Балет “Чайка” Джона Ноймайера на сцене МАМТа

Балет “Чайка” Джона Ноймайера на сцене МАМТа
Фото Карина Житкова
11 и 12 мая 2019 на Основной сцене Московского академического музыкального театра им. К.С Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – балет Джона Ноймайера “Чайка” на музыку Дмитрия Шостаковича, Эвелина Гленни, Петра Чайковского и Александра Скрябина. Мировая премьера балета состоялась в 2002 году, российская – в 2007. 22 ноября 2018 МАМТ сделал возобновление этого балета, признанного одним из лучших в творческой биографии Ноймайера.

Джон Ноймайер: “Чайка” Чехова не просто повествует о любви и театре, она и есть любовь и театр. Творческий человек в своей работе не стремится к слепому подражанию. Пикассо никогда не видел женщину с тремя носами и не писал ее портрет с натуры. Это то, что он чувствовал. Я работаю так же. Переводя пьесу на язык балета – язык пластический, бессловесный – я должен придумать ситуации, которые чем-то схожи с текстом. “Чайка” Чехова – источник моего вдохновения, но я не работаю, как театральный режиссер, который мизансценирует пьесу. Зритель не услышит ни одного слова из Чехова. И даже необязательно помнить эти слова.

Я создавал балет, вдохновляясь пьесой. Но, чтобы вдохнуть в него жизнь, каждая отдельная ситуация должна работать сама по себе, не обязательно вызывая ассоциации с пьесой Чехова. В балете я не могу передать сложные переплетения сюжетных линий так, как их можно объяснить в романе или пьесе. Если бы я разыграл пантомиму о том, что Аркадина – великая актриса, а потом показал бы, как Нина становится плохой актрисой, балет мог бы легко превратиться в китч. Я решил перевести “Чайку” на язык хореографии – на мой собственный язык. Мой балет не просто повествует о танце: это и есть танец.