Танцевать — значит жить! 29 апреля – Международный день танца. Обращение Ян Липин

Танцевать — значит жить! 29 апреля – Международный день танца. Обращение Ян Липин
Аполлон и музы. Гравюра Marais XIX в. по G.B. Wicar по рисунку Джулио Романо (1499—1546)

Ежегодно с 1982 – по инициативе Комитета танца Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО – во всем мире отмечается Международный день танца: он приходится на 29 апреля. В этот день 295 лет назад родился основоположник современного балета Жан-Жорж Новерр (1727-1810).

По традиции, в Международный день танца один из известных представителей мира хореографии обращается к общественности с посланием. В 2023 сайт МИТ опубликовал обращение танцовщицы и хореографа Ян Липин.

Ян Липин

Танец – способ общения с миром

Язык тела – самая инстинктивная форма общения людей. Во младенчестве мы можем делать танцевальные жесты при помощи рук и ног еще до того, как научились произносить слово, и из этого “примитивного языка” уже появляется танец.

Многие вещи побуждают людей танцевать. Моя бабушка однажды сказала мне, что танец – это способ поблагодарить Солнце за то, что оно приносит тепло и свет в нашу жизнь.

Когда созревает хороший урожай, мы танцуем в полях с радостными сердцами, чтобы выразить нашу благодарность земле. Когда мы встречаем кого-то, кого любим, мы можем танцевать, как павлин, распустив перья на хвосте, чтобы завоевать его расположение.

Даже когда мы больны, мы можем использовать танцевальные ритуалы, чтобы отогнать демонов болезни.

В моем мире танец неразрывно связан с нашей жизнью с самого раннего детства. Это ключ, открывающий связь человека с природой и всеми живыми существами. В моем родном городе есть поговорка: “Если у тебя есть ноги, но ты не умеешь танцевать, ты зря потратил свою жизнь”. Танец тесно связан с природой и жизнью. Для меня танец – то же самое, что жизнь и природа – и в этом истинная сущность танца.

Некоторые люди приходят в этот мир, чтобы продолжить свою родословную, некоторые приходят, чтобы наслаждаться жизнью, некоторые приходят в поисках опыта. Я же считаю себя наблюдателем жизни. Я прихожу посмотреть, как расцветает и увядает цветок, как плывут облака, как собирается роса…

Поэтому все мое творческое вдохновение исходит от природы и жизни: яркость лунного света, вид павлиньего оперения, превращение кокона в бабочку, скольжение стрекозы по поверхности воды, извивающаяся гусеница, муравьи, выстраивающиеся в ряд…

Много лет назад на сцене я станцевала для зрителей первый созданный мной танец – “Душа павлина”. Павлины в восточном мире символизируют святую неприкосновенность и олицетворяют красоту, потому что его внешний вид напоминает одновременно феникса и дракона. Танцуя, я разгадала душу павлина.

Танцевальная культура человечества изобильна. Мы впитываем сущность танца, наблюдая за природой, жизнью и всеми живыми существами, которые нас окружают. У моей нации тоже есть богатая танцевальная культура, которую я страстно распространяю как свое наследство. Я собрала несколько традиционных танцев и представила их на сцене, поставив работы “Впечатление о Юньнани”, “Тибетская загадка”, “Впечатление о Пингтане”.  Все эти танцы были оставлены предками нам в наследство, и мы должны приложить усилия, чтобы сохранить его и представить миру. При этом я десятилетиями исследовала безграничное царство танца и его форм, меня приглашали участвовать в создании экспериментальной современной хореографии балетов “В осаде” и “Весна священная”.

Мое искусство черпает вдохновение в природе моего родного города, в моем личном жизненном опыте и в глубинах цивилизации Востока, которая является неотъемлемой частью мировой цивилизации, внося свою лепту в ее разнообразие, богатство и, прежде всего, вдохновение.

“Учиться у природы” и “Чувствовать единство человека и вселенной” – это основы философии, мудрости и эстетики Востока, и духовное ядро моего собственного искусства. Мы, люди, должны уважать природу, учиться у нее и находиться в гармонии с землей, горами и небом.

Танцорам и хореографам нужно внимательнее прислушиваться к радостям и горестям мира, используя танец для продолжения тысячелетнего диалога с природой и жизнью.

Сегодня я не только продолжу делиться с миром нашей танцевальной культурой, но и надеюсь пригласить всех танцоров в мире и всех, кто выражает эмоции в движении, объединиться в танце, передающем нашу любовь и славящем неба и землю.

Жизнь никогда не заканчивается, и танец никогда не прекращается.

Ян Липин родилась в 1958 в семье представителей народности бай в городе Дали южной провинции Юньнань. Начала заниматься танцем в 11 лет. В 13 лет поступила в труппу ансамбля песни и пляски округа Сишуанбаньна. За исполнение главной партии в музыкальной танцевальной драме «Принцесса-павлин» в 1979 получила первую премию провинциального уровня. В начале 80-х перешла в Пекинский центральный ансамбль народной песни и пляски.

Через некоторое время Ян Липин подготовила танцевальный номер «Душа павлина», который позже принес ей первенство на всекитайском конкурсе танца. После этого о Ян Липин узнали во всем Китае, а ее участие в телевизионном гала-концерте по случаю Праздника Весны лишь укрепило ее славу. В 1990 Ян Липин исполнила танцевальный номер «Душа павлина» на закрытии XI Азиатских игр в Пекине. В 90-е годы Ян Липин попробовала себя в кино, ее самым удачным опытом стал фильм «Солнечная птица», где танцовщица выступила как автор сценария, режиссер и актриса. В 1998 фильм был удостоен особой премии на международном кинофестивале в Монреале. Изучив танцевальное искусство разных национальностей в провинции Юньнань, в 2004 Ян Липин поставила танцевальное шоу под названием «Впечатление о Юньнани», где основная масса задействованных танцоров – около 60 – были простыми жителями провинции Юньнань, что обеспечило особый аутентичный характер постановки. Спектакль стал одним из самых популярных шоу в Китае.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм