.Ф., Евг.Ф. и Ел.Ф. Гнесины и многие другие.

Среди его адресатов также писатели Б.К. Зайцев, И.А. Бунин, В.И. Иванов, Н.А. Тэффи, театральные деятели К.С. Станиславский, А.А. Санин, О.Л. Книппер-Чехова. Публикуемые письма позволяют проследить эволюцию творчества композитора на протяжении многих лет, узнать об обстоятельствах его жизни, влиявших на процесс создания его сочинений, а также о событиях музыкальной жизни того времени.

Иллюстрации

Хочется обратить внимание читателей на изобразительный материал, впервые опубликованный в издании. Это эскизы костюмов для оперы «Добрыня Никитич» (Большой театр, 1903), выполненные художником А. Синцовым. Авторство костюма «для танцующих» принадлежит К. Коровину. В театральном музее им. Бахрушина хранятся также эскизы декораций и костюмов к опере «Сестра Беатриса» (Опера Зимина, 1912), работы художника В. Егорова и неизвестный живописный портрет Гречанинова, написанный в том же году Е. Краснушкиной. Из собрания Музея музыки публикуется графический портрет С. Кусевицкого, созданный Б. Шаляпиным. Впервые представлены читателям многие автографы произведений композитора, программы  и фотографии.

Начало пути

Жизнь Гречанинова складывалась непросто. В отличие от своих современников-композиторов, он был выходцем из низов. Отец занимался мелкой торговлей, мать была неграмотна. Заниматься музыкой будущий композитор  начал поздно, и был лет на десять старше своих однокурсников в  консерватории. Ему пришлось усердно и напряженно трудиться, чтобы наверстать упущенное, как в музыкальной подготовке, так и в общем интеллектуальном развитии.

В Московской консерватории Гречанинову посчастливилось учиться у Н.Д. Кашкина, А.С. Аренского, В.И. Сафонова и С.И. Танеева. Особенно сильным в творчестве Гречанинова было влияние последнего, что сказалось в классической ясности и стройности музыкальных форм, а также в сочетании национального мелоса с принципами европейской полифонии.

Став в Петербургской консерватории учеником Н.А. Римского-Корсакова, Гречанинов, в первую очередь, воспринял от него принципы оркестровки. Многие рецензенты отмечали в его произведениях богатство тембровых красок, стройность и равновесие оркестровой звучности при сохранении характерной функции каждого инструмента. Влияние учителя сказалось и в следовании традициям «могучей кучки». Не случайно в первой своей опере «Добрыня Никитич» Гречанинов обратился к былинному сюжету. В этом его поддержал и крупный знаток церковного пения, директор московского Синодального училища  С.В. Смоленский, письма к которому впервые публикуются в издании.

Духовная музыка

22 ноября 1901 Степан Васильевич писал Гречанинову: «Вы знаете, сердечно любимый Александр Тихонович, как я высоко ценю Ваш талант, и как много жду от Вас в будущем, но непременно в области града Китежа, или “лесов”, или лесковщины, или мельниковщины всякой, но истово русской, а не татарской, или, прости господи, иноземной… Ничего не желал бы я еще того более, как еще большего опрощения в Вашем письме, еще большей мелодичности, которую так легко Вы можете подогреть в себе тем же знаменным Октоихом — этим сущим бездонным колодцем наших родных мелодий».

Общение со Смоленским послужило импульсом к написанию важной, можно сказать программной статьи Нового направления в духовной музыке «О “духе” церковных песнопений», которая вызвала появление  целого ряда полемических статей, посвященных вопросам церковного пения.

Вдохновленный идеей Смоленского обновления церковной музыки  путем обращения к древнерусским распевам и поощряемый им, Гречанинов  создал целый ряд духовных произведений,  многие из которых были исполнены Синодальным хором. Первыми появились два хора ор. 19 — «Воскликните Господеви» и «Волною морскою». В своей автобиографической книге «Моя жизнь» композитор рассказывал: «В них я впервые взял в качестве материала старинные церковные напевы и попевки и в обработке старался держаться ближе к ладовому характеру самих напевов, избегая хроматизмов и больших скачков в мелодии, итальянской слащавости и проч. Работа меня страшно интересовала и волновала новизной подхода к сочинению. Два эти хора положили начало тому стилю, в котором я потом написал много духовных сочинений …»

Вскоре были написаны Первая и Вторая литургии, Страстная седмица и Всенощное бдение». Особенный успех сопутствовал исполнению номера «Верую» из Второй литургии, где, как писал автор, альт «не поет, а читает текст, вроде как монастырские канонархи, а хор благоговейным шепотом оттеняет в простых красках гармонию данного места, все время с одним словом “верую”…»  

Интересно, что после премьеры литургии по Высочайшему указу Придворная капелла должна была исполнять «Верую» Гречанинова еженедельно, по воскресеньям, а  композитору была назначена пожизненная пенсия.

В дальнейшем Гречанинов использовал этот прием в Сугубой ектении  из Третьей «Демественной» литургии. Этот номер приобрел всемирную известность после исполнения его Ф.И. Шаляпиным с парижским Митрополичьим хором Н.П. Афонского. Была выпущена грампластинка, которая получила первую премию на конкурсе, объявленном в 1934 парижской газетой «Кандид».

Это было не первое обращение великого певца к творчеству Гречанинова. Он был первым исполнителем партии Добрыни Никитича в одноименной опере композитора и музыкальной картины для баса с оркестром «На распутье» на стихи И. Бунина. Руководителю концертов в московском парке «Сокольники», где впервые прозвучало это сочинение, Н.Р. Кочетову Шаляпин писал: «Петь буду, конечно, Гречанинова. Он мне очень нравится».

Грани стиля

Увлечение импрессионизмом и символизмом, которое в начале ХХ века было очень сильно в России, не обошло и Гречанинова. Новые стилистические качества впервые проявились в вокальных циклах «Осенние мотивы» на стихи Г. Галиной, «Цветы зла» на стихи Ш. Бодлера, но центральным произведением этого периода стала опера «Сестра Беатриса» по одноименной драме М. Метерлинка. В ней Гречанинов впервые применил лейтмотивную характеристику действующих лиц, расширил диапазон выразительных средств. Критика, в основном, отрицательно оценила новое произведение. Даже Ю.Д. Энгель, всегда благожелательно относившийся к творчеству Гречанинова, не одобрил его новых увлечений: «Вместо русской былины — западная мистерия, вместо бесхитростных образов народной фантазии — сложная символика Метерлинка, вместо оперных заветов “Руслана” и “Игоря” — принципы вагнеровской музыкальной драмы».

Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и многие его современники, с восторгом и даже написал в ее честь «Гимн свободной России» на слова К. Бальмонта, который прозвучал в исполнении хора и оркестра под управлением Э. Купера на концерте-митинге в Большом театре.  Отрезвление пришло скоро. Как композитор писал в одном из писем, «пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее, композитор продолжал работать. Под звуки разрывающихся снарядов создавалась Демественная литургия, впервые исполненная С. Кусевицким в 1918.

Эмиграция

В 1922 Гречанинов — впервые после революции — оказался за границей. Письма этого времени полны рассказов об исполнении его произведений в Праге, Париже, Лондоне, Берлине. Не успев вернуться в Москву, Александр Тихонович снова думает о зарубежной поездке и пишет В.А. Ламму с обидой: «В России по-прежнему на меня смотрят сверху вниз и исполняют меньше, чем за границей, а потому понятна моя тяга туда». Тем не менее, его произведения исполняют выдающиеся музыканты: А. Брандуков, Б. Сибор, К. Игумнов, певцы С. Мигай, Н. Обухова, В. Барсова.

В октябре 1924 довольно широко отмечалось 60-летие композитора, прошли концерты в Москве и Петрограде.

В 1925 Гречанинов предпринял концертную поездку в Париж. В Россию он больше не вернулся. Решение остаться за границей композитор объяснял, прежде всего, своей невостребованностью в России как духовного композитора. В одном из писем он объясняет: «…Меня соблазняют вернуться в Россию. Но меня ведь сейчас же поставят к позорному столбу как духовного композитора, а я так дорожу этим званием…».

Первые годы пребывания в Париже складывались для Гречанинова довольно успешно как в художественном, так и в материальном отношении. Произведения композитора исполняли и издавали, он много гастролировал в странах Европы, и, начиная с 1928 года, в США,  выступая то в качестве автора и аккомпаниатора певцам, то в амплуа концертирующего пианиста или дирижера.

Л. Сабанеев писал: «Когда Александр Тихонович появился в Париже, то “вокальный мир”, всегда ему родной и любимый, принял его с распростертыми объятиями. <…> Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и “удобнее Чайковского”, в чем была, безусловно,  доля истины».

Его произведения исполняли знаменитые русские певцы Ф. Шаляпин и А. Мозжухин, А. Смирнов и А. Александрович, Е. Садовень и Т. Макушина, Н. Кошиц и М. Куренко. Но популярность Гречанинова была связана не только с его вокальным, но в первую очередь с его хоровым творчеством, с духовной музыкой. Духовные произведения — лучшая и ценнейшая часть творческого наследия композитора. Не случайно они вошли в репертуар  таких известных за рубежом коллективов, как хор под управлением Н. Афонского и Казачий хор Сергея Жарова.

Новый творческий взлет

В отличие от многих русских композиторов, которые за границей стали заметно менее активны в творческом отношении, Гречанинов и здесь продолжал много сочинять. В этот период были созданы две сонаты для виолончели и скрипки с фортепиано, Четвертый струнный квартет, Второе трио, Пять песен на стихи М. Лермонтова, целая серия фортепианных пьес для детей, концерт для скрипки с оркестром, Пятая симфония. Однако центральными стали произведения для Католической церкви, и в первую очередь его большая Экуменическая месса, которая была впервые исполнена только в 1944 под управлением С. Кусевицкого.

Накануне премьеры И. Яссер писал в своей статье: «Как по своему тематическому материалу, так и его технической разработке, сочинение это представляет собою чрезвычайно оригинальный сплав восточной и западной религиозности, славянского фольклора и полновесного европейского мастерства. В нем есть все, что наиболее близко и дорого композитору, что выносилось им в муках и радостях на протяжении всей его жизни…»

В 1937 Гречанинов принял участие в конкурсе на сочинение произведений для Католической церкви. Своему бывшему ученику композитору С. Аксакову он сообщал: «А недавно я получил премию за сочинение католической мессы на конкурсе La Procure de musique religieuse. У меня было около тридцати конкурентов католиков, а получил я, православный! Большая победа, не правда ли?”

В обращении к этому жанру, скорее всего основную роль сыграли финансовые причины. Произведения на православные тексты за рубежом было труднее издать, и, кроме того, композитора привлекала возможность использовать в своих духовных сочинениях орган. Он неоднократно высказывал сожаление об отсутствии музыкальных инструментов в православной службе. Еще на родине, желая расширить выразительные возможности православной церковной музыки, он использовал орган и оркестр в кантате «Хвалите Бога» и «Демественной литургии».

Новый творческий взлет

В отличие от многих русских композиторов, которые за границей стали заметно менее активны в творческом отношении, Гречанинов и здесь продолжал много сочинять. В этот период были созданы две сонаты для виолончели и скрипки с фортепиано, Четвертый струнный квартет, Второе трио, Пять песен на стихи М. Лермонтова, целая серия фортепианных пьес для детей, концерт для скрипки с оркестром, Пятая симфония. Однако центральными стали произведения для Католической церкви, и в первую очередь его большая Экуменическая месса, которая была впервые исполнена только в 1944 под управлением С. Кусевицкого.

Накануне премьеры И. Яссер писал в своей статье: «Как по своему тематическому материалу, так и его технической разработке, сочинение это представляет собою чрезвычайно оригинальный сплав восточной и западной религиозности, славянского фольклора и полновесного европейского мастерства. В нем есть все, что наиболее близко и дорого композитору, что выносилось им в муках и радостях на протяжении всей его жизни…»

В 1937 Гречанинов принял участие в конкурсе на сочинение произведений для Католической церкви. Своему бывшему ученику композитору С. Аксакову он сообщал: «А недавно я получил премию за сочинение католической мессы на конкурсе La Procure de musique religieuse. У меня было около тридцати конкурентов католиков, а получил я, православный! Большая победа, не правда ли?”

В обращении к этому жанру, скорее всего основную роль сыграли финансовые причины. Произведения на православные тексты за рубежом было труднее издать, и, кроме того, композитора привлекала возможность использовать в своих духовных сочинениях орган. Он неоднократно высказывал сожаление об отсутствии музыкальных инструментов в православной службе. Еще на родине, желая расширить выразительные возможности православной церковной музыки, он использовал орган и оркестр в кантате «Хвалите Бога» и «Демественной литургии».

Гречанинов в Америке

После начала Второй мировой войны Гречанинов покинул Европу и поселился в США. Здесь творчество композитора было хорошо известно благодаря многочисленным гастролям. В книге «Моя жизнь» он позже вспоминал: «Детройтский музыкальный мир тепло меня встретил. Бесконечно меня чествовали в различных обществах, кружках, Bohemians club и пр. Талантливый дирижер симфонических концертов милейший мистер Гиони, с которым мы подружились, исполнил мои вариации из 5- й симфонии. Толпа в 5000 слушателей устроила мне грандиозную авацию»

Через год Гречанинов переехал в Нью-Йорк. Знаменательными событиями этого периода стали первое исполнение Четвертой симфонии под управлением Д. Барбиролли и «Вселенской мессы» под управлением С. Кусевицкого. По переписке композитора с Кусевицким можно проследить все стадии подготовки премьеры этого грандиозного произведения.

Несмотря на ухудшающееся зрение, композитор продолжал много работать. В эти годы им были написаны Вторая соната для фортепиано, Два еврейских псалма для тенора-соло, хора и органа, Четвертая литургия «Новый обиход», Элегическая поэма для большого симфонического оркестра, исполненная С. Кусевицким.

Вдохновленный победами Красной Армии, Гречанинов создает вокально-симфоническую поэму «К победе». Посылая партитуру в Москву, он писал Р. Глиэру: «Хочется думать, что поэма моя должна бы иметь в настоящий момент восторженного отношения к нашей родине, и успех и, может быть, широкое распространение здесь, в Америке. Хочется мне также, чтобы и на родине моей знали, что я остаюсь ее верным сыном и готов служить тем оружием, которое мне (особенно в мои годы) по руке. <…> Буду бесконечно счастлив, если мой восторг перед героизмом русских воинов, будет услышан на родине».

В 1944 г Гречанинову исполнялось 80 лет. В Нью-Йорке был создан Комитет по празднованию юбилея композитора, возглавляемый известной пианисткой и педагогом Изабеллой Венгеровой. Номер газеты «Новое русское слово» от 25 октября 1944 почти целиком был посвящен юбилею композитора. В нем была помещена статья Андрея Седых «Жизнь композитора» и поздравления от М. Сафоновой, К. Шведова, В. Горовица, С. Судейкина, Н. Лопатникова, Н. Кошиц, М. Куренко, Л. Шаляпиной, Е. Цимбалиста, Н. Слонимского, а также телеграмма из Ленинграда от семьи Римских-Корсаковых, подписанная М. Римским-Корсаковым и М. Штейнбергом. Кусевицкий поместил в газете «New York  Times» очень теплое поздравительное письмо Александру Тихоновичу, в котором особо подчеркнул важную роль его творчества в объединении людей различных убеждений и вероисповеданий.

В день рождения Гречанинова в его квартире собрались друзья. Был устроен концерт. И. Венгерова исполнила недавно написанные автором Вторую фортепианную сонату и Маленькую сюиту. Е. Белоусов с Гречаниновым сыграли Сюиту для виолончели с фортепиано. Романсы композитора прозвучали  в исполнении Дж. Турель и М. Куренко. С музыкальным поздравлением выступил Н. Лопатников. Сохранилась рукописная программа этого концерта, обнаруженная в фондах Российского национального музея музыки и впервые опубликованная в издании.

Но самую большую радость доставило Гречанинову известие о концертах, посвященных его юбилею, прошедших в военной Москве. 25 октября в Большом  зале  консерватории прозвучала Четвертая симфония и отрывки из оперы «Добрыня Никитич»; на следующий день в камерном концерте — Первое трио, романсы и детские песни; Государственная хоровая капелла исполнила  хоровые произведения композитора.

Последним крупным сочинением Гречанинова стала комическая опера «Женитьба» по Н. Гоголю. Фрагменты оперы были исполнены под управлением С. Кусевицкого в Тэнглвуде. Об этом композитор сообщал нескольким адресатам, в том числе В. Зирингу: «1-го августа у меня был большой праздник в Танглвуде, в этом американском Зальцбурге, была исполнена 3-я картина «Женитьбы» и имела громадный успех. На протяжении 42-х минут зрительный зал оглашался беспрерывным хохотом. После спектакля мне сделана грандиозная овация, а на другой день меня интервьюировал «Голос Америки» для России. Спикер, — известный композитор Набоков, — выразился, что успех оперы был «потрясающий». Музыка была зарекордирована и полетела в Россию». После этого Гречанинов надеялся на исполнение всей оперы, но поставлена она была полностью на русском языке только в 1950 году в Париже Русским камерным театром.

Последние годы

После смерти жены (в 1947) Гречанинов сочиняет мало и больше занят подготовкой исполнения своих старых и недавно написанных произведений. Все чаще в его письмах ощущается тоска по родине. «Мне мерещится часто Москва, театр, концерты и дорогие сердцу моему, — пишет Александр Тихонович Рогаль-Левицкому, — Это странность! Не то во сне, не то наяву!? Наверное, это дано моему глубокому, пожилому возрасту». И в одном из последних писем: «После Ваших писем мне все снится Москва — Петроград, просыпаюсь и требую взять билет в том или другом направлении. Остались только сны!»

В 1951 выходит в свет 2-е дополненное издание его автобиографической книги «Моя жизнь» на английском языке. О  работе над ней идет речь в письмах Гречанинова к Н.Л. Слонимскому, который стал переводчиком и автором предисловия к этому изданию. В своей книге «Абсолютный слух» он писал: «Среди моих переводов с русского были также мемуары Гречанинова <…> В другом случае я бы отказался от такого бремени, но Гречанинов написал мне трогательное письмо, прося уважить его последнее стариковское желание увидеть автобиографию, опубликованную на английском языке. Я не смог отказать, так как Гречанинов был, наряду с Чайковским и Римским-Корсаковым, частью моего музыкального сознания»

В своей статье, посвященной 90-летию Гречанинова, Л. Сабанеев написал: «За его долгий жизненный путь сколько переменилось в музыкальном мире тенденций, теорий и направлений! Сколько восставало новых имен, шумело, открывало новые пути, которые оказывались тупиками без выхода… Сколько имен погасло и впало в безвестность! А имя Гречанинова теперь уже не вычеркнешь из истории русской музыки, хотя он и не желал блистать новизной технических приемов. В том нет ничего нового. Это старая истина, что музыка вовсе не делится на устарелую и “современную”, а всего только на хорошую и плохую – ту, которая «протекает» и ту, которая “остается’. <…> Опыт показывает, что остается музыка, написанная искренне, в точном соответствии с природой автора. <…> А.Т. Гречанинов писал всегда искренне, так как чувствовал. Музыка была для него языком души, а не умственной конструкцией…»

Гречанинов сегодня

В заключение — несколько слов о гречаниновском творческом наследии в наши дни. Привлекательно ли оно для исполнителей, насколько известна  музыка Гречанинова современному слушателю? Если «полистать» интернет — например, открыть сайт ForumKlassika, — то видно, что многие исполнители интересуются произведениями композитора. Среди них есть энтузиасты, пропагандирующие его творчество. Прежде всего, надо отметить деятельность Валерия Полянского, руководителя Государственной симфонической капеллы России. Этим коллективом и Российским государственным симфоническим оркестром в последние годы были исполнены и записаны все пять симфоний Гречанинова, кантата «Хвалите Бога», Экуменическая месса, мессы «Et in terra pax» и «Sanсti Spiritus». Экуменическую мессу исполнял также ансамбль «Благовест» под управлением Галины Кольцовой. Виолончельный концерт записал Александр Ивашкин.

Обращаются к творчеству композитора и зарубежные исполнители. Страстная седмица была записана хором «Phoenix Bach» (Канзас-сити), дирижер Ч. Брюффи; Всенощное бдение — лондонским хором «Holst Singers» (дирижер С. Лейтон) и болгарским «Mixed Choir» (дирижер В. Клочков).

Две детские музыкальные школы в Москве и Светлогорске носят имя Гречанинова. Московская школа ежегодно в день рождения композитора, 25 октября, устраивает концерты, в которых учащиеся исполняют произведения Александра Тихоновича. В Светлогорске раз в два года проводится Международный конкурс фортепианного и художественного мастерства им. А.Т. Гречанинова         .

Журналист, автор телевизионных передач и программ Владимир Сергеевич Гречанинов, внучатый племянник композитора, создал несколько документальных фильмов, посвященных его жизни и творчеству. Еще один любопытный факт из недавнего прошлого: на церемонии бракосочетания принца Чарльза Уэльского и Камиллы Паркер-Боулз в Виндзорском замке звучал «Символ веры» из Второй литургии Гречанинова, исполненный солисткой Мариинского театра Е. Семенчук.

Музыка Гречанинова живет, исполняется, может быть не так часто, как хотелось бы. Надеемся, что новое издание, посвященное замечательному русскому композитору, привлечет к его творчеству новых поклонников.

Елена Сигейкина