Опера Николая Попова «Аскет» в Музее Москвы (8 февраля 2023)

Опера Николая Попова «Аскет» в Музее Москвы (8 февраля 2023)

8 февраля 2023 театр «Практика», Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и Мастерская Брусникина покажут в Музее Москвы новую (первый показ состоялся в мае 2022) документальную оперу «Аскет» Николая Попова. Постановка Юрия Квятковского. Главный герой оперы – ученый, лауреат Нобелевской премии мира, правозащитник Андрей Сахаров.

Имя советского физика Андрея Сахарова вписано в летопись XX века дважды. В научную и политическую истории Сахаров вошел как создатель водородной бомбы, обеспечившей превосходство Советского Союза в холодной войне. За свои успехи он был избран академиком уже в 32 года и награжден государственными премиями. Однако для многих Сахаров прежде всего – правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира.

Опера «Аскет» не пересказывает биографию Сахарова, но помогает осмыслить «трагический архетип» человека науки, одержимого загадками бытия. Переведя идею Сахарова о существовании множества Вселенных на метафорический язык искусства, режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярев сконструировали многомерный сценический проект, в котором сочетаются черты документального театра, оперы и мистерии.

Факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса. Семь частей оперы вторят семи дням Страстной недели. В финале завороженный Вселенной и ее тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, чей цикл – от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета – обречен на бесконечные повторения.

Музыка оперы сочетает вокальные, инструментальные голоса, обработанные live-электроникой, и синтезированные тембры. Следуя за традицией античных и христианских мистерий, Николай Попов отводит важную роль хору, а партию «аскета» Сахарова поручает перкуссионисту. Музыкальными инструментами являются не только созданные для оперы механические аппараты, но и предметы сценографии. Главная партия написана специально для Александра Суворова – профессора кафедры ударных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, концертмейстера группы ударных РНО.

Драматические роли исполняют актеры экспериментального театра «Практика» – Илья Барабанов, Ирина Петрова, Светлана Макаренко, Виктория Киприянова.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм