Жюль Массне – 180 лет со дня рождения

Жюль Массне – 180 лет со дня рождения
Жюль Массне, 1895 Фото Eugène_Pirou

12 мая 1842 в Монто (бывшей французской коммуне, ставшей впоследствии частью города Сент-Этьен) родился Жюль Эмиль Фредерик Массне – будущий автор, по меньшей мере, трех десятков опер. Как, при всем при этом, российская «литература о Массне» может ограничиваться советской книгой Ю. Кремлева пятидесятилетней давности – вопрос интересный.

За рубежом «в последнее десятилетие ХХ и первое десятилетие ХХI века появились работы, где творчество Массне рассматривается уже с такой временнóй и эстетической дистанции, которая позволяет отрешиться от его прижизненного успеха, столь мешавшего современникам и ближайшим потомкам», пишет в своей статье о Массне (№ 10-11 журнала «Искусство музыки: теория и история» за 2014 год) научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Виноградова и перечисляет эти работы – в их числе «новое издание “Воспоминаний”, выпущенное впервые с научными комментариями Жерара Конде, и письма, подготовленные к печати внучкой композитора Анн Массне».

«Современные отечественные исследователи не поддержали волну возвращения интереса к жизни и сочинениям Массне, что до некоторой степени продолжает традицию обструкции композитора, начатую российской прессой еще в 1870-80-х. В начале ХХ века, несмотря на кассовый успех его опер, музыкальная критика по-прежнему не предпринимала попыток разобраться в особенностях его стиля», – подчеркивает Анна Виноградова.

Причину такой обструкции со стороны критики она видит в том, что «Массне все отчетливее руководствовался мнением слушателей; в своих воспоминаниях (‘Mes souvenirs’, 1912) композитор обозначил свои приоритеты: главный его судья – публика, а не коллеги и критики. Книга ‘Mes souvenirs’ оказала для восприятия музыки Массне плохую услугу, так как в ней, скорее всего помимо воли автора, создавался образ композитора, для которого процесс сочинения музыки не представляет никаких трудностей».

Нижней же точкой падения интереса к опусам Жюля Массне (1842-1912) А. Виноградова называет период после Второй мировой войны, «когда главные творения [Массне] покинули репертуар музыкальных театров Франции, а в пятом издании ‘Grove Dictionary’ (1954) он был назван композитором, чья музыка хороша главным образом для послеобеденного отдыха. Сочинения Массне начали возвращаться из забвения в 1970-х и, что характерно, не во Франции: в 1972-м в Лондоне было образовано Общество Массне (Massenet Society), а начиная с 1990-х появились и серьезные музыковедческие работы. С 1990 года, на сей раз уже во французском Сент-Этьене, стал регулярно проводиться музыкальный фестиваль его имени (Festival Massenet de SaintÉtienne, 1990); в буклете фестиваля была опубликована первая подробная хронология жизни и творчества композитора».

В России до именного фестиваля Массне, думается нам, еще далеко (если такой фестиваль вообще кому-то придет в голову), но отдельные оперы исполняются – вспомним хотя бы «Манон» в МАМТе (спектакль Андрейса Жагарса, 2016), «Клеопатру» и «Золушку» в Мариинском театре (обе оперы в концертном исполнении, 2017), «Вертера» в Мариинке (концертное исполнение, 2021), «Золушку» в Новой Опере (концертное исполнение, «Крещенский фестиваль» 2022)…

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм