Зимние грезы Ростовского балета

Зимние грезы Ростовского балета
Фото Марина Михайлова

В Ростовском музыкальном театре прошел V Международный фестиваль балета имени Ольги Спесивцевой. О событиях фестиваля — в статье Екатерины Беляевой.

Смотр открыла премьера балета “Шехеразада” на музыку Римского-Корсакова в хореографии Ивана Кузнецова. Также была показана премьера конца прошлого сезона — «Коппелия» Делиба в хореографии Ивана Кузнецова — с участием солистов Большого театра. В афишу феста вошли «Лебединое озеро» с участием премьера Мариинского театра Владимира Шклярова, гала-концерт и Юношеский конкурс артистов балета.

Как все начиналось

Ростовскому балету в сезоне 2023/24 исполнилось 23 года. Балетная труппа была создана через два года после открытия самого театра, который закрывает в этом году двадцать пятый сезон. В Ростове-на-Дону не было своего хореографического училища, поэтому труппу набирали из выпускников разных училищ страны, также в театр перешли работать несколько солистов из других компаний. Первой балетной постановкой стала «Жизель» в редакции тогдашнего главного балетмейстера театра Олега Корзенкова. Спектакль, оформленный Сергеем Бархиным и Натальей Земалиндиновой, был выпущен в 2001, несколько раз вывозился на зарубежные гастроли, пережил капитальное возобновление, и до сих пор украшает афишу театра. В 2002 году при непосредственном участии руководителя театра Вячеслава Кущева в Ростовском колледже искусств было открыто хореографическое отделение, откуда поступает часть кадров в театр.

За 23 года на посту главного балетмейстера сменилось шесть человек. Самым продуктивным оказалось правление Алексея Фадеечева (2004-2012). В его редакциях поставлены и до сих пор идут в театре такие балеты, как «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и другие. В 2010 Фадеечев выпустил авторский балет «Драма на охоте» на музыку Чайковского, который также сохраняется в репертуаре. В 2017 году позицию главного балетмейстера занял Иван Кузнецов, который подошел к деятельности хореографа аккуратно. Он стал автором проекта нового международного балетного фестиваля, который в мае 2018 года открылся «Жизелью» с участием зарубежного солиста (в роли Альберта вышел Дину Тамазлакару из Берлинского балета), а завершился гала-концертом, где была показана премьера одноактного балета «Цвет» на музыку Бизе в хореографии Ивана Кузнецова. Тот первый фестиваль назывался «Лето балета», а в следующем году смотру было присвоено имя великой уроженки Ростова-на-Дону Ольги Спесивцевой (будущая балерина родилась здесь в 1895 году в семье театрального актера и до поступления в Санкт-Петербургское театральное училище в 1906 году жила в детском приюте при доме ветеранов сцены).

В рамках второго фестиваля состоялась премьера балета Владимира Бурмейстера «Эсмеральда», который в Ростов-на-Дону перенесла из МАМТ Маргарита Дроздова. Важной частью фестиваля с самого первого стали открытые мастер-классы педагогов со всего мира. В разные годы на фест приезжали Михаил Мессерер, Андрей Клемм (педагог-репетитор балетной труппы Парижской Оперы), Фетон Миоцци (АРБ имени А.Я. Вагановой), Анна Перковская (МАМТ). На IV Международном фестивале имени Спесивцевой в 2022 Кузнецов выпустил собственную версию балета “Золушку”. Этот спектакль будет летом показан в рамках гастролей Ростовского музыкального театра на Исторической сцене Большого театра. В апреле 2023 прошла премьера «Коппелии» в хореографии Кузнецова, но в фестивальном формате спектакль удалось показать только в нынешнем мае, так как в прошлом году фестиваль не проводился.

Дети юга России

По идее Кузнецова на время балетного фестиваля театр превращается в своеобразное open space — утренние классы проводились на сцене, и на них приглашались зрители, полноценному показу балета «Коппелия» предшествовала открытая репетиция также со зрителями, желающие могли днем посетить показы Юношеского конкурса артистов балета. В этом конкурсе соревновались учащиеся Краснодарского хореографического училища (открыто в 1992 году при участии Леонарда Гатова) и Ростовского колледжа искусств. Первые блеснули в классических вариациях, вторые показали любопытные современные номера. Наиболее интересными были выступления самых юных участников, которые и получили заслуженные призовые места. Выигрышно смотрелись завоевавшие первое место ученики начальных классов Краснодарского училища в номере «Куклы» Лядова в хореографии Вайнонена. Этот номер в отчетных концертах часто показывают вагановцы, он в целом не сложный, но дети могут в нем продемонстрировать свои способности — координацию, выворотность, умение танцевать в дуэте. Заслуженное второе место и дополнительный приз достался участнику из Ростова Виктору Зайцеву, который показал вариацию Никеза из балета «Тщетная предосторожность», подготовленную под руководством педагога Ивана Тараканова, совмещающего работу директора балета в Ростовском музыкальном театре и должность в Колледже искусств. Кроме хороших технических характеристик у мальчика есть чувство стиля и музыкальность.

Первое место также завоевала ростовчанка за современный номер «Восхождение» и учащиеся Краснодарского училища за «Норвежский танец» в номинации «Ансамбль» и танец «Золотые пальцы» из балета Глиэра «Красный мак». Понятно, что в Ростове-на-Дону пока нет условий, необходимых для привлечения в балет детей из области, так как в отличие от Краснодарского училища, колледж не располагает интернатом, но город работает над этим. В будущем Иван Кузнецов планирует проводить на фестивале конкурс классической хореографии, разработанный по собственной методике. Например, есть идея, чтобы участники не исполняли разные готовые вариации и па де де из известных балетов на свой выбор, но все танцевали специально сочиненные современными хореографами классического направления одинаковые вариации или делали импровизации на заданную музыку.

Коппелия в квадрате и кубе

Творчество Кузнецова было ярко представлено на фестивале премьерами «Коппелии» и «Шехеразады». За сценографию обоих спектаклей отвечала художница, выпускница Школы-студии МХТ Дарья Саморокова, за костюмы — художница Наталья Земалиндинова, и в оформлении двух балетов чувствуется определенное сходство, стилистическое единство. Выпуская три года назад “Золушку”, Кузнецов хотел сделать нарративный спектакль без сцен, в которых отсутствуют танцы, то есть максимально отодвинуться от драмбалета, но не отважился представить авторскую концепцию. Зато получившийся спектакль показал, какие силы имеются в труппе, каждому артисту нашлась пусть и небольшая, но танцевально значимая роль, на первый план выдвинулись выносливые солисты, обнаружились драматически одаренные танцовщики. В «Коппелии», наоборот, вместе с художницами хореограф создавал качественно новый балет, который должен был стать визитной карточкой театра и набирающей силы ростовской балетной труппы. И спектакль стал прорывным для Кузнецова-хореографа. Он не поменял трехактную структуру старинного балета, но его сюжет перенес из реалий восточной Европы в некий абстрактный город, где на каждом шагу случаются чудеса и странности. По эскизам Самороковой были созданы картоны с черно-белой графикой, на которых улицы города, дома, перекрестки, деревья прорисованы в искаженных пропорциях и с закругленными углами. При этом понятно, что город современный, и в нем живут сегодняшние люди.

«Коппелия»/ Фото Марина Михайлова

Как и в исторической версии «Коппелии» (постановка Петипа, реконструированная в 2001 году Сергеем Вихаревым в Новосибирске и перенесенная им в 2009 в Большой театр, где продолжает оставаться в афише), в которой Кузнецов выступал в свою бытность премьера Новосибирского театра оперы и балета, групповые танцы первого и третьего актов занимают особое место. Но если у Петипа чередуются номера классического и характерного танца (чардаш и мазурка украшают первый акт), то в «Коппелии» Кузнецова элементы характерного танца «подмешаны» во все танцы кордебалета, состоящего из горожанок и горожан, которые в первом акте готовятся к городскому празднику, а в третьем акте в нем участвуют как в конкурсе на знание танцев своих предков. Таким образом и разрешается конфликт между музыкой XIX века и сценографией XXI.

В лаборатории Коппелиуса Сванильда и ее подруги, забравшиеся тайком к нему дом, обнаруживают шесть кукол, как две капли воды похожих на Коппелию. Становится понятно, что чудаковатый химик занимается своего рода клонированием людей, но ему никак не удается оживить кукол, поэтому он и подбрасывает ключ от квартиры на площади, рассчитывая заманить к себе Франца, заинтересовавшегося Коппелией, и испробовать на нем действие растворов. Наряды и прически девушек заслуживают отдельного упоминания — на них белые круглые парички-каре, которые удачно соотносятся с белыми же аккуратными круглыми пачками. Это то ли герлс из старомодного кабаре, то ли стильные гейши, причем создатели образов явно хотели, чтобы детища Коппелиуса вызывали скорее ретро ассоциации, в том числе с героинями других постановок балета «Коппелия». Танцы кукол-автоматов придуманы Кузнецовым очень изобретательно: когда куклы резкими движениями “выкидывают” вперед свои конечности, они напоминают жутких зомби, а в третьем акте вдруг обнаруживают способность включаться в танцы людей, как роботы нового поколения. Любопытно, что аналогичный эффект «роста» интеллектуальных способностей роботов с течением времени показал Кирилл Симонов в балете «Двухсотлетний человек», выпущенном почти одновременно с ростовской «Коппелией» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац.

Еще одной приметой новой «Коппелии» можно назвать отсутствие в структуре балета привычных па де де с адажио, вариациями и кодой. Кузнецова интересует разработка дуэтного танца, это отчетливо показал фрагмент из его балета «Цвет», который в гала-концерте станцевали прима-балерина театра «Кремлевский балет» Олеся Росланова и солист Ростовского музыкального театра Анатолий Устимов, но он ищет новые формы взаимоотношений партнеров в дуэте. Так его Сванильда во многом феминистична и не спешит оказаться в позиции, когда Франц закружит ее в высокой поддержке. В дуэте для нее важны паритетные отношения, чтобы партнер соответствовал в танце и в культуре отношений. Приглашенная на роль Сванильды солистка Большого театра Маргарита Шрайнер смогла «оторваться» от привычного ей образа героини в балете Петипа и станцевать в совершенно другом по духу современном спектакле. «Сложности перевода» были заметны на генеральной репетиции, которую театр сделал открытой для зрителей, и абсолютно исчезли на самом спектакле. Ее партнером стал москвич Дмитрий Соболевский, который не так давно расстался со штатной работой в МАМТ и теперь выступает в разных театрах как приглашенный артист, осваивая новые редакции старых балетов, а также участвуя в премьерах.

«Шехеразада». Фото Марина Михайлова

Жизнь и смерть загадочных женщин Востока

Часть установочных идей Кузнецова, таких как присутствие на сцене эмансипированных героинь, сюжетные заговоры женщин, паритетные дуэты, перекочевали из «Коппелии» в «Шехеразаду», которую театр станцевал силами двух составов собственных солистов. Закругления и вихры в художественном оформлении «Коппелии» нашли отражение в «Шехеразаде», но если первая была выдержана в холодных тонах с преобладанием голубого и сиреневого тонов, то во второй лидировали золотой, охра, черный и белый молочный. Хореограф и художницы «освободили» балет от колористического буйства, характерного для спектакля Фокина и Бакста. По стилистике он приблизился к советским образцам балетов на восточные темы «Легенде о любви» и «Гаянэ». Драматическая коллизия и катастрофа в новой «Шехеразаде» происходят вследствие столкновения двух миров – мужского и женского. Юная Шехеразада с самого начала не согласна со своей участью стать женой и наложницей самаркандского царя Шахрияра. Она страстно влюблена в брата супруга царя Персии Шахземана. Здесь уместно вспомнить «Легенду о Гамлете», которую интерпретировал Джон Ноймайер в балет «Хамлет». В том балете есть эпизод предыстории, из которого выясняется, что мать главного героя оказалась выданной замуж за отца Хамлета Хорвендила насильно, а на самом деле она питала склонность к брату мужа Фенгону.

Кузнецову удались сцены, где Шехеразада протестует, объясняя танцем другим красавицам-невольницам, что они — женщины — имеют право на собственный выбор. Он сочинил много оригинальных танцев-цепочек, в которых девушки выполняют синхронные движения в знак солидарности с Шехеразадой. Когда муж отправляется в военный поход, главная героиня балета устраивает в своих покоях праздник с танцами, который завершается свиданием с любовником. Танцы женского кордебалета получились более вдохновенными, чем дуэтные, а мир мужчин, вообще, выглядел немного скучным, не даром все цари и шахи были затянуты с ног до головы в черный, хотя и стильный, трикотаж. Главную роль в обоих составах балетмейстер поручил не балеринам, а солисткам — Елене Чурсиной и Светлане Мартинкевич-Соловцовой, для которых участие в премьере стало вызовом и испытанием. Из-за одновременного выпуска театром мюзикла «Есенин» Евгения Загота «Шехеразада» создавалась в рекордно сжатые сроки, и хореографу немного не хватило времени реализовать все свои идеи, тем более что изначально на фестивале должен был быть представлен балет-байопик о жизни Ольги Спесивцевой на музыку Массне, но возникли трудности с доставанием партитуры из Франции. Этот проект пока отложен на будущее.

International festival

Руководство театра заботится о том, чтобы сохранить международный статус балетного фестиваля, поэтому для участия в гала-концерте был приглашены зарубежные артисты, работающие в настоящее время в российских театрах. Большинство участников гала-концерта смогли привезти фрагменты из балетов зарубежных хореографов. Так прима-балерина и премьер Пермского балета Булган Рэнцэндорж (Монголия) и Габриэл Лопес (Бразилия) исполнили дуэт из балета Фредерика Аштона «Зимние грезы», Дмитрий Смилевски и Маргарита Шрайнер станцевали адажио из балета Кристофера Уилдона «Зимняя сказка”.

Екатерина БЕЛЯЕВА