Недружественные пианино не пустят в музыкальные школы («Парламентская газета»)

Ученики будут играть на инструментах, выпущенных в России и странах ЕАЭС
Недружественные пианино не пустят в музыкальные школы («Парламентская газета»)

В 2021 году государство потратило на приобретение пианино для музыкальных школ, домов культуры, театров и прочих храмов искусства 700 миллионов рублей. При этом российские музыкальные инструменты составили менее половины госзакупок, остальные деньги отдали за иностранные. Однако ситуация может измениться уже в ближайшее время. Заграничные инструменты, кроме тех, что произведены в ЕАЭС, хотят запретить покупать для государственных и муниципальных нужд. Такую норму содержит проект постановления Правительства. Хватит ли отечественных пианино на всех и не останутся ли школы без инструментов — разбиралась «Парламентская газета».

Две тысячи в год

По данным Минпромторга, в 2022 году музыкальные инструменты в России делали 250 предприятий. Это в пять раз больше, чем шесть лет назад, когда в России решили развивать собственный рынок производства клавишных, духовых, ударных, язычковых, струнно-щипковых и струнно-смычковых. До тех времен половина предприятий отрасли специализировалась на народных инструментах, а, например, рояли и пианино в России в 2016 году вообще не делали — их полностью вытеснили с рынка европейские и азиатские фортепиано.

Первыми к выпуску отечественных пианино приступили четыре российские фабрики: «Нева-Саунд», «Аккорд», «Азия Мьюзик Компани» и даже «Тульская Гармонь», которая решила расширить свой ассортимент, включив в него струнные клавишные инструменты.

Например, «Нева-Саунд» делает 400-500 пианино в год. Правда, в 2022 году из-за перебоев с поставками комплектующих объемы пришлось уменьшить до 200 инструментов, рассказал «Парламентской газете» коммерческий директор компании Дмитрий Симученков. «В этом году компания настроена нарастить объемы производства, — пообещал он. — Запрет на закупку иностранных пианино в этом поможет. Ведь сегодня предприятие работает практически исключительно на госзаказ».

Это подтвердили и на фабрике «Аккорд», где в 2022 году сделали чуть более 300 пианино. «На настоящий момент производственная мощность предприятия — 500 пианино в год. Но при наличии стабильного заказа производство может быть увеличено до 800 пианино в год», — сказал «Парламентской газете» генеральный директор предприятия Игорь Елисеев.

Износ инструментов 79 процентов

В 2021 году государство потратило на покупку пианино для музыкальных школ, домов культуры, театров и прочих храмов искусства 700 миллионов рублей. При этом российские музыкальные инструменты составили менее половины госзакупок, остальные деньги отдали за иностранные. В том числе белорусские.

«На территории ЕАЭС производство пианино есть в Белоруссии, — рассказал «Парламентской газете» директор Ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования Максим Гузинин. — За 2021 год в учреждения культуры России оно поставило 77 таких инструментов».

При этом, по данным ассоциации, для существенного снижения износа пианино в учреждениях образования и культуры нужно ежегодно закупать более 3500 пианино. Сам же износ в 2021 году составлял 79 процентов, отметил Гузинин.

«Это говорит о том, что парк инструментов в музыкальных школах находится в плачевном состоянии. Мы все время говорим, что этот объем инвентаря нужно пополнять. В таких условиях полное запрещение, исходя из того что оно должно быть произведено в Российской Федерации, представляется преждевременным», — сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.

Ждет ли Россию дефицит

Однако, по мнению остальных экспертов, ожидать дефицита пианино после принятия постановления не стоит. Не так давно на рынок вышла новая компания — «Медиус». Еще четыре предприятия подали документы в Минпромторг на включение в реестр производителей пианино.

«По данным Росстата за 2021 год объем российского рынка пианино составил около одного миллиарда рублей или 2000 штук в натуральном выражении. При этом максимальные производственные возможности только пяти фабрик, входящих в реестр российской промышленной продукции, составляют 2150 штук», — отметил Гузинин. Так что говорить о дефиците продукции на рынке не приходится.

Предлагаемые нормы защитят и производителей, и покупателей, полагают эксперты. «Сейчас большую часть госконтрактов на поставку отечественных пианино исполняют перекупщики. Часто это индивидуальные предприниматели, которые завозят на рынок китайский no name, сбивают цену на госзакупках и поставляют пианино плохого качества», — отметил Максим Гузинин.

С российскими поставщиками проще решать и вопросы обслуживания музыкальных инструментов, считает Дмитрий Симученков. «Любой покупатель может позвонить к нам в компанию и решить все вопросы. А попробуйте позвонить в тот же Китай», — сказал он. Кроме того, практически на все российские пианино дается гарантия от трех до пяти лет.

Предложение кабмина актуально и «в разрезе создания и укрепления культурного суверенитета страны как части общего суверенитета и независимости нашего государства», считает Игорь Елисеев. «Мы считаем особенно важным начинать музыкальное образование на отечественных музыкальных инструментах», — сказал он.

Специалисты и стандарты

В октябре 2022 года импортозамещение в культуре обсуждали в Комитете Госдумы по культуре. Эксперты отметили нехватку специалистов для производства музыкальных инструментов.

«Когда пять лет назад мы начинали делать пианино, мы обратились к мастерам реставрации таких инструментов, именно они и обучили наших первых сотрудников. Также у нас были иностранные программы обучения от ведущих мировых производителей пианино», — подтвердил Дмитрий Симученков.

Проблем с кадрами на предприятии сейчас нет, уточнил эксперт, но есть проблема с теми, кто обслуживает инструменты на местах: «Это приводит к тому, что инструменты выходят из строя раньше времени, а все шишки сыплются нам на голову».

Кроме того, в Госдуме говорили о необходимости выработать новые стандарты такой продукции, чтобы в будущем она могла конкурировать с мировыми лидерами. На это уже обращали внимание и в кабмине, где в 2021 году приняли стратегию развития индустрии музыкальных инструментов. В ней отмечено, что сейчас в России действуют девять государственных стандартов, принятых с 1975 по 1989 год, и во многих из них указаны материалы, которые уже не используют в современном производстве. Правда, 13 января 2022 года Росстандарт издал приказ о подготовке к созданию нового ГОСТа — «Музыкальные инструменты и звуковое оборудование», в нем есть речь и о разработке стандартов, относящихся и к производству пианино, сообщил Гузинин.

«Глинка» на слух

О качестве российских пианино красноречиво говорят отзывы профессиональных музыкантов. Так, Денис Мацуев на заседании Совета по культуре и искусству еще в 2019 году заявлял: «Я пробовал пианино «Глинка» («Михаил Глинка» производства «Нева-Саунд». — Прим. ред.), которое существует: замечательное пианино».

«Наши школы наконец‑то пополняются новыми инструментами. Мы все прекрасно помним, на каких инструментах приходилось играть нашим детям: еще допотопные пианино, для которых издать сложно было ноты. Но хотелось, чтобы это не останавливалось и развивалось, потому что у нас пять тысяч музыкальных школ», — отметил пианист-виртуоз.

При этом, как отметили в Минпромторге, запрет закупки иностранных пианино не коснется профессиональных учреждений культуры: филармоний, консерваторий и других. «Они не используют в своей концертной деятельности пианино как тип музыкального инструмента, а используют гораздо более профессиональный — рояль», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления кабмина.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм