Гергиев предложил включить в Конкурс Чайковского состязание арфистов

Гергиев предложил включить в Конкурс Чайковского состязание арфистов
Софья Кипрская, Валерий Гергиев на встрече с лауреатами премий Президента для молодых деятелей культуры, 25.03.2022 (онлайн)

Вероятно, в 2023 в XVII конкурсе имени П. И. Чайковского добавится еще одна специальность: арфа.

Эта идея была озвучена председателем Оргкомитета конкурса В. Гергиевым на встрече с президентом РФ по случаю вручения ежегодных премий молодым деятелям культуры 25 марта. Представляя одного из лауреатов – арфистку оркестра Мариинского театра Софью Кипрскую, Гергиев сказал:

«Можно говорить о том, что самые богатые традиции исполнительства на арфе очень ярко и очень активно сегодня расцветают как в Петербурге, так и по огромному количеству регионов страны.

Мы путешествуем, путешествуем в рамках Пасхального фестиваля. Буквально вчера выступали в зале “Зарядье” и позавчера тоже – залы переполнены. Концерты украшают молодые исполнители.

Думаю, что речь идет о том, что это традиции, которые даже, может быть, стоит уже подтянуть и к программе конкурса имени Чайковского – может, мы об этом поговорим, он у нас уже не за горами. Я думаю, изумительные арфовые соло в балетах, операх Чайковского уже нам будут напоминать о том, что эта дисциплина может стать новой [в программе конкурса], как мы уже сделали для исполнителей на деревянных, медных духовых инструментах. Мне кажется, это очень давно назрело».

С тех пор как В. А. Гергиев взял под свой контроль Конкурс имени Чайковского (а это произошло в 2009, при подготовке к XIV конкурсу), по его инициативе в структуре и организации этого состязания появилось много новшеств.

С 2011 конкурс, более полувека проводившийся в Москве, поделен между двумя городами: Москвой и Санкт-Петербургом. Гергиев мотивировал это решение тем, что в Москве не хватает залов. Но вероятнее всего, он просто решил, что Москве надо делиться: раз в столице есть конкурс Чайковского, значит, он должен быть и в Петербурге, городе Гергиева. А с расширением количества специальностей Гергиев сделал Питер фактической столицей конкурса: в 2019 – 5 специальностей, 7 залов, 181 участник (в Москве – 2 специальности, 4 зала, 50 участников).

Вторая новация – Гран-при. Хотя и не совсем новшество. До этого в истории конкурса Чайковского Гран-при присуждался лишь однажды: в 1994 его получила Хибла Герзмава.

А с 2011 установлен обязательный Гран-при, присуждаемый одному из лауреатов первой премии ($ 100 000 в дополнение к I премии, равной $ 30 000). Он присуждается лично Гергиевым по итогам гала-концертов в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку только на гала-концертах маэстро может услышать всех победителей. И затем примерно в течение часа принимает решение. Лауреатами Гран-при становились: пианист Даниил Трифонов (2011), вокалист Ариунбаатар Ганбаатар (2015), пианист Александр Канторов (2019).

В 2019 на конкурсе введены новые специальности: деревянные и медные духовые инструменты. В каждой из них соревнуются исполнители на 4 оркестровых инструментах (соответственно флейта, гобой, кларнет и фагот; труба, валторна, тромбон, туба), а лауреаты выбираются из всех участников – независимо от инструмента, на котором играют.

Что касается арфы, то эту историю эксперты «МО» предсказали еще три года назад.

«Резерв специальностей огромный, – писало «МО» по итогам XVI конкурса. – Дирижирование – ведь Петр Ильич дирижировал, и даже открывал в этом качестве Карнеги-холл. Хоровое пение – Петр Ильич написал много хоровой музыки. Композиция – все же он был композитором. А как прекрасно звучит Арфа в произведениях Чайковского! (Как будто Валерий Абисалович перед встречей с Путиным прочитал нашу статью трехлетней давности!)

А Балет – ну что еще смотреть в дни траура по вождям, как не «Лебединое озеро»! (Да и труппы всех Мариинских сцен пополнять нужно, и Вагановку приблизить)

А Квартеты? А Трио?

А есть еще баянисты, балалаечники, контрабасисты, альтисты, гитаристы, гусляры, музыковеды, ОРНИ…

И аранжировщики надолго будут обеспечены делом: перекладывать произведения П.И. Чайковского для каждого инструмента – работа хлопотная. Но “долгоиграющая”.

Так что давайте и дальше расширять масштабы и географию!

А что если и каждый тур по каждой специальности проводить в отдельном городе? Например, первый тур по фортепиано – во Владивостоке на сцене Мариинки-4, второй тур во Владикавказе в Мариинке-5, третий тур – в Питере в Мариинке-2 или -3. У скрипачей первый тур провести в Репино, второй – в Москве, третий в Саратове. Виолончелистов пригласить на первый тур в Сочи, на второй в Кисловодск, на третий – в Воронеж… И далее по списку.

Велика Россия: 17 125 191 кв. км от Тихого океана до Балтики и от Северного Ледовитого – до Каспия. Всем место найдется» («МО», 2019, № 8).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм