XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского

XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского

В этом году конкурсу Чайковского исполнилось 65 лет. Музыканты и любители музыки вспоминали первый конкурс, и победу Вана Клиберна, и всенародную любовь к американскому пианисту. И то, что конкурс Чайковского стал одним из символов оттепели – как Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года, Первый Московский кинофестиваль и «Американская выставка» в Сокольниках в 1959-м, первый полет человека в Космос, открытие театра «Современник»…

С тех пор прошло еще 15 конкурсов имени Чайковского. В его истории был и «Золотой век» (1960-е – 1980-е годы), и трудные годы (1990-е – 2000-е), и ренессанс (2010-е), связанный в большой степени с именем и деятельностью Валерия Гергиева в качестве сопредседателя Оргкомитета и художественного руководителя конкурса.

Предыдущий, XVI конкурс прошел в 2019 – в другой жизни. 2019 – последний более или менее спокойный год в жизни и мира, и России. В 2020 началась пандемия. В феврале 2022 началась СВО.

Было тревожно, но в апреле 2022 министр культуры Ольга Любимова. сообщеил, что кокнурс обязательно состоится.

Памятник П.И. Чайковскому (1954). Скульптор В.И. Мухина (1889–1953)

Хронология

С 9 февраля по 23 апреля 2023 проходил прием заявок. По информации Дирекции конкурса, были поданы 742 заявки из 41 страны. Больше всего – из России, Китая, Южной Кореи, Японии, Беларуси, Казахстана, США и Франции.

19 мая, ровно за месяц до начала конкурса, на сайте http://tchaikovskycompetition.com/ и в официальной группе ВКонтакте начался специальный проект «Страна Чайковского»: известные музыканты, артисты, деятели науки, культуры, спорта читали фрагменты дневников и писем П.И. Чайковского.

Открыл проект Валерий Гергиев, сопредседатель Оргкомитета конкурса. В проекте приняли участие президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер, оперный певец Ильдар Абдразаков, советник президента РФ Владимир Толстой, ректор АРБ им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе, пианист Денис Мацуев, его молодые коллеги Иван Бессонов и Лев Бакиров, солистка МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава, двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, скрипач Владимир Спиваков, альтист Юрий Башмет, летчик-космонавт СССР и России Сергей Крикалев, актер театра и кино Сергей Безруков, заведующая отделом рукописных и печатных источников ГМММЗ П.И. Чайковского в Клину, хранитель архива П.И. Чайковского Ада Айнбиндер. Проект «Страна Чайковского» набрал более 3.000.000 просмотров из 38 стран мира.

Распоряжением № 1363-р от 27 мая 2023 Правительство РФ утвердило решение о проведении в июне XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В распоряжении, подписанном председателем Правительства М. Мишустиным, в частности, говорится:

Минкультуры России: обеспечить подготовку и проведение конкурса; осуществить финансирование расходов на организацию и проведение конкурса за счет средств, предусмотренных Минкультуры России в федеральном бюджете на 2023 год.

МИДу России обеспечить выдачу виз в установленном порядке участникам конкурса, членам жюри, почетным гостям, представителям прессы и лицам, участвующим в подготовке и проведении конкурса, без взимания сборов за их выдачу.

Минцифры России оказывать содействие в освещении в государственных средствах массовой информации мероприятий по подготовке и проведению конкурса.

ФТС России в пределах полномочий оказывать содействие участникам конкурса.

5 июня была открыта аккредитация СМИ на события XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

17 июня был объявлен состав участников по специальностям.

19 июня, в день открытия конкурса, был объявлен состав жюри.

19 июня, Москва, открытие конкурса. Духовой состав Государственного Кремлевского оркестра Управления делами Президента РФ

Открытие

Церемония открытия конкурса началась возле ротонды Большого зала консерватории. Духовой состав Государственного Кремлевского оркестра Управления делами Президента РФ под управлением Игоря Шевернева и Андрея Колотушкина исполнил Полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин», Вальс цветов из балета «Щелкунчик», Вальс Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести Пушкина «Метель» и другие сочинения.

Под звуки финала Пятой симфонии Чайковского официальные представители Конкурса, члены жюри и почетные гости возложили цветы к памятнику П.И. Чайковскому работы Веры Мухиной, установленному в 1954, уже после смерти скульптора (скончавшейся в 1953).

19 июня, Москва открытие конкурса. Заместитель министра культуры РФ Андрей Малышев, сопредседатель Оргкомитета Валерий Гергиев, председатель жюри пианистов Денис Мацуев

Концерт открытия состоялся в Большом зале Московской консерватории. Перед началом концерта выступила вице-премьер Правительства РФ, председатель Оргкомитета конкурса

Татьяна Голикова: «За свою 65-летнюю юбилейную историю конкурс стал ведущим музыкальным конкурсом на планете. Очень важно, что этот конкурс для молодых талантливых исполнителей, он дает им дорогу в жизнь, они могут представить себя компетентному профессиональному жюри, и многие члены сегодняшнего жюри также в прошлом являются победителями конкурса Чайковского.

Недружественные политические элиты отменяют русскую культуру, но на сегодняшний конкурс подано 742 заявки из 42 стран мира. Допущены 236 исполнителей из 23 стран мира, это и Европа, и Азия, и Соединенные Штаты. У музыки нет границ. Музыкальный конкурс имени Петра Ильича Чайковского определяет современные тенденции мирового исполнительского искусства, он является эталоном профессионализма. Мы очень гордимся этим конкурсом с непрерывной историей и поистине считаем его национальным достоянием в России».

В концерте принял участие оркестр Мариинского театр, под управлением Валерия Гергиева. Солировали члены жюри – лауреаты Конкурса имени Чайковского разных лет, музыканты «круга Гергиева» и постоянные партнеры маэстро: пианист Денис Мацуев, сопрано Хибла Герзмава, виолончелист Александр Рамм, скрипач Павел Милюков, баритон, солист Мариинского театра Ариунбаатар Ганбаатар (Гран-при и I премия на XV конкурсе в 2015). Сочинения китайских композиторов исполнил член жюри, 84-летний Лю Шикунь.

19 июня, Москва, Большой зал консерватории, концерт-открытие. Член жюри конкурса пианистов Лю Шикунь

Участники

В конкурсе приняли участие 236 человек из 23 стран в возрасте от 16 до 32 лет. Они представляли 23 страны: Россию (128 человек), Китай (50), Корею (16), Японию (5), Монголию (5), Казахстан (4), Италию (4), США (4), Беларусь (3), Молдову (2), Францию (2), Сербию, Великобританию, Грузию, Германию, Азербайджан, Узбекистан, Вьетнам, Словению, Венесуэлу, Канаду, Коста-Рику и Австралию (по 1). Один участник представлял две страны: Японию и Францию.

19 июня, Москва, Большой зал консерватории, концерт-открытие. Валерий Гергиев

Страны, возраст

Пианисты

25 человек: 19 мужчин и 6 женщин. Россию представляли 9 пианистов, Китай – 6, США и Корею – по 2, Сербию, Францию, Великобританию, Италию, Казахстан – по 1. Еще один пианист представлял две страны: Японию и Францию.

Возраст участников – от 18 до 31 года. Средний возраст пианистов на конкурсе – 24,9 года.

Скрипачи

25 человек: 13 мужчин и 12 женщин. Россию представляли 12 скрипачей, Китай и Японию – 5, Корею, Словению и Казахстан – по 1.

Возраст участников – от 18 до 32 лет. Средний возраст – 24,5 года.

Виолончелисты

25 человек: 20 мужчин и 5 женщин. Россию представляли 15 виолончелистов, Южную Корею – 6, США – 2, Китай и Австралию – по 1. Возраст участников – от 17 до 32 лет. Средний возраст – 24,3 года.

Вокалисты

65 человек: 35 мужчин и 30 женщин. Распределение по голосам: 24 сопрано, 6 меццо-сопрано, 13 теноров, 16 баритонов, 6 басов.

Среди женщин Россию представляли 20 участниц, Китай– 4, Беларусь – 2, Грузию, Молдову, Германию, Корею – по 1. Среди мужчин: Россия – 18 участников, Китай – 6, Монголия – 5, Корея – 2, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Вьетнам – по 1.

Возраст конкурсантов – от 22 до 32 лет. Средний возраст – 28,9 лет.

Деревянные духовые

48 человек: 31 мужчина и 17 женщин. Распределение по инструментам: флейта – 11, гобой – 12, кларнет – 12, фагот – 13.

В финал вышли три флейтистки, два гобоиста, два кларнетиста и один фаготист. Россию представляли 32 музыканта, Китай – 10, Италию – 2, Беларусь, Коста-Рику, Казахстан и Корею – по 1.

Возраст участников – от 17 до 32 лет. Средний возраст – 24,7 года.

Медные духовые

48 человек: 46 мужчин и две женщины. Распределение по инструментам: валторна – 14, труба – 14, тромбон – 10, туба – 10. В финал вышли четыре трубача, два валторниста и один тубист. Россию представляли 22 музыканта, Китай – 18, Южную Корею – 3, Казахстан, Молдову, Италию, Венесуэлу, Францию – по 1.

Возраст участников – от 16 до 32 лет. Средний возраст – 21,2 год. Средний возраст участников конкурса – 25,3 лет.

Самыми «возрастным» оказались вокалисты, но у них и нижний возрастной порог выше – 19 лет (у инструменталистов – 16 лет).

(Цифры возраста приведены на основе данных участников, указавших в своих биографиях год рождения; у части участников год рождения найти не удалось).

Статистика не всегда объективна, но на примере участников нынешнего конкурса можно сказать, что музыканты достигают определенной зрелости, как правило, к 25 годам (как раз в этом возрасте большинство либо завершают, либо уже завершили высшее образование). Вокалисты – несколько позже, ближе к 30: так было и раньше. При этом на XVII конкурсе были и очень юные победители. Сергей Давыдченко стал обладателем первой премии в 18 лет (19 ему исполнится 30 ноября) – самый молодой среди пианистов после Григория Соколова (в 16 лет победил на III конкурсе в 1966) и младше Андрея Гаврилова (в неполных 19 лет победил на V конкурсе в 1974).

В конкурсе среди исполнителей на медных духовых был участвовал самый юный, 16-летний конкурсант российский трубач Семен Саломатников (2007 г.р.), и он же стал лауреатом первой премии. Теперь Семен Саломатников войдет в историю конкурса как один из двух, наряду с Г. Соколовым, самых юных золотых медалистов.

«Сильный» и «слабый» пол

В конкурсе участвовало 164 мужчины и 72 женщины (30 % от общего числа участников). Без учета вокалистов, у которых конкурс проходит отдельно у мужских и женских голосов, разница еще более заметна – 3 к 1 (129 мужчин и 42 женщины).

В финале учамствовали 50 музыкантов – 36 мужчин и 14 женщин. Однако при заметном количественном преимуществе участников-мужчин по полученным первым премиям впереди – женщины (четыре против трех). Две первые премии получили россиянки: вокалистка Зинаида Царенко и флейтистка Софья Виланд и еще две – кореянки: скрипачка Ким Ке Хи и виолончелистка Ли Ён Ын. Зинаида Царенко получила и Гран-при (во второй раз после Хиблы Герзмавы в 1994 и впервые в новейшей истории конкурса его удостоилась девушка). Так что можно сказать, что у прошедшего конкурса Чайковского – миловидное женское лицо.

У медных духовых в монолитную мужскую когорту вклинились две девушки: валторнистка Александра Алхазова – студентка Московской консерватории, артистка Российского национального молодежного симфонического оркестра, и тромбонистка Лада Любарская – учащаяся Училища при Московской консерватории. Правда, дальше I тура они не прошли. Но можно отметить, что девушки смело осваивают чисто мужские, казалось бы, инструменты. И сегодня в российских оркестрах, по примеру зарубежных, они все чаще занимают места в группе медных духовых.

Лауреаты

Лауреатами конкурса стали 46 музыкантов из 9 стран. Первые премии поделили между собой представители России и Кореи.

Россияне победили по специальностям: фортепиано, сольное пение (женщины), деревянные духовые, медные духовые.

Корейские музыканты выиграли в специальностях: скрипка, виолончель, сольное пение (мужчины). Их успехи не случайны: корейские музыканты конкурентоспособны на самых сложных и престижных международных конкурсах. Они в музыке – как автомобили Hyundai, KIA, телефоны и бытовая техника Samsung, новая волна киноиндустрии, многие другие бренды и символы впечатляющего экономического и культурного взлета этой страны за последние 30 лет.

Из 50 лауреатов 25 (ровно половина) – из России.

Помимо четырех первых премий, российские музыканты удостоились семи вторых премий, пяти третьих, четырех четвертых, двух седьмых и по одной пятой, шестой и восьмой.

Участники из Кореи, кроме трех первых премий, получили еще пять: вторую (сольное пение, мужчины), две третьих (виолончель, деревянные духовые – флейта), четвертую (скрипка) и пятую (виолончель).

Китайские музыканты – в общей сложности семь премий: вторую (медные духовые – валторна), две третьих (скрипка, сольное пение у мужчин), две четвертых (фортепиано, скрипка), пятую (деревянные духовые – гобой), и шестую деревянные духовые – кларнет).

Участники из шести стран получили по одной премии:

США (вторая, фортепиано), Великобритания (вторая, фортепиано), Белоруссия (третья, сольное пение у женщин), Италия (третья, деревянные духовые – фагот), Франция (четвертая, медные духовые – валторна), Казахстан (восьмая, медные духовые – труба),

Не самым удачным выдался конкурс для лауреатов первой премии IV Всероссийского музыкального конкурса, имевших право участвовать в конкурсе Чайковского без отбора. Только виолончелистка Мария Зайцева стала лауреатом (II премия). Пианист Константин Хачикян и скрипач Михаил Усов в финал не попали (Усов получил специальный приз жюри как один из двух лучших участников II тура, не прошедших в финал), а бас Константин Федотов прошел на III тур, но остался без премии, получив диплом (как и еще три участника – два из России и один из Китая).

Что ж, конкурс на конкурс не приходится.

30 июня, Москва, Дом Пашкова. Церемония награждения лауреатов

Жюри

В жюри конкурса в общей сложности работали 65 человек: музыканты, педагоги, театральные менеджеры и артистические агенты из России, Армении, Азербайджана, Беларуси, Бельгии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Испании, Италии, Китая, Кореи, Румынии, Сингапура, США, Швейцарии, Японии.

Среди них – лауреатов конкурса имени Чайковского разных лет: пианисты Лю Шикунь (II премия, 1958), Виктор Ересько (III премия, 1966), Владимир Овчинников (II премия, 1986), Денис Мацуев (I премия, 1998); скрипачи Виктор Третьяков (I премия, 1966), Павел Милюков (III премия, 2015); виолончелисты Александр Рудин (III премия, 1978; II премия, 1982), Алексанр Князев (III премия, 1978; II премия, 1990), Кирилл Родин (I премия, 1986), Сурен Багратуни (II премия, 1986), Александр Рамм (II премия, 2015); Вокалисты Хибла Герзмава (Гран-при, 1994), Альбина Шагимуратова (I премия, 2007).

Половина членов жюри (32 человека) – представители России.

Самый многочисленный состав жюри был у пианистов и скрипачей – по 12 человек. У вокалистов и в обеих номинациях духовых – по 11, у виолончелистов – 9.

Жюри: пианисты

В жюри конкурса пианистов из 12 человек шестеро три месяца назад заседали в жюри Международного конкурса юных пианистов имени С.В. Рахманинова в Великом Новгороде: Денис Мацуев, Владимир Овчинников, Валерий Пясецкий, Виктор Ересько, Максим Могилевский, Та Куан Донг. Д. Мацуев, В. Овчинников, В. Пясецкий, В. Виардо, М. Могилевский, Та Куан Донг и Лю Шикунь ровно год назад были в жюри Первого Международного конкурса имени Рахманинова в Москве.

Также можно отметить, что на конкурсах, которые патронирует Д. Мацуев (а это и оба рахманиновских конкурса, и состязание пианистов на конкурсе Чайковского, и конкурсы Grand Piano Competition и Astana Piano Passion), сложилась группа молодых пианистов, которые на этих конкурсах регулярно становятся лауреатами. На конкурсе в Астане в 2017 первые премии (в разных возрастных группах) завоевали Сергей Давыдченко, Иван Бессонов и Александр Ключко, вторую – Ева Геворгян, третью – Илья Папоян. На Grand Piano Competition в 2016 лауреатом стал Джордж Харлионо, в 2018 – С. Давыдченко, И. Бессонов, Е. Геворгян, дипломантом – Валентин Малинин. На том же конкурсе в 2021 С. Давыдченко удостоился Гран-при. На Конкурсе имени С.В. Рахманинова в Москве в 2022 первую премию поделили Ключко и Бессонов, среди обладателей третьей премии – Е. Геворгян и И. Папоян. С. Давыдченко, Дж. Харлионо, В. Малинин и И. Папоян стали и лауреатами XVII конкурса Чайковского.

На сей раз решением жюри сразу трое участников разделили вторую премию, по двое – третью и четвертую. А пятую и шестую решили не присуждать.

Впрочем, на конкурсе Чайковского деление премий у пианистов с недавних пор стало распространенным явлением: на прошлом состязании (2019) было три третьих премии и две вторых. На этот счет существует разные мнения: например, в состязании виолончелистов были присуждены все премии, от первой до шестой, и каждая обрела одного владельца…

Премиальная волатильность – особенность конкурсов, проходящих под патронатом Дениса Мацуева. На юношеских конкурсах Grand Piano Competition и имени Рахманинова в Великом Новгороде по предложению Мацуева делили Гран-при (хотя это и не предусмотрено регламентом), на прошлогоднем состязании пианистов в рамках конкурса им. Рахманинова в Москве – присудили две первые премии и три третьих.

К тому же фортепианное жюри расщедрилось: в III тур допустили 8 человек вместо 6 по регламенту. Жаль, что среди них не оказалось триумфатора прошлогоднего конкурса имени Рахманинова Александра Ключко – пианиста яркого и самобытного, одного из самых востребованных ныне в России.

Также не были присуждены по несколько премий у скрипачей и духовиков (в обеих номинациях).

Обратил на себя внимание более чем зрелый возраст многих членов фортепианного жюри. Китайским пианистам Лю Шикуню и Ли Минцяну далеко за 80, Владимиру Виардо за 70, у них заметны проблемы со здоровьем. В этом году исполнилось 80 лет Виктору Ересько, в 2024 отметит 80-летие Юстус Франц.

Учителя и ученики

В победе Сергея Давыдченко велика заслуга его педагога в Ростовской консерватории, а ранее в ССМШ при консерватории Сергея Осипенко. Выдающийся педагог подготовил многих лауреатов, среди них таких известных пианистов, как Анна Винницкая, Александр Яковлев, Софья Бугаян, Даниил Саямов. В этом году, кроме С. Давыдченко, еще один студент С.И. Осипенко, Михаил Кан, завоевал Гран-при Московского международного конкурса пианистов Владимир Крайнева.

Третий призер конкурса скрипачей Елена Таросян представляла на конкурсе блестящую скрипичную школу Эдуарда Грача. «Школа Грача» – это знак высочайшего качества и мастерства. Воспитанники профессора Грача за 30 лет собрали колоссальную коллекцию наград на международных конкурсах, в том числе и на конкурсе Чайковского (Егор Гречишников, Пань Ичун, Гайк Казазян, Никита Борисоглебский, Айлен Притчин). Премия Елены Таросян, концертмейстера Российского национального молодежного симфонического оркестра – это и большой успех РНМСО, одного из главных проектов Московской филармонии.

Среди лауреатов – двое учеников членов жюри. Обладатель третьей премии скрипач Даниил Коган совершенствуется у Эдуарда Вульфсона – в 1970-х выпускника Московской и Ленинградской консерваторий, ныне представляющего Швейцарию. Обладатель второй премии гобоист Федор Освер учится в Московской консерватории у Алексея Уткина.

Оркестры

В состязании пианистов финалистам и будущим лауреатам аккомпанировал Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова под руководством Алексея Рубина.

Скрипачам – Российский национальный оркестр. Cвой первый сезон с РНО на конкурсе Чайковского завершал Александр Рудин, который в то же время был включен в жюри конкурса виолончелистов, но если и следил за конкурсом, то онлайн. Поскольку в эти же дни он репетировал и провел заключительный концерт проекта #Малер в «Зарядье» 23 июня, а затем переключился на работу с финалистами состязания скрипачей. В Санкт-Петербурге виолончелистам аккомпанировал АСО филармонии, за пультом Феликс Коробов – виолончелист по первой музыкальной профессии. Наверняка молодым музыкантам из России и Кореи помогли не только его советы как дирижера, но и исполнительские рекомендации.

Духовикам и вокалистам аккомпанировал оркестр Мариинского театра – два состава, под управлением дирижеров театра. Певцы выступали в сопровождении оркестра под управлением Павла Смелкова (главный дирижер Приморской сцены).

Исполнителям на деревянных духовых аккомпанировал оркестр под управлением Николая Хондзинского (до прошлого сезона он руководил Псковским симфоническим оркестром), а исполнителям на медных духовых – под управлением Гургена Петросяна, лауреата первой премии прошлогоднего Первого международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов имени С.В. Рахманинова в Москве.

Залы

В двух городах было задействовано 11 залов.

В Москве по традиции все три тура пианистов прошли в Большом зале консерватории.

Скрипачи соревновались в Малом зале консерватории I и II турах, финал прошел также по традиции в Зале имени Чайковского. В жюри у скрипачей входил генеральный директор Московской филармонии, в прошлом скрипач, артист БСО им. Чайковского Алексей Шалашов.

Московский гала-концерт прошел в зале «Зарядье».

В Санкт-Петербурге четыре зала участникам конкурса предоставил Мариинский театр. Первый тур у деревянных духовых проходил в зале в Репино, финал у всех духовиков – в Концертном зале Мариинского театра, в один день (29 июня утром выступали финалисты на медных духовых, вечером на деревянных). Вокалисты пели в I и II турах в Зале Мусоргского Мариинки-2, финал у вокалистов и заключительный гала-концерт – на Новой сцене Мариинского театра.

Прослушивания виолончелистов проходили в Малом (I и II туры) и Большом (III тур) залах Санкт-Петербургской филармонии.

I и II туры конкурса медных духовых – в Капелле Санкт-Петербурга.

Мариинский театр

Мариинский театр стал ключевым звеном конкурса, так или иначе участвуя более чем в половине событий конкурса. Три специальности, четыре зала, два состава оркестра, четыре дирижера, концерт-открытие, два гала-концерта. Дважды мариинский оркестр во главе с маэстро Гергиевым совершал путешествие из Петербурга в Москву – на концерт открытия и гала в «Зарядье» – и обратно в Петербург. Тот же маршрут был и у лауреатов конкурса – виолончелистов, вокалистов и духовиков, и у членов жюри. При этом в театре ни на день не прерывался фестиваль «Звезды белых ночей».

Кроме того, маэстро Гергиев еще во время конкурса пригласил нескольких, по его мнению, наиболее ярких конкурсантов, не прошедших на III тур, выступить в Мариинском театре. Два концерта «XVII Международный конкурс им. П. И. Чайковского в гостях у XXXI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» состоялись 28 июня в Зале Рахманинова: выступили пианисты Александр Ключко, Коки Куроива, скрипачи Анна Савкина, Леонид Железный, Михаил Усов, исполнители на трубе Цзи Чжэнсюй и Сон Чан Вон.

Репертуар

По каждой специальности были свои особенности репертуара. Например, у скрипачей на III туре обязательным было исполнение не только концерта Чайковского, но и одного из концертов Моцарта (№№ 3, 4, 5). Даже в рамках одной специальности требования были разными: например, кларнетистам и фаготистам была предложена программа из определенных сочинений, без выбора. А флейтисты и гобоисты могли часть программы выбрать из предложенного списка. Более свободным был выбор у исполнителей на медных духовых.

Естественно, все конкурсанты заявили сочинения Чайковского. На духовых исполнялись переложения его вокальных или скрипичных произведений. Например, все конкурсанты на деревянных духовых и трубачи в финале должны были исполнить арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». В репертуаре флейтистов – «Меланхолическая серенада» (во II туре) и финал скрипичного концерта (на III туре).

У пианистов было заявлено 37 названий пьес Чайковского. Чаще всего конкурсанты были готовы сыграть «Думку» (7 участников), «Размышление» и «Элегическую песню» из цикла 18 пьес ор. 72, Ноктюрн ор. 10 № 1 (по 5). Пьесы опус 72 – предпредпоследний опус Чайковского, созданный в 1893, в последний год жизни (после него написаны 6 романсов ор.73 на стихи Ратгауза и Шестая симфония ор. 74): из 18 пьес на конкурсе было заявлено 11.

Среди других пьес – и очень популярные: «Сентиментальный вальс», Сюита и отдельно Andante maestoso из балета «Щелкунчик» в переложении М. Плетнева (победителя VI конкурса в 1978), Концертная сюита из балета «Спящая красавица» (также в переложении М. Плетнева), Ноктюрн и Тема с вариациями из 6 пьес ор. 19, Скерцо из 6-й симфонии (переложение С. Фейнберга), Прелюдия и фуга, Похоронный марш и Скерцо из 6 пьес ор. 21. И малоизвестные, в частности, ранние опусы композитора.

Из цикла «Времена года» чаще других были заявлены тоже «песни»: «Март. Песнь жаворонка» и «Октябрь. Осенняя песня» – по 3 раза.

22 пианиста заявили на III тур Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, и трое – Концерт № 2 (в финале его играл один конкурсант).

Большинство участников в своих программах отдали дань юбиляру 2023 года – С.В. Рахманинову. Чаще других были заявлены его этюды-картины ми-бемоль минор ор. 33 № 6 и ре мажор ор. 39 № 9: по 7 раз. Популярны были Соната № 2, Вариации на тему Корелли. Второй концерт заявили пять участников, Третий – четверо.

В I туре жюри прослушало 17 исполнений сонат Бетховена, и из них 10 участников играли поздние сонаты (№ 30 – 5 раз, № 31 – 3 раза, № 32 – 2 раза). Из Прелюдий и фуг Баха по три раза звучали Си-бемоль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» и си-бемоль минор из II тома.

На финал три пианиста заявили Второй концерт Прокофьева, двое – Второй Брамса.

Но не все успели сыграть заявленную программу, а лишь те, кто преодолел барьер первого тура, а затем второго.

(Пред)современная музыка на Конкурсе

Музыка XX–XXI вв., можно сказать, не затерялась в репертуаре участников конкурса, особенно духовиков. Как и на двух предыдущих конкурсах, не было обязательных новых сочинений (последний раз специально для конкурса Чайковского писали в 2011 Родион Щедрин – для пианистов, Джон Корильяно – для скрипачей и Кшиштоф Пендерецкий – для виолончелистов).

В репертуаре пианистов музыка XX века была представлена эпизодически, в основном сочинениями первой половины столетия: ранние концерты (Первый, Второй Третий) и поздние сонаты (Шестая, Седьмая, Восьмая) Прокофьева; сонаты Барбера (1949) и Хинастеры (1952). Энджел Станислав Вонг сыграл в финале редко звучащий в России Концерт Бриттена (1938).

Схожая ситуация у скрипачей: из сравнительно недавно написанных сочинений в репертуаре один раз прозвучало «Subito» Лютославского (1992), из новейшей музыки – «Песня Гусу» для скрипки и фортепиано китайского композитора Чэнь Шуин. В остальном ХХ век вновь представлен первой половиной: две Сонаты для скрипки и фортепиано (1946, 1943), Соната для скрипки соло (1947) и Пять мелодий (1925) Прокофьева; Тема с вариациями (1932) Мессиана; Первая соната (1921) и Соната для скрипки соло (1944) Бартока.

В репертуаре виолончелистов, помимо сочинений классиков ХХ века Прокофьева, Шостаковича, Кодая, Мартину, Хинастеры – Соната для виолончели соло Лигети (1953, заявлена четыре раза), Соната in C (1961) Бриттена, Концерт Лютославского (1970), Сюита (1994–2013; Прелюдия), Дивертисмент (1994) и «Per Slava» (1985–1986) для виолончели соло Пендерецкого, Кадриль из оперы «Не только любовь» (1961) Щедрина, Юмореска (1971) Ростроповича, а также «Бунраку» для виолончели соло (1960) Тосиро Маюдзуми, Toccata capricciosa (1977) Миклоша Рожи, «Вариации на обретение жилища» (1990) Леонида Десятникова, Encore для виолончели и фортепиано Жерома Дюкро, «Фернамбук» Маттиаса Бартоломью.

Исполнители на деревянных духовых, формируя свой конкурсный репертуар, включали в него немало сочинений классиков авангарда второй половины ХХ века: Дютийё – Соната для гобоя и фортепиано (1947); Берио – Секвенция I для флейты соло (1958) и Секвенция VII для гобоя соло (1969); Денисова – Соната для флейты и фортепиано (1960) и Соната для кларнета соло (1972); Гордона Джейкоба – Партита для фагота соло (1970); Тору Такемицу – «Голос» для флейты соло (1971); Исан Юна – Этюд № 5 для флейты соло (1974); Хайнца Холлигера – Этюд № 2 (1981); Эллиота Картера – «Scrivo in Vento» (1991); Тоши Итиянаги – «In a Living Memory» для флейты соло (2000).

Репертуар исполнителей на медных духовых включал сочинения Хиндемита (Соната Альторна ми-бемоль, 1943), Онеггера («Intrada» для трубы и фортепиано; 1947), Жоливе (Концертино для трубы с оркестром, 1948), Глиэра (Концерт для валторны; 1951), Бозза («В горах» и «В лесу» для валторны и фортепиано; 1960), Персикетти (Parable XIV для трубы соло; 1973), Пендерецкого (Каприччио для тубы соло; 1980), Ксенакиса («Keren» для тромбона соло; 1986), Такемицу («Paths»,1994, памяти В. Лютославского); концерты для трубы с оркестром Гедике (1930), Пахмутовой (1955), Вайнберга (1966–1967), Щедрина (1993); концерты для тромбона с оркестром Томази (1956), Роты (1966); концерты для тубы с оркестром Арутюняна и Корчмара.

В репертуаре вокалистов – в целом традиционном – можно обнаружить и классику ХХ века (ария Билли Бадда из одноименной оперы Бриттена, арию Энн и Арию Ника Шэдоу из оперы «Похождения повесы» Стравинского, – обе оперы написаны в 1951; ария Бланш из оперы «Диалоги кармелиток» (1953–1955) и ария Терезия из оперы «Груди Терезия» (1944) Пуленка); и раритеты (Песня Мариэтты из оперы «Мертвый город» (1920) Корнгольда, ария Дины из оперы «Волнения на Таити» (1951) и ария Кунигунды из мюзикла «Кандид» (1956) Бернстайна; и фрагменты практически забытых сегодня опер «Декабристы» (1953) Шапорина и «Укрощение строптивой» (1957) Шебалина, а также «Не только любовь» (1961) Щедрина и «Петр Первый» (1975) Петрова; и музыка современников (Ария Мао из оперы «Никсон в Китае» (1987) Адамса, ария Бежеарса из оперы «Призраки Версаля» (1991) Корильяно).

Иностранцы в России

В конкурсе участвовали 128 российских музыкантов и 108 зарубежных. Любопытно, что многие иностранные участники так или иначе связаны с российской музыкальной культурой и даже вписаны в нее: студенты и выпускники российских вузов, лауреаты российских конкурсов, солисты российских театров и артисты оркестров, участники мастре-классов российских музыкантов и педагогов. Это касается и конкурсантов из стран СНГ, и участников из дальнего зарубежья. Золотая медалистка по специальности «скрипка» Ким Ке Хи – лауреат Открытого юношеского конкурса-фестиваля в РАМ им. Гнесиных, Международного юношеского конкурса им. Чайковского, выступала на фестивале «Москва встречает друзей». Обладатель II премии у пианистов Энджел Станислав Вонг, пусть и представлял США, уже много лет живет и учится в России: окончил ЦМШ, а сейчас студент Московской консерватории (класс проф. Наталии Трулль)

Разделивший с Вонгом II премию Джордж Харлионо – лауреат конкурса Grand Piano Competition, выступал с оркестрами под управлением В. Гергиева и А. Сладковского. Лауреат IV премии у пианистов Мао Сюаньив прошлом году стала лауреатом Конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве. Еще одна китайская пианистка Цзэн Цзыцзин окончил Московскую консерваторию у О. Жуковой и Э. Карпуховой, сейчас ассистент-стажер МГК (класс Д. Каприна), преподает на факультете искусств МГУ. Немецкое сопрано Лаура Анастасия Меенен окончила Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру СПбГУ, монгольский тенор Алтанхуяг Отгонболд – Новосибирскую консерваторию. Сопрано из Грузии Кетеван Гавашелишвили совершенствуется в Международной академии музыки Елены Образцовой (Санкт-Петербург), лауреат III премии белоруска Альбина Тонких – в Молодежной программе Большого театра. Трубач из Казахстана Жасулан Абдыкалыков – выпускник Московской консерватории, солист оркестра musicAeterna, его соотечественник скрипач Нурлыбек Абылай – студент Московской консерватории (до этого окончил ЦМШ) солист оркестра Персимфанс. Словенский скрипач Залетел Чернош Рок учился на родине у российского профессора Василия Мельникова, продолжает обучение в Вене у профессора Антона Сорокова. Список можно продолжать.

В Клин, к Чайковскому

Поездка в Клин в один из свободных дней между прослушиваниями II и III туров – традиция конкурса, начиная с первого состязания в 1958. На этот раз Дом-музей П.И. Чайковского посетили члены фортепианного жюри Владимир Овчинников, Виктор Ересько, Максим Могилевский, Кобаяши Хидеко, Лю Шикунь, Юстус Франтц, члены скрипичного жюри Хуан Бинь и Лю Чжиюн.

Они побывали на экскурсии в доме, где прошли последние полтора года жизни Петра Ильича, посетили выставку «Чайковский. Симфония “Жизнь”». Лю Шикунь, В. Ересько, В. Овчинников и М. Могилевский сыграли несколько пьес на рояле Чайковского: инструменте петербургской фирмы Jacob Becker. Затем в парке Дома-музея прошла традиционная церемония посадки куста сирени.

26 июня, Клин. Члены жюри конкурса в Доме-музее П.И. Чайковского

Политика

В самый разгар конкурса, в дни окончания I и начала II тура, случился поход ЧВК «Вагнер» на Ростов-на-Дону. В Москве был объявлен режим контртеррористической операции, он должен был быть введен 26 июня, но накануне 25-го, был отменен. И конкурс продолжился в штатном режиме. На фоне этих политических событий символичной стала победа пианиста из Ростова-на-Дону, студента Ростовской консерватории. Впервые в истории конкурса региональный вуз опередил столичные: на всех предыдущих состязаниях побеждали только студенты / выпускники консерваторий Москвы и Ленинграда / Петербурга. Остается надеяться, что теперь к выпускному экзамену лауреата XVII конкурса имени Чайковского и к следующему, XVIII конкурсу, а также к своему 60-летию – все эти события будут в 2027 – Ростовская консерватория наконец получит концертный зал, достойный грандиозного успеха своего воспитанника.

Подведение итогов

Лауреаты конкурса по всем специальностям были объявлены одновременно вечером 29 июня. Утром 30 июня в Москву прибыли конкурсанты и члены жюри из Петербурга.

Днем 30 июня в Доме Пашкова в Москве, напротив Кремля, состоялось награждение лауреатов. Открыло церемонию выступление Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка.

Награды вручали председатели жюри.

Виолончелистов награждала министр культуры Ольга Любимова, пианистов – сопредседатель Оргкомитета Валерий Гергиев.

Председатель жюри вокалистов Хибла Герзмава вручила лауреату I премии Зинаиде Царенко свой диплом Гран-при, полученный ею 29 лет назад на X конкурсе Чайковского, и этот момент церемонии оказался символичным и даже пророческим: именно Царенко получила Гран-при XVII конкурса. Но это выяснилось почти через двое суток, в течение которых прошло два гала-концерта лауреатов: в Московском зале «Зарядье» 30 июня и на Новой сцене Мариинского театра 1 июня. В Санкт-Петербурге концерт длился пять часов, и фактически конкурс закончился на 1-го, а 2 июня.

Долгожданный восклицательный знак поставил Валерий Гергиев. В 1.30 пополуночи он назвал имя обладателя Гран-при: «У меня есть это право — единственное право, которое в конкурсе есть у меня.

Я как сопредседатель организационного комитета приглашаю членов жюри, но я не голосую. Но поскольку я между Москвой и Петербургом провожу много времени, я слышу и первый тур, и второй тур, и третий тур. Я бы отдал сегодня этот приз — Гран-при — Зинаиде Царенко». Зинаида — высокая, статная, крупная, девушка выделялась на общем ландшафте лауреатов яркой, броской внешностью. А это исключительно важно для артиста. И всегда привлекает к нему особое внимание.

1 июля, Санкт-Петербург, Новая сцена Мариинского театра. Гала-концерт лауреатов

«РОСКОНЦЕРТ» на высоте

Как и все конкурсы, проводимые под эгидой ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (Всероссийский музыкальный конкурс, Международные конкурсы имени Рахманинова в Москве и Великом Новгороде, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, Международный конкурс артистов балета), Конкурс Чайковского прошел на высшем организационном уровне. Генеральный директор ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» Андрей Малышев в апреле был назначен заместителем министра культуры РФ и на этом посту продолжает курировать мероприятия РОСКОНЦЕРТА. И на сей раз все службы работали четко и слаженно. Идеальная организация трансляций, работа пресс-центра, комфортные условия для участников и членов жюри: всё – в лучших традициях главного музыкального состязания в России.

Трансляции

Трансляции конкурса шли в режиме онлайн одновременно из всех залов, где проходили прослушивания: на официальном сайте конкурса и в его официальном сообществе ВКонтакте. Это позволяет меломанам присутствовать в любой момент в любом зале и следить за всеми специальностями. С другой стороны – можно и не ходить на конкурс, если сам конкурс приходит теперь к вам домой. К хорошему быстро привыкаешь, а конкурс Чайковского в «эпоху Гергиева» приучил нас к этим удобствам, к тому же задал тренд: теперь практически все состязания можно смотреть, не отрываясь от экрана PC или смартфона.

XVII конкурс установил рекорд: более 50 млн просмотров в 102 странах. Это почти в три раза больше, чем в 2019 на XVI конкурсе (по информации «РИА Новости», тогда было более 18,5 млн просмотров в 192 странах).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.