«Звуковой обзор»: антология современной академической музыки

«Звуковой обзор»: антология современной академической музыки

В 2020 Союз композиторов России и фирма «Мелодия» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ФБУК «Росконцерт» выпустили антологию «Звуковой обзор».

Как сообщается на сайте «Мелодии», «в шести цифровых альбомах представлены произведения современных композиторов, чья музыка сформировала звуковой контекст последнего двадцатилетия». При этом первые два альбома отданы раннему русскому, «советскому» и «постсоветскому» авангарду, и это исключительно фортепианная музыка в исполнении Михаила Дубова, профессора Московской консерватории, солиста Московского ансамбля современной музыки. А другие четыре альбома представляют собой довольно пестрый набор сочинений современных российских композиторов, исполненных МАСМом (музыкантами «классического» состава и теми, кто сейчас себя с ансамблем соотносит).

Первый альбом
Второй альбом
Третий альбом
Четвертый альбом
Пятый альбом
Шестой альбом

Проект, в целом, полезен как панорама музыки 20 века, в том числе малоизвестных ее страниц (на первом альбоме, к примеру, представлена раритетная музыка Артура Лурье, Николая Обухова, Ивана Вышнеградского, Сергея Протопопова, Гавриила Попова, Александра Мосолова, Леонида Половинкина: можно предположить, что выбор композиторов, сочинений, а также их последовательности принадлежит Михаилу Дубову). Организаторы проекта наверняка им довольны, как и музыканты. Слушателям также вся эта звуковая история может быть небезынтересна и небесполезна.

Вместе с тем не до конца ясно, по какому принципу отбирались те или иные фигуры (начиная со второго альбома), и наоборот – почему тем или иным фигурам в «Звуковом обзоре» места не нашлось (тому же Альфреду Шнитке, например, семидесятилетие которого в 2004 отмечалось в Московской консерватории мировыми знаменитостями, такими как Kronos Quartet; или – Юрию Каспарову, чья музыка не раз исполнялась на разных площадках за последнее двадцатилетие и уж точно по-своему формировала его «звуковой контекст»). Характеризует ли выбранное сочинение творчество композитора в полном объеме – тоже вопрос. Если это антология, как заявлено, то у антологии должен быть автор, или группа авторов, идея или претензия на всеохватность. Конечно, это не антология, скорее – произвольное собрание композиторов и сочинений, из которых можно составить шесть концертных программ. Достаточно других авторов, отсутствующих в этом собрании, чье творчество было неотъемлемой частью ландшафта современной музыки конца 20 – начала 21 века. Но, как бы там ни было, хорошо, что теперь есть возможность обратиться и к такому цифровому собранию.

«МО»