Фрида танцует и поет

Российская премьера балета о выдающейся мексиканской художнице
Фрида танцует и поет
Фото Ирина Туминене

Пока в Москве проходил Чеховский фестиваль, а на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге — танцфест «Open look», на основной площадке Александринки при полном аншлаге показали европейскую премьеру балета «Infinita Frida» А. Маева в хореографии Ю. Смекалова, которая совпала с днем рождения великой мексиканской художницы Фриды Кало (6 июля 1907—13 июля 1954).

Мировая премьера спектакля прошла в 2013 в Мексике.

Infinita Frida
Балет в двух действиях
Постановщик Ю. Смекалов
Композитор А. Маев
Сценограф Е. Шепелев
Международный симфонический оркестр «Таврический»
Дирижер М. Голиков
Мировая премьера — 30 августа 2013 года, Мексика
Европейская и российская премьера — 5 и 6 июля 2015, Санкт-Петербург

Инициатором постановки выступила балерина Берлинского балета, мексиканка по происхождению Э. К. Кабрера, которая также входит в Международный танцевальный совет ЮНЕСКО. Идею заказать балет российскому хореографу предложил Элизе ее супруг М. Канискин, экс-премьер Штутгартского балета и ныне премьер Берлинского балета, один из последних учеников легендарного московского педагога П. Пестова.

Танцуя всю жизнь в Европе, Кабрера не забывает Мексику, чувствует потребность выполнять обязанности ее культурного посла в мире. Особая привязанность Элизы к Ф. Кало возникла благодаря тому, что она жила недалеко от дома Фриды в Мехико и была постоянной посетительницей этого музея: ее пускали туда бесплатно. Другая часть истории связана с Ю. Смекаловым: несколько лет назад он получил травму и восстанавливался после операции в доме Канискина и Кабреры. Его поразила балерина, сохраняющая в повседневной жизни (на кухне, в одежде) аутентичную мексиканскую эстетику, и он охотно взялся за новый балет.

Балетные байопики

Мало кто умеет сегодня ставить в балете биографии великих людей. Заслуживают внимания спектакль «Караваджо» на музыку К. Монтеверди и К. Моретти (его поставил в Берлине для В. Малахова М. Бигонцетти), известный балет Н. Дуато о Бахе «Многогранность» или балет Дж. Ноймайера «Чистилище» на музыку Десятой симфонии Малера и песен А. Малер.

Свою первую попытку предпринял Юрий Смекалов. После победы на Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве (2009) он стал получать заказы на сюжетные спектакли с новой музыкой и оригинальным оформлением. Пример такой работы — «Мойдодыр» Е. Подгайца в Большом театре. Смекалов привел свою команду художников и к сроку выпустил нужный театру детский балет.

Смекалов создал творческое объединение «Музыка. Искусство. Танец» («Smekalov Company M. A. D.), в которое входит он сам в качестве хореографа, и кроме него художник и композитор, создающие вместе спектакль и затем предлагающие его, как готовую продукцию, любому заинтересованному театру. «Infinita Frida» стала первой продукцией этого объединения. Пока сложно сказать, как именно будет работать подобная схема, в будущем, но пилотный балет как пример удачного Gesamtkunstwerk получился. Соавторами спектакля выступили петербургский композитор А. Маев (кларнетист по образованию, в 1997 он записал первый альбом с группой «Аврора», в настоящее время пишет музыку для видеопроекций, инсталляций, игрового и документального кино; автор музыки к балетам Смекалова «Intensio», «Джан» по повести А. Платонова, «Камера обскура») и сценограф Е. Шепелев (окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства; в его портфолио работы для театров Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Новоуральска; c 2013 сотрудничает с Ю. Смекаловым). Над спектаклем работали С. Шевченко (свет), А. Лециус (видеопроекции), А. Суров (художник-технолог сцены), Н. Горбунова и Т. Ногинова (костюмы), А. Римкус (грим, Берлин), Д. Новольянцева (оркестровка), при участии дирижера М. Голикова.

Прошлое Смекалова связано с Театром балета Б. Эйфмана, как премьер этого театра танцовщик получил «Золотую маску». Ставит Смекалов в стиле своего бывшего шефа, то есть развивает драмбалетное направление, но в его работах чувствуется иной — более уравновешенный — темперамент: малое количество страстей, минимум пантомимы и обилие классического танца, приправленного «босой» пластикой. Балеты Смекалова не становятся сенсацией и откровением, но жажду артистов к новым драматическим работам удовлетворяют и своей сюжетной наполненностью, экспликативностью и наличием фантазийного оформления привлекают зрителя.

В балете «Бесконечная Фрида» два акта. В первом участвует экспрессивная девочка Элиза, которой приснится полная страстей жизнь художницы Фриды, и она сама станет художницей-писательницей-актрисой, человеком в искусстве. Это вступление — маленький подарок для Кабреры, для которой балет создавался, но в центре спектакля находится история Фриды, ее любовные похождения, аварии и катастрофы, больница, коммунизм, семейные неурядицы и животворящая живопись.

Фрида и другие

Смекалов занял в балете много неординарных солистов, примеряя дарование каждого к персонажу из частной жизни Ф. Кало. Самый интересный рисунок роли получился у самой Фриды — у нее много монологов, дуэтов и в финале — ария, которую она поет в желтом платье с крыльями. В Штутгарте Кабрера считалась характерной артисткой, но в Берлине для нее нашелся подходящий классический репертуар, и ее возвели в ранг балерины. У Фриды все наоборот: сначала она может делать, все что пожелает — туры, жете, фуэте с уверенным апломбом, а дальше ее танец мудреет и драматизируется.

Артисты-классики из Берлина с русской школой Д. Тамазлакару (Алехандро, первая любовь Фриды и светло-синий цвет в ее палитре во втором акте) и М. Канискин (Диего Ривера, муж художницы, и желтый цвет) чувствовали себя несколько скованно в свободном мире требовательной жрицы любви Фриды, но их преданность выворотным позициям и чистоте движения в любом случае заслуживает высокой оцен ки. Ставить нескромные больничные сцены с физиологическими подробностями Смекалов научился еще в свою бытность артиста в Театре Эйфмана («Дон Жуан и Мольер» и др.) И. Колб исполнил роль брутального медика-маньяка — Доктора Элоессера (и белый цвет во втором акте), реанимирующего Фриду к жизни. Один из любимых артистов Смекалова — В. Шкляров из Мариинки — получил роль Троцкого, красный цвет и взбаломошные экспрессивные танцы.

Есть в спектакле и классическая для советского постдрамбалета (Ковтун, Полубенцев), персонифицирующего чувства, героиня — Смерть. Ее танцевала замечательная берлинская балерина Б. Кноп (она же Подруга Фриды и черный цвет).

Фрида Кало. Моя сиделка и я. 1937