Юрий Воронцов: «Музыка — это творчество интуитивное…»

Первая монография о композиторе
Юрий Воронцов: «Музыка — это творчество интуитивное…»

Юрий Васильевич Воронцов — один из значимых и востребованных современных русских композиторов. Его произведения исполняются первоклассными профессиональными музыкальными коллективами в престижных залах Москвы и других городов России, на самых известных фестивалях современной музыки, в том числе за рубежом. В 2002 по версии газеты «Музыкальное обозрение» (проект «События и персоны») Ю. Воронцов наряду, в частности, с А. Эшпаем, Р.  Леденевым, А. Чайковским, М. Броннером, Е. Подгайцем вошел в десятку лучших композиторов России.

Озерская О. Юрий Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция. – Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2017. – 312 с., илл. Тираж не указан.

Часто и регулярно проходят авторские вечера Ю. Воронцова, неоднократно — с представлением и интервью А. Устинова в абонементе Московской филармонии «Персона-композитор». Студенты-композиторы чрезвычайно охотно стремятся попасть в класс композиции профессора Ю.В. Воронцова, преподающего в Московской консерватории.

Тем не менее, этот композитор известен по большей части в узких академических кругах. Но, несомненно, он скоро по праву станет известен и любим широкой музыкальной общественностью. Думается, что недавно вышедшая книга композитора и музыковеда Ольги Озерской «Юрий Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция» поможет в большой мере исправить данную ситуацию. Эта первая монография о Ю. Воронцове опубликована международным издательством «Lambert Academic Publishing» в городе Саарбрюккен на Западе Германии. Издательство в основном специализируется на выпуске научных работ. Тем не менее книги становятся доступными для большого количества читателей, поскольку распространяются по всему миру.

Монография О. Озерской имеет посвящение «Моему дорогому учителю по композиции Юрию Васильевичу Воронцову». Приведу один из абзацев книги Озерской, где характеризуется стиль композитора: «Для музыки Воронцова характерны философичность мышления, позитивность концепций, органичность целого, изысканность образов, многослойная семантичность, доступность восприятию разных категорий слушателей. В своих сочинениях композитор создает неповторимый, узнаваемый звуковой мир, порой таинственный и утонченный, нередко и драматичный. Также он стремится приблизиться к новой красоте выражения, что проявляется, прежде всего, в особенной воронцовской прослушанности всей музыкальной ткани, в отточенности формы, выверенности гармонии, свежих оркестровых красках…»

Структурно исследование, предваряемое краткой вступительной статьей профессора Московской консерватории Н.А. Гавриловой, состоит из трех глав и шести приложений. В первой главе «Эстетические взгляды Ю.В. Воронцова» повествуется о таких насущных проблемах, как красота в музыке, интуиция в творчестве, философичность, духовность и религиозное сознание, преемственность традиций, доступность для восприятия слушателей. Данные аспекты были выбраны Озерской для подробного рассмотрения, поскольку они первостепенны для понимания эстетики композитора.  И именно о них Воронцов много размышляет в своих интервью и беседах. А Озерская нередко интервьюировала композитора, и ей удавалось это делать, поскольку она являлась его ученицей на протяжении довольно длительного периода времени в консерватории и аспирантуре МГК. Автор книги приводит, в частности, следующие высказывания Воронцова: «Для меня имеет большое значение красота. Люблю ее как в жизни, так и в музыке…»; «Музыка — это творчество интуитивное…».

Вторая и третья главы отданы, соответственно, камерной и симфонической музыке Воронцова, так как именно эти жанровые направления явились важнейшими и основополагающими для его творчества, хотя композитор творит и в других жанрах. Особое внимание уделяется роли названия в творчестве композитора, ведь именно от него, как утверждает автор книги, зависят буквально все составляющие композиции: форма, драматургия, выбор инструментария и даже приемов игры. Конечно, в книге имеется много наблюдений о стиле и композиционных особенностях композитора. Приведу некоторые из них: вытеснение жанрового определения названием, создание индивидуальных музыкальных форм, частое присутствие фазовой структуры произведений, необязательность мелодии как тематической основы формы, наличие большого количества музыкальных лексем, сочетание разнообразных композиторских техник в одном произведении, равноправие различных параметров музыкальной композиции, нерегламентированный состав инструментария, применение оригинальных тембровых сочетаний, пространственные эффекты.

Подробно разобраны следующие сочинения Воронцова: «Там, куда улетает крик…» для трех флейт и фортепиано по стихотворению М. Басе, «Aquagrafica» для десяти исполнителей, пьеса «Пастораль» для симфонического оркестра и композиция «Vertigo» для симфонического оркестра.

В качестве приложений, помимо обычных для музыковедческих исследований нотных примеров, схем, списка произведений композитора, помещен развернутый материал о педагогических принципах профессора, приводится список его учеников, кроме того, содержательное интервью Ю. Воронцова с А. Устиновым (2009).

В книге собран богатый фотоматериал, взятый как из личного архива композитора, так и из снимков, сделанных автором книги: фото Ю. Воронцова со С. Слонимским, В. Екимовским, А. Чайковским, В. Полянским, М. Броннером, О. Галаховым, В. Казениным, И. Дроновым, М. Гагнидзе, Е. Подгайцем, В. Калистратовым, Р. Фархадовым, А. Кнайфелем и другими известными музыкальными деятелями.  Кроме того, в начале книги помещен портрет композитора, выполненный художницей из Йошкар-Олы А. Отмаховой.

Валентина Холопова