Musica sacra nova: концерт-завершение цикла (27 июня 2024, Концертный зал Чайковского)

Musica sacra nova: концерт-завершение цикла (27 июня 2024, Концертный зал Чайковского)

27 июня 2024 в Зале Чайковского – закрытие второго сезона абонемента Musica sacra nova. В программе – «Прометей» Скрябина и «Симфония псалмов» Стравинского, а также две московские премьеры: Пролог к «Книге жизни» Обухова и Concerto Spirituale Лурье.

В концерте примут участие дирижер Фёдор Леднёв, Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, певцы Ольга Козлова, Екатерина Семёнова, Михаил Нор, Анастасия Бондарева, Савелий Муралеев, пианисты Юрий Фаворин и Николай Мажара.

ПРОГРАММА

Николай Обухов. Пролог к «Книге жизни» для двух фортепиано, четырех солистов и оркестра (московская премьера)
Александр Скрябин. «Прометей» («Поэма огня») для большого оркестра, фортепиано и хора
Артур Лурье. Concerto Spirituale для фортепиано, тройного смешанного хора и оркестра (московская премьера)
Игорь Стравинский. «Симфония псалмов» для хора и оркестра на латинские тексты Псалтири

Первый сезон абонемента Musica sacra nova, посвященный духовной музыке композиторов из бывшего СССР, прошел год назад. Темой второго сезона – «От модерна к первому авангарду» – стал период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность»: идеи русского космизма и мессианских поисков, обращение к старинным русским распевам, идеи синтеза искусств русского модерна.

Вошедшие в программу концерта четыре произведения близки друг другу образным и ассоциативным рядом, связанным с духовными поисками композиторов. Кроме того, все они написаны для оркестра, хора (или нескольких вокалистов) и фортепиано. «Прометей» Александра Скрябина и Concerto Spirituale Артура Лурье предполагают участие солиста-пианиста, Пролог к «Книге жизни» Николая Обухова – двух солистов, а «Симфония псалмов» Игоря Стравинского – двух роялей в составе оркестра. Сочинения Обухова и Лурье прозвучат в Москве впервые. В отличие от сочинений Скрябина и Стравинского, они практически неизвестны публике и до сих пор исполнялись в России лишь раз

Название Concerto Spirituale настраивает на стилизацию духовной хоровой музыки Италии XVI–XVII веков, однако многохорность позднего Ренессанса соединена в сочинении Лурье со стилистикой григорианского хорала и с романтическим пианизмом в духе концертов Рахманинова. Вступление двух фортепиано в начале второй части придает фактуре светлую рахманиновскую колокольность, сохраняющуюся до конца и усиливающуюся в коде мощным tutti трех хоров и оркестра с участием органа. В связи с Concerto Spirituale нередко вспоминается имя Стравинского, чье знакомство с партитурой сочинения не вызывает сомнения. В кругу знатоков творчества Лурье нередко звучит утверждение, согласно которому замысел Concerto Spirituale нашел отзвук в сочинении гораздо более известном – «Симфонии псалмов» Стравинского.

Пролог – единственная оркестрованная часть «Книги жизни» Обухова – супермонументальной Литургии, которая должна была исполняться в течение 24 часов во время ночной Пасхальной службы, включая и весь день после. Сама рукопись «Книги жизни», хранящаяся в виде инкрустированных и украшенных фолиантов, никогда целиком не исполнялась. Нотный текст «Книги жизни», как и большей части сочинений Обухова, записан в его собственной нотации при помощи особых символических знаков. «Книга жизни» – произведение синтетического жанра, в основе которого лежит стремление к преображению действительности через сакральное действо – своего рода Литургию. Еще одним протагонистом этой идеи в музыке был Скрябин, мечтавший создать собственное сакральное сверхпроизведение – «Мистерию». Обухов не смог увидеть свой грандиозный замысел воплощенным: из всей «Книги жизни» до сих пор исполнялся только Пролог. Так случилось и с «Мистерией» Скрябина – ее исполненным фрагментом является только «Предварительное действо», завершенное Александром Немтиным.

«МО»