Федор Безносиков: новое имя в дирижерском корпусе России

Молодо – не зелено
Федор Безносиков: новое имя в дирижерском корпусе России
Фото ВКонтакте / Федор Безносиков

В когорте российских дирижеров нового поколения 30-летний Федор Безносиков — заметная личность. Талантливый скрипач, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории в последние два года все больше посвящает себя дирижерской  профессии, о которой по его признанию, мечтал с детства.

Сегодня Федор — дирижер МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко, театра «Новая Опера», Российского национального оркестра, его приглашают к сотрудничеству ведущие оркестры  России. Манера дирижирования Безносиикова привлекает редкой для его возраста зрелостью, зрелостью, убедительностью интерпретаций, выверенной мануальной техникой, отсутствием какого-либо самолюбования (в отличие от некоторых коллег).

В сезоне 2023–2024 в МАМТе Федор Безносиков как дирижер-постановщик выпустил балетные спектакли «Снежная королева» на музыку Чайковского (хореограф Максим Севагин) и «Последний сеанс» на музыку Настасьи Хрущевой (хореограф Павел Глухов). Участвовал в постановках и премьерных показах оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Риголетто» Верди. Дирижировал концертом из произведений С. Рахманинова в день 150-летия со дня рождения композитора 1 апреля 2023 (кантата «Весна», «Три русские песни», «Колокола»).

В театре «Новая опера» Федор участвовал в постановке оперы Вагнера «Летучий голландец» (режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский). На Крещенском фестивале 2023 дирижировал концертом «На конец времени» (О. Мессиан. «Квартет на конец времени» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано; А. Брукнер. Симфония № 7 в переложении для камерного оркестра; Б.А. Циммерман. Stille und Umkehr («Тишина и возвращение») для оркестра; Дж. Адамс. Струнный квартет № 2).
На Крещенском фестивале 2024 дирижировал ораторией Ф. Шмидта «Книга за семью печатями» (российская премьера).

Участие в постановке и исполнении двух современных балетов к юбилею Михаила Лавровского на сцене театра «Геликон-опере»: «Две женщины» Сергея Баневича и «Амок» Александра Симоненко.

В 2023 дирижера дебютировал с оркестрами «Новая Россия», Российским национальным оркестром, АСО Самарской филармонии, Государственным камерным оркестром  России. В2024 Федор Безносиков дебютировал с АСО Саратовской филармонии, ГАСО России имени Е.Ф. Светланова (в абонементе «Весь Стравинский»), ГАСО Татарстана.

В мае Федор Безносиков дирижирует:

оркестром im Spiegel (5 мая, ДК Рассвет, в программе: Вивальди. Концерт для виолончели и струнного оркестра ре минор; Пендерецкий. Каприччо для гобоя и 11 струнных инструментов; Васкс. Musica dolorosa; Шнитке. Concerto grosso № 1);

Государственным камерным оркестром России (17 мая, КЗЧ. Моцарт. Дивертисмент № 1 для струнного квартета ре мажор, Концерт для гобоя с оркестра, солист Федор Освер; Стравинский. «Итальянская сюита2 для виолончели и камерного оркестра (транскрипция эпизодов балета «Пульчинелла», обр. И. Лермана), солист Александр Рамм; Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»);

Российским национальным оркестром (19 мая, «Зарядье». Сибелиус. «Весенняя песнь», Концерт для скрипки с оркестром; Вебер. Увертюра к опере «Оберон»; Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром (солист Никита Борисоглебский).

В июне дирижер проведет в МАМТе спектакли «Снежная королева» (1 и 2 июня) и вечер одноактных балетов «Ворга. Последний сеанс. Класс-концерт» (30 июня).

15 июня Федор Безносиков и Российский национальный оркестр исполнят в Нижнем Новгороде, в Концертном Пакгаузе, программу «Шнитке. Музыка кино», в которой прозвучат сюиты из фильмов «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», музыка из фильма «Сказка странствий».

Федор Безносиков родился в 1993. Окончил Московскую консерваторию по классам скрипки (класс В. Иванова) и камерного ансамбля (класс А. Бондурянского) и ассистентуру-стажировку МГК. В настоящее время — преподаватель Московской консерватории по классу скрипки. С 2021 получает второе высшее образование по программе президентского гранта (специальность «Оперно-симфоническое дирижирование», класс Ф. Коробова).

Лауреат международных конкурсов скрипачей Владимира Спивакова в Уфе, имени Юрия Янкелевича в Омске (вторые премии) и Фестиваля романтической музыки в Москве (I премия). В составе фортепианного трио стал победителем Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге, лауреатом Всероссийского музыкального конкурса (II премия в категории «камерные ансамбли») и Международного конкурса камерных ансамблей имени Николая Рубинштейна в Москве (III премия) в ансамбле с братом, виолончелистом Арсением Безносиковым и пианистом Владиславом Паутовым. Был стипендиатом фонда «Новые имена». Дважды получал премию Президента РФ по поддержке талантливой молодежи. Участвовал в записи диска камерных произведений Шуберта, Шимановского, Шенберга на лейбле «Мелодия». В 2016–2020 — артист оркестра «Виртуозы Москвы».

Как солист, дирижер и в составе камерных ансамблей выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Карнеги-холл, Чикаго симфони холл, Берлинской филармонии, венском Музикферайне, зальцбургском Моцартеуме. Гастролировал в Германии, Испании, Эстонии, Китае, Австрии, США, Франции, Италии.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях