Eadem mutata resurgo «Измененный, я вновь воскресаю»

Eadem mutata resurgo «Измененный, я вновь воскресаю»

Национальной газете «Музыкальное обозрение» исполняется 30 лет. Этой дате посвящены все события и проекты 2019, юбилейного года газеты.

20 декабря 2019 в Москве, в Концертном зале «Зарядье», состоится центральный юбилейный концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 30». Его девиз: Eadem mutata Resurgo. «Измененный, я вновь воскресаю».

Петр Чайковский — Сергей Абир. «Детский альбом»

Если бы Петр Ильич написал свой «Детский альбом» не для фортепиано, а для симфонического оркестра, то это произведение звучало бы именно так, как прозвучит 20 декабря в «Зарядье».

Автор оркестровой версии Сергей Абир (Рыцарев) — блестящий знаток оркестра, признанный мастер оркестровки, музыковед, написавший единственную в СССР книгу о К.В. Глюке — великом оперном реформаторе XVIII века, авторе «Орфея и Эвридики». Его инструментовка «Времен года» Чайковского входит в репертуар оркестров мира (записана Василием Петренко с Ливерпульским оркестром). Его оркестровые переложения встают в один ряд с Пассакалией Баха – Веберна, «Картинками с выставки» Мусоргского – Равеля, симфониями Бетховена в новаторском оркестровом прочтении Малера.

«Мы все родом из детства», «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — скажет через 64 года после создания Чайковским «Детского альбома» Антуан де Сент-Экзюпери. Много загадок, открытий и вопросов ждет и нас в этом произведении, в этой музыке. «Детский альбом» — что это: мир глазами ребенка или взгляд взрослого на мир детства?

«Между прозрачной фактурой нотных строк и знаков ребячьего мира прочитываются ровно те же пропорции, страсти и сам жизненный круг, что и в мире взрослых. Без опасений за психику ребенка, П.И. ведет его сквозь праздник жизни к ее закату. Вначале девочка хоронила куклу, а под конец кто-то хоронит уже ее. Композитор прививает своим молодым слушателям философскую мысль о бытии и делает это на поднебесном уровне, с полной отдачей и средствами серьезного музыкального языка, в котором слышатся цитаты и аллюзии из его опер и симфоний.» (Сергей Абир).

Здесь жизненный путь, здесь масштаб и пространство, буря эмоций, веселья и грусти, игры и мечтаний, а в национальных (французских, немецких, итальянских, польских, русских) танцах и песенках, если хотите — предвидение Объединенной Европы. Считал ли Чайковский — человек с европейским менталитетом, проведший за границей чуть ли не половину жизни — Россию частью этой Европы?

«Финал цикла являет ребенку неожиданно серьезную символику конца жизни (в мрачнейшем церковном хорале) и ее вечную цикличную природу: смерть и возрождение как символы вечного Времени, Хроноса, облеченного в незатейливую песенку шарманщика, крутящего свою музыкальною игрушку с ее неизменной мелодией изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение.» (Марина Рыцарева)

Рихард Штраус. «Так говорил Заратустра»

А как говорил Заратустра? Что говорил Заратустра?

Мы услышим это в симфонической поэме опус 30 Рихарда Штрауса.

Ее вступительные звуки уже 44 года открывают программу «Что? Где? Когда?», хотя впервые огласили они мир в 1896. Грандиозная поэма Штрауса, написанная для четверного состава симфонического оркестра с шестью валторнами, двумя тубами и органом по роману Фридриха Ницше, уже более 120 лет входит в репертуар выдающихся оркестров и дирижеров мира.

«Когда Заратустре исполнилось 30 лет, покинул он свою родину и озеро своей родины … в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему: “Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!”»

Так начинается роман Ницше. Штраус обозначил свое произведению опусом 30. Звучит поэма Штрауса в нашем концерте, посвященном 30-летию газеты.

Коллективное сочинение

Какая музыка из нашего времени будет звучать в будущем? Пусть это будет новое сочинение, мировая премьера которого состоится на юбилейном концерте: Сoncerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta» для симфонического оркестра, 5 солирующих инструментов и электроники. Его написали культовые композиторы наших дней Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Николай Попов, Александр Хубеев. Солисты — представители нового поколения российских исполнителей: альтист Сергей Полтавский, контрабасист Григорий Кротенко, флейтист Иван Бушуев, арфистка Оксана Сидягина, баянист Иосиф Пуриц.

Это третий коллективный опус, инициированный газетой «Музыкальное обозрение». Первый — Концерт для оркестра

«Десять взглядов на десять заповедей» — был создан в 2004 к 15-летию «МО» 10 композиторами (М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай). Осенью 2004 «Десять взглядов…» исполнили 20 оркестров России 22 раза. Московская премьера была показана всей стране по каналу «Культура». И это стало историческим событием.

Второй коллективный проект «МО» — «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича — в 2006 написали семь тогда молодых композиторов: О. Алюшина, К. Бодров, А. Буканов, О. Бочихина, А. Васильев, Т. Новикова, А. Сюмак.

И вот новый проект, мировая премьера которого состоится 20 декабря в «Зарядье». Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta» исполнит Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением народного артиста России Валерия Полянского. Уникальный коллектив, в котором объединены оркестр, легендарный хор и солисты, которому подвластны любые жанры — от хоровой и инструментальной миниатюры до оратории и оперы.

Сергей Прокофьев. «Здравица»

Нет в истории более гениального величального музыкального произведения, посвященного тирану, чем кантата «Здравица», написанная Сергеем Прокофьевым к 60-летию Сталина и впервые прозвучавшая в день его юбилея 21 декабря 1939 года, ровно 80 лет назад. Вправе ли сегодня мы, знающие правду о том страшном времени, исполнять музыку, посвященную людоеду и тирану (слово «Сталин» звучит в ней 13 раз)? Можем ли мы «смеясь, расстаться с таким прошлым»? Мы еще раз ставим эти вопросы и будем искатьна них ответы.

«Покаяние — одноразовое и символическое действо. Осмысление прошлого — это постоянная и упорная работа. Ее нельзя сделать один раз и навсегда. Каждое новое поколение должно вновь и вновь осмысливать и переосмысливать прошлое, в особенности его горькие и страшные страницы, и это будет вновь и вновь пробуждать гражданскую активность и волю, чтобы подобное не повторилось.» (Арсений Рогинский)

Чарльз Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»

Музыка может изобразить гнев, любовь, смех. Американский композитор Чарльз Айвз смог музыкой поставить Вопрос (?). В 1935 году он написал произведение «Вопрос, оставшийся без ответа». Это сочинение прозвучит в заключение юбилейного концерта.

Вся наша жизнь состоит из вопросов и поиска ответов на них. Любит — не любит? Что делать? Кто виноват? Быть или не быть? В чем смысл жизни? Что есть истина? Какие мы есть? Какими мы будем? Что ждет нас впереди?

«Измененный, я вновь воскресаю»

Первый номер «МО» вышел в 1989, еще в СССР. Сегодня мы живем в другой стране. За 30 лет жизнь менялась фактически каждый год, а порой и каждый день.

Газета тоже менялась и меняется вместе с реальностью, которую она не только фиксирует и отражает, но и формирует и организует, инициируя и воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты. Газета создает реальную картину, энциклопедию музыкальной жизни рубежа веков и тысячелетий, стараясь акцентировать ее важнейшие вехи и события.

В программе, которая прозвучит 20 декабря в «Зарядье», сходятся многие векторы истории и современной жизни «МО»: продвижение новой музыки, творчества наших современников; сотрудничество с ведущими российскими исполнителями. Все музыканты, которые выйдут в этот вечер на сцену — постоянные участники участники фестивальных и концертных проектов «МО»; юбилейная линия: концертом в МКЗ «Зарядье» увенчается Всероссийский фестиваль, посвященный 30-летию газеты.

«Музыкальное обозрение — OPUS 30»

С 2004, года 15-летия «МО», в России ежегодно проходит фестиваль газеты «Музыкальное обозрение». Порядковый номер фестиваля соответствует году издания газеты.

Наиболее масштабными были юбилейные фестивали:

2004 — «Музыкальное обозрение – OPUS 15»: 90 концертов в 40 городах;

2009 — «Музыкальное обозрение – OPUS 15»: 75 концертов в 35 городах;

2014 — «Музыкальное обозрение – OPUS 15»: 120 концертов, спектаклей, юбилейных действ, выставок, научных конференций и других событий в 60 городах 52 регионов России.

В 2019 в честь 30-летия газеты проводится Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение — OPUS 30».

В основе концертных программ фестиваля — сочинения из эксклюзивного проекта «МО» «OPUS 30»: отмеченные опусом либо номером 30, написанные композиторами в возрасте 30 лет, для 30 инструментов, циклы из 30 пьес и т.д.

Фестиваль открылся 21 сентября в Омске концертом Омского академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Васильева, солист — Сергей Крылов (скрипка).

27 сентября в Екатеринбурге в рамках фестиваля прошел концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса, солист — Вадим Холоденко (фортепиано).

В Международный день музыки, 1 октября, концерты фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 30» прошли в Санкт-Петербургской филармонии, Центральном концертном зале Волгограда, залах Челябинской филармонии, Ростовской консеватории.

Концерты фестиваля состоятся в Москве, Белгороде, Екатеринбурге, Казани, Кемерово, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Ульяновске, Хабаровске, других городах России.

Среди участников — симфонические оркестры Екатеринбурга (УАФО и УМСО), Белгорода, Волгограда, Кемерово, Ульяновска, Хабаровска, АСО Санкт-Петербургской филармонии; казанский камерный оркестр “La Primavera”; дирижеры Рустем Абязов, Владимир Альтшулер, Андрей Аниханов, Илья Дербилов, Дмитрий Лисс, Александр Рудин, Антон Шабуров; солисты Юрий Фаворин, Вадим Холоденко, Константин Шамрай, Сергей Каспров, Павел Домбровский (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Александр Рудин и Алексей Жилин (виолончель), Семен Шмельков (баян), Наталья Пшеничникова (вокал), Тимур Халиуллин (орган).

«МО»