Итоги Третьего Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов

Балетная поросль России
Итоги Третьего Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов

Завершился Третий Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов в номинации «современный танец». Он проходил с 8 по 14 апреля 2022 в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле.

Данный смотр стал третьим по счету в этой конкретной номинации. Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов проходит ежегодно, начиная с 2013 года, по разным специальностям с четырехлетней цикличностью (хореографы, характерный и народно-сценический танец, современный танец и артисты балета). В этом году конкурс проводился в преддверии XIV Международного конкурса артистов балета, который состоится с 3 по 11 июня 2022 года Большом театре (конкурса хореографов в летнем смотре не будет).

«Предком» всероссийского конкурса был аналогичный смотр в СССР. Он назывался Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров. Его победителями в разные годы (1965-1980) становились Надежда Павлова, Генрих Майоров, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Валентин Елизарьев, Вячеслав Гордеев, а жюри конкурса возглавляли Леонид Лавровский, Игорь Моисеев, Петр Гусев, Софья Головкина, Юрий Григорович.

Ретроавангард в Йошкар-Оле

Конкурс впервые проходил в Йошкар-Оле в Театре оперы и балета имени Эрика Сапаева (новое здание театра было построено в 2014). Идея проводить конкурсы в разных городах России появилась в 2019 году, первым конкурс принимал Ярославль (смотры 2019 и 2021 годов). Художественный руководитель театра Константин Иванов (он же министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл) сделал интересный ход, чтобы привлечь внимание к Йошкар-Оле – неучтенной до сих пор своеобразной танцевальной столице Поволжья. Он решил пригласить мэтра отечественного современного балета Бориса Эйфмана на постановку «Русского Гамлета» в первой ретроредакции и ею открыть и свой региональный балетный фестиваль имени Галины Улановой, и конкурс артистов балета и хореографов в номинации «современный танец», тем самым соединяя нити времен и сопоставляя этапы развития танцевального искусства в России: от классического балета к современному, и от современного балета к современному танцу. Он рискнул и выиграл – все события конкурса вызвали жгучий интерес марийской публики, утром и вечером заполнявшей залы любимого театра. Такого ажиотажа на конкурсных показах не было ни в Москве в Театре имени Н. Сац, ни в Ярославле. Театральные репетиционные залы (светлые, теплые и идеально оборудованные), огромная сцена и фойе зрительской части были практически целиком предоставлены для проведения конкурсных мероприятий – репетиций, конференций, мастер-классов, лекций и выступлений. А артисты марийского театра, отыграв премьеру, переехали на время конкурса репетировать в Филармонию.

Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева

На премьере «Русского Гамлета» публика утроила стоячую овацию артистам и постановщикам спектакля. Показ прошел пока один раз, но театр приготовил несколько составов, и спектакль будет появляться в афише. Для постановки в Марий Эл была выбрана первая редакция «Русского Гамлета» на музыку Бетховена и Малера, которую в 2000 году показал Большой театр, первый и единственный раз взявший в свой репертуар спектакль Бориса Эйфмана. Опыт был травматический, но артисты – в том числе Константин Иванов, танцевавший заглавную партию в премьерном спектакле в 2000 году, – вспоминают то время с ностальгией. И не только артисты, но и зрители и критики, которые тогда только-только начали получать со сцены импульсы новой хореографии – появился «Русский Гамлет» с его немыслимыми головокружительными поддержками, пирамидами из тел и броской сексуальностью, изысканные балеты Джорджа Баланчина, «Дочь фараона» Пьера Лакота. Судьба «Русского Гамлета» в Большом театре оказалась не очень счастливой в силу разных обстоятельств. Спектакль прошел в общей сложности раз семь, и потом еще какое-то время эта редакция жила в труппе Эйфмана. Позже, когда мэтр начал пересматривать и переосмыслять свои хиты, появилась новая версия «Русского Гамлета», которая ныне представлена в репертуаре театра.

В принципе, если смотреть широко, то акция Иванова беспрецедентна. И речь не о том даже, что договориться с Эйфманом о постановке его спектакля в российском не столичном театре было архисложно (Борис Яковлевич однажды ставил в Большом театре, много раз вне пределов России, но в целом он работает только со своими артистами, владеющими его особенной эйфмановской техникой), а в том, что никто еще не пробовал реставрировать спектакли конца 90-х-начала нулевых, спектаклей, которые открывали новую эпоху балетной истории России. Символично, что это случилось в Йошкар-Оле на конкурсе, посвященном новой хореографии. Константин Иванов заметил на пресс-конференции перед премьерой, что участие в «Русском Гамлете» в 2000 году изменило его жизнь, он начал по-другому смотреть на классическую хореографию и иначе ее танцевать.

Сцена из балета "Русский Гамлет", хореография Борис Эйфман

Так закалялась сталь

Премьера поразила своим качеством. Костюмы достались марийскому театру по наследству – их передал из Большого театра Константину Иванову гендиректор Владимир Урин. Платья, камзолы, трико, плащи, рубашки – все было в отличном состоянии, дальше костюмы в мастерских театра «посадили» на местных артистов. А алюминиевую конструкцию авторства Вячеслава Окунева (любопытный образчик сценографического искусства 2000 года) изготовили в цехах театра, для чего пришлось нанимать дополнительного литейщика. Узор условного плоского купола, смотрящего как зеркало в зрительный зал, получился исключительно четким и красивым, более интересным, чем на премьере в Большом театре. Все дело в искусстве марийских мастеров. Если посмотреть на современные памятники в Йошкар-Оле, всегда изящно выделяется объемный рисунок на одежде героев монументов. Один из самых красивых и редких памятников в городе посвящен царю Федору Иоанновичу, там как раз виден рисунок на облачении. Впечатлил и свет, который не восстанавливали в версии Большого театра (Дамир Исмагилов), а ставили заново силами трех художников по свету Александра Сиваева, Алексея Дондэ (он осуществлял новую световую редакцию, выполненную Борисом Эйфманом) и Николая Анисимова.

Балетная труппа театра имени Эрика Сапаева превосходно справилась с незнакомой хореографией, артистам удалось создать яркие запоминающиеся образы. В премьерном составе блеснула звезда труппы Екатерина Байбаева в роли Императрицы – она не напоминала ни гламурную Анастасию Волочкову, ни величественную Марию Александрову (балерины Большого стремились показать себя в незнакомых и неклассических амплуа), актриса создала очень точный образ властолюбивой правительницы эпохи позднего барокко, которая любит бал-маскарады, моду и мужчин. Артем Васильев (не очень высокий и скорее атлетичный, чем изящный, солист) в роли Сына Императрицы Павла I был под стать своей родительнице, такой же охотник до празднеств и театра с масками, мастер мелких движений и пантомимы. Великолепно с ним выглядела сцена «Мышеловки» – также первый образчик «театра в театре» на российской сцене, смотрящийся достойно и сейчас.

Понятно, что показанный через несколько дней «Роден, ее вечный идол» на музыку Равеля, Сен-Санса Массне в исполнении артистов Театра балета Бориса Эйфмана вызвал у зрителей эйфорию. В рамках конкурса прошла зум-встреча участников конкурса и журналистов с самим Борисом Эйфмана, который размышлял вслух о судьбе современного балета в России.

Конкурс+

Участники жюри конкурса, представляющие современный балет и современный танец, давали мастер-классы (педагог современного и сценического танца ГИТИСа Софья Гайдукова, доцент кафедры хореографии Самарского государственного института культуры Эльвира Первова, основатель школы и системы обучения танцу «ЭТО ЛЮДИ», директор фестиваля русского современного танца «ПРОБА №» Александр Могилев). А открывал серию мастер-классов педагог Академии танца Бориса Эйфмана, венгерский танцовщик и хореограф Балаж Бараньяи.

Также в контексте сопровождающей конкурс программы прошел вечер современной хореографии, где были представлены работы Софьи Гайдуковой, Александра Могилева и Константина Кейхеля (премьера его спектакля «Эхо» прошла на фестивале «Пятилетка» 3 апреля, в Йошкар-Оле состоялся второй показ).

В фойе театра состоялась внятная и полезная лекция балетоведа и преподавателя техник современного танца в Санкт-Петербургской консерватории Марии Дудиной «Современный танец VS Современная хореография. Жанры и техники».

При участии журнала «Балет» прошел Круглый стол на тему «Современный танец: место и роль в художественном сознании времени», который модерировала Валерия Иосифовна Уральская. В нем приняли участие балетоведы, педагоги, критики, а также участники, члены жюри и гости конкурса. Трансляция круглого стола осуществлялась через популярнейшую интернет-платформу «Dance Help», руководимую талантливым методистом из Новосибирска, перебравшейся сейчас в Москву Еленой Панасенко. Дискуссия вызвала определенный диссонанс в широких танцевальных кругах всей России из-за недалеких высказываний о современном танце Александра Максова (он назвал современный танец одной из форм деградации человека), но мудрые руководители фестов российского современного танца не обиделись. Они просто еще раз осознали, на каких разных полюсах находятся опекаемые государством классический и современный балет, и вполне взрослый российский современный танец, который выживает сам по себе и уже не ютится по заброшкам – более того, его присутствие на арт сцене волнует представителей танцевального истеблишмента.

География и демография

Конкурс проходил в три этапа. На первый дистанционный тур было прислано более ста видеозаявок. Для участия во втором очном туре комиссия отобрала 57 участников старшей группы (от 19 до 35 лет) и 27 участников младшей группы (от 16 до 19 лет) из 20 городов (Москва, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, Челябинск, Якутск, Сочи, Кострома, Тула, Ижевск, Краснодар, Сыктывкар, Воронеж, Кызыл, Ярославль, Казань, Донецк, Омск, Барнаул, Тольятти, Тюмень). На этом конкурсе жюри оценивало прежде всего качество исполнения артистами номеров современной хореографии, а заодно определяло лучшие из этих номеров. Артисты могли танцевать собственную хореографию, созданную специально для конкурса, могли показывать свое мастерство в ранее созданных номерах другими хореографами, или в новых номерах других хореографов. Участники старшей и младшей групп  (соло и дуэты) представляли на конкурсе по три номера, хотя бы один из них должен был быть сочиненным специально для этого смотра.

Битва школ и индивидуальностей

Члены жюри, которые участвовали в предыдущих конкурсах как соискатели или были наблюдателями, отмечают, что на нынешний смотр приехало больше, чем в прежние времена, артистов с минимальным классическим образованием, то есть выпускников и студентов специальных студий и школ современного танца, а также выступающих артистов не из балета. Во время просмотров они выделялись владением разными техниками contemporary dance – джаз танцем, контактной импровизацией и другими.

В младшей группе уже с первого номера выделилась Елена Полушина из Йошкар-Олы, выступающая в местном эстрадном коллективе, но в ее работах на конкурсе эстрадный элемент не прозвучал. Она представила номер на музыку Шнитке под названием «Утопия чучело» в хореографии Ильдара Тагирова. На сцене появилось уродливое существо тролльского вида в бежевом трико и красных носочках с угловатой размытой пластикой Тиля Уленшпигеля из одноименного балета Вацлава Нижинского, запечатленного на немногочисленных фотографиях. В другом номере под нелепым названием «Уразумение» (музыка Рюити Сакамото) соискательница продемонстрировала умение молниеносно переноситься из одной точки сцены в другую, двигаясь только под прямым углом и соблюдая строгий ритм. И красные брюки из жесткого материала тоже прекрасно сработали на идею торжества угластой геометрии.

Дважды на конкурсе звучала музыка Мередит Монк – в младшей и старшей группе. Диана Максимова из Костромы исполнила на музыку Монк номер «О ней» в собственной хореографии. У нее получилась медитативная миниатюра – обращение к некой женской богине, которая отвечает за гармонию души и тела. Красивая пара из Якутска Алисия Пак и Иван Одинцов блеснула пластической выразительностью. Они дома в Якутии танцуют партии в классических балетах, но на конкурс вынесли оригинальные современные номера с фольклорным подтекстом (в том числе прелестная «Сказка» в хореографии Алексея Расторгуева про путешествие в тундре на собаках).

В старшей группе были представлены все традиционные типы современных номеров, которые наполняют добрую половину показов конкурса хореографов на Международном конкурсе в Большом театре, когда артисты обязаны показать себя в так называемом современном танце. Названия и музыка родом из того же списка – всякие страдания/валяния по сцене/суициды с веревкой под тревожную музыку Макса Рихтера, песни Жака Бреля, Далиды и прочих неопознанных хмурых скандинавов из подбора («На грани», «Присутствие», «Соломинка», «Страх», «Защити меня», «Изгнанник»). Не обошлось и без номера в духе «страдание на стуле». Роман Мустафин поставил для себя номер по картине Винсента Ван Гога «На пороге вечности» на жалостливую музыку Хоакина Родриго. Какое отношение страдательная, предельно сюжетная эстетика «на стуле» имеет к современному танцу, остается загадкой, но аплодисменты номер вызвал не шуточные, а потом исполнитель и приз получил. Зато не прошла в третий тур любопытная танцовщица из Санкт-Петербурга Валерия Сизонова, которая сочинила полный черного юмора номер на музыку Малибу «Однажды зацветешь и ты» и исполнила его вместе с партнершей Дарьей Пешковой. Две девушки совершали некие ритуалы над то ли клумбой, то ли могилой с искусственными цветами, отдавая дань театру Ромео Кастеллуччи и Анхелики Лидделл. Поразила бесцеремонность некоторых участников по отношению к чужому творчеству. Нина Колоскова (выпускница школы «Гжель» и ныне артистка театра «Русский балет») станцевала вместе с Александром Сульдиным номер «Звук металла» на музыку Степана Вараченкова. Номер, претендующий на соискание премии за лучшую хореографию, слишком откровенно напоминал, мягко говоря, центральный эпизод из культового балета Мориса Бежара «Бхакти».

Очень внятную работу показали Анастасия Трифонова и Михаил Присекин (оба родом из Барнаула, выпускники Санкт-Петербургского Института культуры и студенты АРБ). Номер «Барочные танцы» на музыку Рамо поставила для них Дарья Вергизова, активная деятельница петербургской арт-сцены и создатель театра современной хореографии «Ballet. Theatre». «Танец дикарей» из оперы «Галантные Индии» давно любят интерпретировать хореографы современного танца, все видели ролик Клемана Кожитора, где танцуют хипхоперы и другие стритдансеры. Номер Вергизовой строг и лаконичен – ее артисты, наряженные в белые пышные костюмы (девушка при этом в шортах), танцуют менуэт из времен Рамо, но используют технику и приемы как современного балета, так и contemporary dance. То есть жесткую форму старинного менуэта наполняют своевольным содержанием. К сожалению, жюри отметило только исполнителя Присекина, не оценив постмодернистского юмора хореографа, которого так не хватало на этом конкурсе.

Рашен деревяшен

Всегда задаюсь вопросом, о чем думают хореографы, когда дают названия своим маленьким пьесам. Как они выбирают темы? На конкурсе в Йошкар-Оле неожиданно вырвалась вперед тема дерева. Евгений Дубровский из Москвы станцевал номер «Я такое дерево» в хореографии Александра Сафронова (музыка – песня поэта-фронтовика Григория Поженяна 1977 года). Танцовщик долго скакал по сцене, ища смыслы, а зал напряженно вслушивался в слова подзабытой песни – смешной и грустной одновременно. Опять интерпретаторы забыли, что в современном танце не принято таким лобовым образом общаться со зрительным залом. Бузаева Айгуля из Казани тоже станцевала на «деревянную» тему номер «Древо» в хореографии Эльзы Калимуллиной. У артистки с отличными сценическими данными хорошо получается выразить национальный колорит, но все таки ее искусство принадлежит территории народно-сценического танца в его недавно выявленной современной интерпретации (на конкурсе в Ярославле в 2021 году было много интересных участников, которые исполняли народные танцы с включением инородных элементов современного танца). Но поскольку жюри оценивало прежде всего мастерство исполнителей, а не саму хореографию, Айгуля Бузаева заслужила свое призовое место с лихвой.

Еще один номер Анны Юдиной и Евгения Шишлянникова в исполнении Евгения Шишлянникова из Москвы воспел тему деревьев, но соискатель не смог пройти во второй тур.

В теме

В финале о тех, кто был абсолютно на месте в этом конкурсе, и чьи номера были поставлены в расчете на владение техниками современного танца. Это Елина Кавалерова из Санкт-Петербурга и Анастасия Трифонова, которые станцевали номер «1/2» про неразделимость двух сердец, их синхронность и зависимость друг от друга. В балете одну из двух героинь непременного бы назвали «альтер эго» или «человек в тени», как у Ноймайера, но здесь речь совсем о другом. Юлия Китик из Тольятти уверенно станцевала несколько стандартный номер с современной хореографией «Защити меня» на музыку Facesoul, но в любом случае инициативные творческие люди из городов России не могут не радовать.

Лауреаты

Первую премию в младшей группе среди девушек получила Максимова Диана (Москва), Вторую – Серебрякова Алина (Москва), Третью премию поделили Дормидошина Елизавета (Москва), Полушина Елена (Йошкар-Ола).

Среди юношей (в младшей группе) Первая премия не присуждена, Вторая – у Одинцова Ивана (Якутск), Третью премию поделили Бахматов Богдан (Челябинск), Чимаев Александр (Йошкар-Ола).

Первую премию в старшей группе среди девушек получила Кустурова Диана (Воронеж), Вторую – Бузаева Айгуля (Казань) и Симонова Лили (Москва), не менее почетная Третья премия досталась Ахметовой Арине (Москва) и Мазуркевич Елизавете (Москва). У юношей в старшей группе Первую премию не присудили, Вторая – у Выборнова Юрия (Москва) и Колесникова Вячеслава (Барнаул). Третью премию также поделили между собой Мустафин Роман (Москва) и Присекин Михаил (Санкт-Петербург).

Дипломантами в младшей группе стали Дмитриева Софья (Йошкар-Ола) и Кузовкина Екатерина (Москва). В старшей группе – дипломы у Кавалеровой Элины (Санкт-Петербург), Китик Юлии (Москва); Микичука Максима (Москва), Старикова Романа (Йошкар-Ола), Сурмина Евгения (Москва).

Премию «За лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса» присудили Алексею Рукинову («Голос тишины»), Элине Кавалеровой («1/2 (одна вторая))», Тимофею Жилину («Вюд ава»), Соне Овсепян («Бодхи»).

Специальную премию педагогам «За успешную подготовку участников конкурса» присудили Шутылеву Виктору (Йошкар-Ола) и Фроловой Татьяне (Воронеж).

Обладателям первых трех премий в старшей возрастной группе вручили медали и денежные призы в размере 200 тысяч рублей, 170 тысяч рублей и 140 тысяч рублей. Лауреаты в младшей возрастной группе получили вознаграждения в размере 170 тысяч рублей, 130 тысяч рублей и 100 тысяч рублей.

Трансляции конкурсных показов, финального гала-концерта и основных мастер-классов представлены на сайте Культура.рф, ссылки на них будут доступны еще какое-то время после окончания конкурса.

Следующий Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов состоится через год в номинации «хореографы».

Екатерина БЕЛЯЕВА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм