Бойкот русской музыки на Западе: правда или нет?

Бойкот русской музыки на Западе: правда или нет?

В отечественных СМИ начали появляться сообщения о тотальном отказе Европы от русской культуры: якобы полный запрет на выступления российских артистов, изгнание музыки русских композиторов из концертных залов, театров и т. д. Звучат пугающие слова «русофобия» и «национализм». Подвергается ли сегодня русская музыка за рубежом действию так называемой «cancel culture»? Если да, то насколько глобально?

Первым делом – первые

В первые же дни «спецоперации» начались отмены выступлений артистов, тесно связанных с российскими властями: Валерия Гергиева, Дениса Мацуева и Анны Нетребко.

Гергиева (напомним, дирижер неоднократно выступал доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах, а во время пандемии 2020 ему были созданы привилегированные условия для зарубежных гастролей) западные институции окружили особым вниманием. Власти Милана и Мюнхена потребовали от Гергиева высказать четкую позицию по поводу происходящего, однако дирижер решил хранить молчание. Результат: увольнение с поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра и музыкального руководителя Фестивального оркестра Вербье; отставка с поста почетного президента Эдинбургского международного фестиваля; прекращение сотрудничества с Баварской оперой и Роттердамским филармоническим оркестром; отмена выступлений оркестра Мариинского театра. Подробнее см. https://muzobozrenie.ru/blokirovka-gergieva-na-zapade/

Аналогичный ультиматум от мэрии Тулузы получил Туган Сохиев – главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра и музыкальный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы. Дирижер принял решение покинуть оба поста: «Будучи вынужденным столкнуться с невозможным выбором между моими любимыми русскими и любимыми французскими музыкантами, я решил уйти с должности музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра в Москве и покидаю пост музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы».

Конкурсный отпор

Некоторые культурные институции отменяют участие российских артистов вне зависимости от их политических убеждений и высказываний. Так, Международный конкурс пианистов в Дублине и Международный конкурс пианистов в Хоненсе (Канада) отозвали приглашения для российских пианистов в этом году.

Международный конкурс имени Вана Клиберна, напротив, принял решение не закрывать доступ кандидатам из России. В заявлении уточняется: «история Вана Клиберна и его победа в годы холодной войны на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве вдохновила мир, став свидетельством силы искусства даже в моменты самых напряженных отношений между двумя сверхдержавами». Организаторы цитируют слова самого Клиберна: «Поскольку мы знаем, что классическая музыка неподвластна времени, именно вечные истины, заложенные в ней, остаются духовным маяком для людей во всем мире». Смотр в американском Форт-Уэрте должен стартовать 2 июня. К прослушиваниям допущены 72 пианиста, пятнадцать из которых родились в России, а восемь в настоящее время проживают в Москве.

Композиторы тоже запрещены?

Наиболее последовательную и непримиримую политику в отношении русской музыки проводит Польша (пограничная с Украиной страна, в которую хлынул основной поток беженцев – на данный момент их уже миллион шестьсот тысяч). 2 марта Национальная опера Варшавы отменила апрельские показы оперы Мусоргского «Борис Годунов». Спектакль должен был пройти с участием российских певцов – Евгения Никитина в титульной роли и Максима Пастера в партии Шуйского. «В такие времена опера молчит. Мы решили отменить предстоящую премьеру “Бориса Годунова”. Пусть наше молчание говорит о нашей солидарности с народом Украины», – говорится в обращении режиссера спектакля Мариуша Трелинского. В польском Быдгоще Новая опера отменила октябрьскую премьеру «Евгения Онегина» Чайковского, а Поморская филармония (Filharmonia Pomorska im. Ignacego Jana Paderewskiego) отказалась от русских композиторов в репертуаре концертных программ. Из афиши пасхального Бетховенского фестиваля в Варшаве убрана симфония «Бабий Яр» Дмитрия Шостаковича.

Единичный случай отмены в Великобритании получил широкую огласку в прессе. Филармонический оркестр Кардиффа в Уэльсе принял решение не исполнять некоторые произведения Чайковского. Изначально коллектив собирался в концерте 18 марта представить программу из произведений Чайковского, в том числе увертюру «1812 год», Вторую («Малороссийскую») симфонию и «Славянский марш» – эти сочинения были признаны оркестром «неуместными в настоящее время». Их заменили на увертюру Джона Уильямса к фильму «Ковбои», Восьмую симфонию Дворжака и «Энигма-вариации» Элгара. Решение было раскритиковано общественностью, деятелями культуры и политиками. Позднее одна из директоров Кардиффского оркестра Линда Робинсон отвергла обвинения в «антирусской» политике и заявила, что дело не в национальности Чайковского, а военной тематике этих сочинений, одно из которых начинается с залпа пушечного орудия. Оркестр не планирует менять программы будущих концертов, в которых присутствуют произведения Рахманинова, Прокофьева и Римского-Корсакова.

Японский филармонический оркестр Тюбу совершил аналогичный шаг, объявив, что в концерте 26 марта заменит увертюру «1812 год» симфонической поэмой Сибелиуса «Финляндия». При этом в программу включено другое произведение Чайковского – Трепак из балета «Щелкунчик».

Филармонический оркестр Загреба, напротив, исключил из программы ближайшего концерта «слишком веселые» произведения Чайковского, при этом сохранив Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. «Чайковский остается в репертуаре. Национальность никогда не будет причиной отсутствия артистов в нашем репертуаре», – утверждается в заявлении оркестра.

Проблемы с двух сторон

Отмены концертов европейских музыкантов в России и российских за рубежом в нынешней ситуации связаны не только с выбором репертуара, но и с другими проблемами: логистическими, экономическими, политическими.

Для любого крупного проекта сейчас выехать и вернуться обратно – тяжелое и дорогостоящее занятие: нарушены транспортные цепочки, затруднены перевозки грузов, ограничено авиасообщение. Неизвестно, каким образом проводить расчеты с иностранными контрагентами: Россия отключена от международных платежных систем. Пока не поднимался вопрос, смогут ли – если, допустим, захотят – выступать в России те музыканты, которые ранее высказывались против «спецоперации» (по новым законам за антивоенные призывы введена административная и уголовная ответственность – см. КоАП ст. 20.3.3, УК ст. 207.3, 280.3).

Указанные факторы влияют на любые международные проекты. Так, Большому театру после разрыва отношений с Мет пришлось отменить апрельскую серию показов премьеры «Лоэнгрина» (совместный проект Метрополитен-оперы и ГАБТа). «Дело в том, что возникла проблема с исполнителями, – сообщил гендиректор Большого Владимир Урин. – В спектакле было три состава, и, как вы знаете, все они были интернациональными. Наряду с нашими, главные партии пели немцы, американцы, австрийцы и не только. Теперь они уехали, и нам, чтобы запустить следующую серию показов, нужно иметь как минимум два своих, российских состава. Один у нас есть, сейчас готовим второй, и как раз к лету, надеюсь, сможем поставить спектакль в афишу». Также ГАБТ не будет изготавливать декорации и костюмы для американских представлений «Лоэнгрина», как это планировалось изначально.

«Нельзя уничтожать русскую культуру»

3 марта Ассоциация британских оркестров (в которую входят большинство академических коллективов страны, в том числе оркестры Английской национальной оперы и Королевского оперного театра) выступила с заявлением о том, что музыканты не будут вносить изменения в свой репертуар в связи с обострившейся политической обстановкой. Оркестры Великобритании продолжат исполнять музыку русских композиторов. «Сочинения русских композиторов – неотъемлемая часть исторического канона западной классической музыки. Мы не поддерживаем идею полного бойкота этих произведений, как не бойкотируем музыку композиторов, живших в другие эпохи в других странах, которые также подвергались международному осуждению. Британские оркестры продолжали играть музыку немецких композиторов во время Первой и Второй мировых войн». Также в заявлении подчеркивается, что публичные декларации – личное дело артистов. «Нельзя заставлять музыкантов выступать с антивоенными высказываниями, когда ценой таких слов может оказаться жизнь, свобода и имущество их самих и их семей».

Тенор Йонас Кауфман выразил обеспокоенность положением российских театров и артистов на фоне санкций, подчеркнув, что в России эти институции в значительной степени зависят от государства. «Это сложная история. Нам <на Западе> трудно представить ограничения, в которых живет российский народ – и в области экономики, и в области личной свободы. Нужно поставить себя на место этих людей, прежде чем осуждать их». «Нельзя уничтожать русскую культуру», – добавил певец.

Рене Мартен, французский продюсер, основатель фестиваля La Folle Journée («Безумные дни») выступил с примиряющим обращением. Хотя российские артисты, открыто поддерживающие режим, в этом году не будут приглашены на фестивали Folle Journée и фортепианные фестивали в Ла-Рок-д’Антерон и «Гранж-де-Меле», ни в коем случае нельзя возлагать на них ответственность за происходящее, говорит Мартен. «Мне представляется сущностно важным продолжать приглашать их выступать во Франции в качестве вестников мира: вспомним, что культуре всегда шел на пользу обмен между разными народами, а культурному обмену между Россией и Францией – почти три столетия. <…> Именно поэтому важно продолжать поддерживать плодотворное сотрудничество с русскими артистами – и с теми, кто живет в России, как Борис Березовский, Николай Луганский или Владимир Холоденко (родившийся в Киеве, но получивший образование в Москве), и с теми, кто живет за границей <…> Убирая музыку русских композиторов из концертных программ, мы не должны забывать, что некоторые из них провели жизнь в изгнании, горько ностальгируя по родине – Рахманинов, Прокофьев… – а другие, как Шостакович, провели свою жизнь в страхе перед депортацией. <…> Кроме того, русская школа всегда выпускала экстраординарных пианистов, и молодым артистам необходимо, как и их предшественникам, выступать на крупных международных состязаниях: закрыть дверь перед ними означает лишить их возможности показаться публике и коллегам».

В западной прессе звучат призывы не поддаваться первому эмоциональному порыву и не устраивать гонения на русскую культуру.

«Мало того, что бойкот русской культуры – дегуманизация и упрощенчество <…> это жестоко и невежественно, такой шаг приведет лишь к еще большему отчуждению обычных российских граждан» (Патрик Уэст, писатель, The Spectator). «Как в этом случае стоит относиться к китайским артистам, которые не осуждают свое правительство за преследование уйгуров? Не следовало ли отстранить от концертов Густаво Дудамеля, дирижера знаменитого венесуэльского оркестра им. Симона Боливара, в тот момент, когда Уго Чавес установил в стране диктатуру?» (Элизабет Браун, исследователь, American Enterprise Institute). «Бойкот произведений – это шаг на очень скользкую почву, где, во-первых, все смешивается в одну кучу, а во-вторых, сам бойкотирующий начинает использовать оружие, за которое он осуждает оппонента» (Кристиан Мерлен, музыкальный критик, France Musique). «Мы не должны устраивать артистам проверки на отношение к ситуации. <…> Мы приглашаем артистов из-за их выдающихся достижений, а не в качестве представителей того или иного государства. <…> В конце концов мы дойдем до противостояния с русской культурой, русским искусством и откажемся от обмена с этой богатейшей культурной традицией. Это неправильный путь» (Юлиан Нида-Рюмелин, философ, Bayerische Rundfunk).

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм