«Золотая маска» диспансеризировалась

«Золотая маска» диспансеризировалась

Александр Калягин возглавил «Золотую Маску» и объявил период диспансеризации. Никаких изменений в Положение о Премии пока не внесено, а количество номинаций только увеличится – без цирка никуда.

В конце июля, во время глубоких отпусков, в СМИ просочилась информация о готовящихся изменениях в работе Фестиваля и Премии «Золотая маска». Журнал «Театръ» и газета «Коммерсант» сообщили, что новое положение о премии упразднит значительную часть номинаций («Эксперимент», «Лучший спектакль современного танца», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле»), в конкурсе спектаклей драматического театра будет отменено разделение на большую и малую форму, а также грядут изменения в работе жюри и экспертных советов.

Планируемые реформы вызвали бурную публичную дискуссию о будущем Фестиваля и российского театра в целом. Некоторые театральные деятели и организации написали в адрес Александра Калягина открытые письма.

Михаил Бычков, худрук Воронежского камерного театра, писал в своем обращении в соцсетях: «Функционеры театрального союза “отжимают” у российского театрального сообщества институцию, авторитет, известность и творческий дух которой обеспечен ее независимостью и неподконтрольностью никакому “начальству”».

Театры Пермского края (Пермский ТОиБ и Театр Театр) в открытом письме напомнили, что премия создавалась профессионалами для профессионалов, как сформулировал когда-то ее формулу народный артист Михаил Ульянов, будучи тогда председателем СТД. Появление новых номинаций (актерские роли второго плана, категории современной музыки и танца), было «правдивым отражением реальности», – говорится в письме, размещенном на сайте Пермского театра оперы и балета.

Эмоциональное обращение опубликовали Генриетта Яновская и Кама Гинкас: «Сан Саныч! Что с тобой? Ты, такой большой артист и умный человек. Ты, всю жизнь работающий в театре, и на Театр, как ты мог пойти на это? – Как тебе могло прийти в голову такое?!  <…> Надо ли мне тебе, Сан Саныч, объяснять, что малая форма (я работаю иногда даже в “комнатном театре”) – это сугубо другой вид театра, это другой вид режиссуры, способов общения артистов и зала. Другие принципы сценографии и звука. ЭТО ДРУГОЙ ТЕАТР. В нашем деле, дорогой Сан Саныч, каждый работающий в спектакле обязательно тоже должен себя чувствовать причастным (прости за слово) к ИСКУССТВУ. И, конечно же, замечен. Странно отказывать в номинации “лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле”. Это же – вторая скрипка! Ты лучше меня знаешь, что при солисте значит “вторая скрипка”. <…> Сан Саныч, а куда девался ДРАМАТУРГ!? Что с тобой? Смешно и говорить: всё начинается с него, драматурга! Тебе ли не знать, что современный театр родился от дра-ма-тур-га А.П. Чехова».

На сайте Петербургского театрального журнала появилась петиция театральных деятелей против уничтожения «Золотой Маски»: «престиж фестиваля и доверие к нему со стороны театральных деятелей, зрителей, спонсоров и меценатов всегда держались на независимой экспертной оценке профессионалов. Невозможно представить “Золотую маску” без ротации экспертов и членов жюри, демократической процедуры выбора номинантов, тайного голосования. Приняв новое Положение в нынешнем виде, мы разрушим ее основы».

Отдельное письмо появилось от профессионального хореографического сообщества: «Планы соединить номинацию “Современный танец” с номинацией “Балет”, по сути, станут уничтожением самого явления российского современного танца».

Более месяца СТД никак не комментировал ситуацию. Наконец 28 августа СТД заявил о выходе из состава участников АНО «Премия и Фестиваль «Золотая маска» и приступил к созданию собственной исполнительной дирекции, которой будет поручено проведение Фестиваля уже в этом году. Таким образом были разорваны отношения с многолетней дирекцией фестиваля, которую возглавляла Мария Ревякина: в 2005 СТД передал функции Дирекции Премии и Фестиваля АНО «Фестиваль «Золотая маска», а теперь забрал эти функции обратно. Директором новой структуры назначен театральный менеджер Владимир Мишарин. Профессиональное сообщество почему-то слабо отреагировало на это назначение ничем особенно не отличившегося человека. Хотя, если взглянуть на его официальный сайт, возникает впечатление, что это персона исторической величины: в разделе «Биография» скрупулезно зафиксированы все достижения со школьной скамьи, собраны все сертификаты, награды, почетные грамоты и знаки отличия; отдельный раздел «Золотой фонд личных встреч» содержит галерею знаменитостей, с которыми контактировал Мишарин (прилагается биографическая справка и фотосвидетельство). Если сделать краткую выжимку его подробной биографии, то Владимир Мишарин (р. 1967) – в прошлом председатель отделения СТД в Екатеринбурге, начальник отдела театрального искусства в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, член рабочей группы по культуре Совета при Президенте Российской Федерации по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, директор Зимнего театра в Сочи, исполняющий обязанности директора в Академическом русском театре драмы в Йошкар-Оле.

1 сентября Александр Калягин выступил с публичным ответом на все упреки. Глава СТД опубликовал открытое письмо, где назвал все опасения «паникерством», а изменения в работе «Золотой маски» необходимой «диспансеризацией».

«Всем, кто паникует в наше сложное время, и для кого новая редакция Положения Премии и фестиваля “Золотая Маска” воспринимается, как глобальная катастрофа, как разрушение привычного существования.

Всем, всем, всем, даже тем, кто просто шел мимо, и спросил: а почему здесь шумят?

Я прекрасно помню и знаю, какую роль сыграл выдающийся Михаил Александрович Ульянов для того, чтобы родился фестиваль “Золотая Маска”, я помню, как много сделал Эдуард Бояков, и как много хорошего для развития фестиваля сделала Мария Ревякина.

(Напомним, что идею фестиваля придумали театровед и будущий директор ГАБТа Владимир Урин, Юлия Косарева, драматург Виталий Павлов и художник Олег Шейнцис и принесли ее Михаилу Ульянову, в то время председателю СТД РФ. – прим. «МО»).

Но сегодня претензий к работе фестиваля очень много, и есть, между прочим, театры, которые категорически отказываются в нем участвовать. И потому мы ищем пути, как сделать Премию и фестиваль “Золотая Маска” лучше.

Это своего рода диспансеризация. Каждый из нас знает, что это такое. Для того чтобы быть здоровым нужно хотя бы раз в год или раз в пять лет проходить медицинское обследование.

И условно говоря, в диспансеризации нуждаются не только люди, но, к примеру, и наши дома, и мы чиним трубы, если они начинают гнить.

Это обязательная процедура нужна в любом деле».

14 сентября в СТД РФ состоялось заседание Рабочей группы по разработке проекта нового Положения о Премии и Фестивале «Золотая Маска». В заседании приняли участие руководитель рабочей группы – Председатель СТД РФ А. А. Калягин, члены рабочей группы: В. Г. Урин, А. В. Бородин, А. М. Воробьев, А. И. Фокин, Секретарь СТД РФ Д.В. Трубочкин заместители и советники А. А. Калягина. Текст об итогах встречи опубликован на сайте Союза театральных деятелей.

«В результате обсуждения было принято решение отложить изменения в перечень номинаций, в порядок формирования и работы экспертных советов и жюри, а сосредоточиться на организационно-структурных переменах, прежде всего, в вопросах непосредственного участия СТД РФ в вопросах Премии и Фестиваля „Золотая Маска“. В частности, Председатель СТД РФ А.А.Калягин готов принять на себя обязанности Президента Премии (с 2017 этот пост занимал Игорь Костолевский, 10 сентября 2023 отметивший 75-летие, Калягину на данный момент 81 год  – прим. «МО»). Он также предложил ввести должность Вице-президента „Золотая Маска“, который, по сути, возьмет на себя функции заместителя Председателя по творческим вопросам. И что очень важно, Союз создает собственную структуру, подконтрольную только ему, которая будет исполнять функции Исполнительной дирекции Премии и Фестиваля. При этом роль Секретариата СТД РФ как представительного органа всего нашего театрального сообщества в вопросах формирования экспертных советов и жюри Премии, присуждения специальных премий „Золотая Маска“, других важнейших содержательных вопросов Премии и Фестиваля остается решающей».

Обновленный текст положения, одобренный членами рабочей группы, будет вынесен для утверждения на ближайшем заседании секретариата СТД в конце октября.

25 сентября в особняке Петра Смирнова на Тверском бульваре прошло заседание Директорской ложи театров Москвы, где заместитель председателя СТД РФ Геннадий Смирнов рассказал об изменениях в структуре премии «Золотая Маска».

Александр Калягин как председатель Союза театральных деятелей РФ принял на себя обязанности президента «Золотой Маски» на весь срок своего избрания. На новую должность вице-президента премии по творческим вопросам СТД пригласил доктора искусствоведения, секретаря СТД РФ Дмитрия Трубочкина, который является председателем действующего экспертного совета «Золотой Маски».

Смирнов также сообщил, что нынешний экспертный совет продолжит свою работу, выезжая в регионы, а структурные изменения будут проведены после того, как эксперты предоставят «лонг-лист». В конце своей речи заместитель Калягина также допустил возможность включения в список номинантов новой «Золотой Маски» цирковых представлений с элементами театрализации.

Следует отметить, что «Золотая маска», как и весь российский театр в последние годы, переживает тяжелые и сложные времена. Многие театральные деятели, актеры и режиссеры покинули страну, многие лишились своих должностей (Могучий, Бутусов, Крымов, Серебренников, Молочников, Туминас, Феодори, Кулябин, Волкострелов), режиссер Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук находятся в СИЗО под следствием, руководившая «Маской» 18 лет Мария Ревякина уволена с поста директора Театра Наций и фактически отстранена от «Золотой маски».

В такие трудные времена не хочется раздавать советы, что «Маске» делать и как развиваться. Ясно, что изменения должны были происходить ежегодно, чтобы процесс реформ и обновлений был постоянным, обеспечивая гибкость в реагировании на обстоятельства и решении проблем. Нельзя не согласиться, что разрастание и измельчение списка номинаций тоже было небесспорным (хотя здесь скорее важен вопрос, как пользоваться этим списком – не обязательно присуждать весь номинационный перечень ежегодно, но можно разово выделять яркие работы в области грима или света, билетеров, администраторов буфетов и прочее, ведь театр начинается с вешалки…). Результаты в композиторском и дирижерском конкурсе – за редким исключением – взывали иронию. Часто возникали вопросы к профессионализму членов экспертного совета, да и ротация среди экспертов и жюри была скорее номинальной. Вообще любой творческий конкурс всегда оставляет больше недовольных, чем удовлетворенных. Однако «Маска» по-прежнему остается главной национальной премией в области театра и никаких достойных конкурентов у нее не появилось. Кажется, СТД нашел решение проблемы на данный момент. Каким будет новый фестиваль и российский театр времен СВО – покажет ближайшее будущее.

Справка «МО»

Диспансеризация – это комплекс профилактических мероприятий, который включает в себя и плановый медицинский осмотр, и дополнительные обследования. Цель – оценить общее состояние здоровья человека, на самом раннем этапе выявить возможные проблемы (например, хронические заболевания, которые еще не успели явно проявить себя характерными симптомами) и предпринять меры для их профилактики.

В России данная программа стартовала десять лет назад, в 2013 году, а ее реализация осуществляется в рамках системы обязательного медицинского страхования. Диспансеризацию россияне могут пройти бесплатно по полису ОМС.

Задача врача специалиста – понять, какие факторы риска существуют в жизни гражданина (неправильное питание, вредные привычки и так далее) и объяснить тому, к каким последствиям это может привести в будущем, дать рекомендации по коррекции образа жизни и мерам профилактики.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.