X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» 2019. Наследие Ballets Russes в XX–XXI столетиях

X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» 2019. Наследие Ballets Russes в XX–XXI столетиях
В ноябре 2019 года в Санкт-Петербурге пройдет X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Фестиваль празднует свой юбилей, который совпадает со 110-летием самих дягилевских Ballets Russes. Тема «Дягилев. P.S.» 2019 в этом году – «Наследие Ballets Russes в XX–XXI столетиях», «Русские сезоны» как источник вдохновения для современных хореографов.

Программу открывает  Балет Монте-Карло спектаклем «Посвящение Нижинскому», который будет показан 14 и 15 ноября.  Монте-Карло – это существенная составляющая творческой биографии Ballets Russes.  Именно здесь многие годы располагалась база Ballets Russes. Здесь проходили репетиции и премьеры балетов и опер антрепризы, решались творческие и финансовые вопросы. После смерти Дягилева в 1929 г. была образована труппа «Русский балет Монте-Карло», в которой собрались бывшие танцоры-дягилевцы.

Спектакль «Посвящение Нижинскому» представляет четыре хореографические версии XXI века шедевров Ballets Russes: «Дафнис и Хлоя» (хор. Жан-Кристоф Майо), «Видение розы» (хор. Марко Гёке) «Неужели я влюбился в сон?»  (хор. Йерун Вербрюггени) и «Петрушка» (хор. Йохан Ингер). Этот спектакль – двойной оммаж: 110-летию Ballets Russes и 130-летию со дня рождения легендарного танцовщика и балетмейстера, звезды дягилевских «Русских сезонов» и новатора в области хореографии – Вацлава Нижинского.

«Дафнис и Хлоя» – не новый спектакль, премьера состоялась в 2010 году, но за это время хореограф сменил акценты.  В этом балете мы видим две пары любовников, совсем юных Дафниса и Хлою, и вторую более зрелую пару Доркона и Ликэнион. С уходом со сцены жены и музы выдающейся танцовщицы Бернис Коппьетерс, которая танцевала партию Ликэнион, Майо перенес фокус со взрослой пары на юную. Теперь Дафниса и Хлою танцуют Симоне Трибуна и Анхара Баллестерос.

«Видение розы» Марко Гёке поставлен в 2009 году, хореограф изменил концепцию Фокина – в его постановке чувства обуревают Призрака, именно он жаждет любви и страстей, и великолепный танцовщик Даниеле Дельвеккио замечательно передает этот порыв.

«Неужели я влюбился в сон?»  Йеруна Вербрюггени – это новая версия легендарного  «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси. Для своего опуса в качестве названия хореограф взял первую строку из поэмы Малларме «Неужели я влюбился в сон?», тем самым подчеркнув интроспективный характер своего балета, наряду с традиционной для сюжета репрезентацией животного начала. Хотя красной нитью в балете сохраняется тема эротизма, эта версия «Фавна» отходит от замысла, выраженного в оригинале.  В противовес каноническому «Фавну» Ballets Russes, демонстрировавшему бесстыдную похоть присущую этому странному существу, Йерун Вербрюгген исследует вопросы сексуальной самоидентификации. Чего по-настоящему желает наше тело? По каким неизведанным ощущениям тоскует?

«Петрушка» Йохана Ингера – премьера декабря 2018 года.  В этом спектакле Ингер перенес всю историю в мир моды, главный герой, которого зовут Сергей Лагерфорд в черном костюме и черных очках – отсылка к фигуре Карла Лагерфельда, а сейчас, с уходом модельера из жизни, конечно же, читается как оммаж этой выдающейся личности. Хотя образ во многом и собирательный, это те художники (вспомним Ива Сен-Лорана), которые строили весь свой мир, отталкиваясь от своих детских кукольных игр. Куклы стали манекенами, у которых кипят свои страсти: ревность, влюбленность, зависть, обиды. И в этом переплетении миров живых и неживых (в финале разбитый манекен Петрушки оживает), материи и духа, пронзительно звучит нота одиночества, уязвимости и страстного желания быть понятым.

22 ноября на сцене ТЮЗ им. А.А. Брянцева зрители увидят два балета – «Свадебка»  Татьяны Багановой и «Весна священная» Брендана де Галли. Обе постановки исследуют языческие миры древнеславянский и кельтский.

«Свадебка» Татьяны Багановой  – работа, созданная в 2000 году для труппы «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, стала сенсацией и в том же году получила высшую российскую театральную премию «Золотая маска».  Это феномен в современном российском балете, этим спектаклем Баганова заявила о себе как мощнейший хореограф. Спектакль не танцевали 20 лет, но его сохранили и специально для Фестиваля вернули на сцену, конечно, с уже другой труппой. Северные народные традиции, жестокой древний мир, помолвка, когда Он отрезает Ей косу, символ женской красоты, подчиняет себе, забирает ее силу, чтобы сделать частью себя.

«Весна священная» – постановка легендарного мастера ирландского танца, лауреата множества международных премий в области танца, экс-солиста ансамбля Riverdance Брендана де Галли, которую он сделал со своей танцевальной компанией Eriu. В 2012 году спектакль открывал фестиваль современного ирландского искусства в городе Каван. Премьера прошла на Соборной площади в присутствии пятнадцати тысяч зрителей, и это в некотором роде возвращение к жанру мистерии. Спектакль посвящен ирландскому народу – это история о людях естественных, страстных, чувственных, религиозных. Танцует очень молодая труппа, в основе хореографии ирландский народный танец степданс, в спектакле много что выстроено по вертикали, и в центре концепции – идея двойственности личности и стремящегося вверх человека.

Брендан де Галли обладает докторской научной степенью в области ирландской народной культуры и танца. Здесь просматривается явная параллель с творцами «Русских сезонов», многие из которых были большими интеллектуалами, в частности Фокин, Бенуа и Баланчин.

На главной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова 26 ноября будет представлена программа “Pure Dance” («Чистый танец») в исполнении суперзвезды танцевального мира, российской балерины Натальи Осиповой.

Наталья Осипова была одной из солисток в первом сезоне Фестиваля с балетом Большого театра «Русские сезоны» в постановке Ратманского на музыку Леонида Десятникова.  И вот спустя 10 лет она возвращается, но теперь это уже всемирно признанная звезда со своим выбором.  Программа «Чистый танец» придумана и собрана Натальей Осиповой, она выступает в качестве ее творческого продюсера, и воспринимать программу нужно как целостное высказывание. В 2016 году Наталья начала сотрудничество с замечательной британской компанией Sadler’s Wells  (с которой Фестиваль является сопродюсером «АвтоБИОграфии» Уэйна МакГрегора). В 2018 балерине предложили сделать программу, выбрать хореографов, танцовщиков и темы, которые ей интересны: любовь,  отношения  женщины и мужчины, что, казалось бы, вечная история, но Осипова вносит в нее свою расстановку акцентов.

Начало программы – «Опавшие листья» на музыку Дворжака, номер, поставленный в ABT в 1975 году Энтони Тюдором. Танцевать Наталья будет с Дэвидом Холбергом, блестящим танцовщиком, сегодняшним премьером Большого театра и приглашенным премьером ABT.

Следующий номер – «Трепет» в постановке Ивана Переса – исследование ощущений двух влюбленных душ и тел. Для «Трепета» он взял музыку композитора-минималиста Нико Мьюли, ученика Филипа Гласса. Опус называется «Родной язык», это звуковой фон женских голосов, которые произносят цифры из адресов, где проживал композитор. То есть «Трепет» – это своеобразный архив воспоминаний, и музыка тоже об этом. Мьюли – композитор, который работает в самых разных жанрах: пишет музыку для балетов, театральных постановок, написал оперу, но также сотрудничал с Бьорк и делал аранжировки для рок-групп. Он настоящий новатор, и выбор Осиповой такой музыки, безусловно, очень в стиле Дягилева, потому что это нечто неизведанное. Партнером Осиповой будет Джонатан Годдард, тоже очень примечательный артист, который танцует в стиле contemporary dance, много ставит как хореограф, и также работает в драматических спектаклях с ведущими современными артистами в качестве постановщика сценического движения. В частности, работал в команде, которая в 2016 году поставила знаменитый спектакль «Антоний и Клеопатра» с Рейфом Файнсом.

Номер «Чистый танец» Ратманский специально создал для Осиповой, и признался, что эту музыку – «Грустный вальс» Сибелиуса сам когда-то хотел станцевать. Номер трагический, вальс был сочинен к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть», точнее к одной сцене этой пьесы, это всего 202 такта, написанные для струнного ансамбля, большого барабана и колокола «в темпе медленного вальса». Они танцуют не по сюжету пьесы, но тема смерти присутствует, партнер (Дэвид Холберг) как будто затанцовывает Возлюбленную до полусмерти.

«Шесть лет спустя», как можно догадаться из названия, номер о встрече мужчины и женщины, поставлен на музыку Лунной сонаты Бетховена и композиции Reflections of my life шотландской группы Marmalade.

Постановщик – израильский танцовщик и хореограф Рой Ассаф, который танцевал шесть лет в парижской труппе Эмануэля Гатта, потом стал ставить самостоятельно в Европе и Израиле, сейчас Ассаф работает в труппе «Бат-Шева». Премьера балета «Шесть лет спустя» состоялась в 2011 году. В России его танцуют Марат Шемиунов и Ирина Перрен. В этом номере партнером Осиповой выступает еще один танцовщик contemporary dance Джейсон Киттельбергер, с которым она уже работала в первом проекте для Sadler’s Wells, и она сама отметила в интервью газете «КоммерсантЪ», что Киттельбергер в первую очередь «танцовщик чувственный и эмоциональный».

Также в программе этого вечера два сольных номера. Холберг будет танцевать номер «In Absentia», поставленный датским хореографом Кимом Брандструпом на музыку 1-й части Чаконны Баха, Осипова – номер «Аve Maria» на музыку Шуберта, который был специально для нее поставлен японским хореографом Йоко Оиши, вдохновленной, по собственным ее словам «женской сущностью Наташи».

После окончания спектакля Фестиваль предоставляет зрителям уникальную возможность прямого общения с артистами. Все желающие могут остаться в зрительном зале, чтобы присутствовать на творческой встрече с артистами Сабуро Тешигавара и Рохико Сато и задать им свои вопросы.

27 ноября Фестиваль покажет спектакль «Идиот» японского хореографа Сабуро Тешигавары. Несмотря на то, что формально спектакль не имеет отношения к репертуару Ballets Russes, по уровню новации, по тому, как это сделано, это абсолютно дягилевский феномен. Поставлен этот спектакль в 2018 году, премьера состоялась осенью в театре Шайо в Париже. Хореографический язык включает классический балет, буто и элементы свободного танца, по первой профессии Сабуро Тешигавара  художник, он сам придумывает свет и костюмы.

67-летний танцовщик и хореограф Сабуро Тешигавара час пятнадцать будет танцевать практически один, с одной партнершей – таким универсальным воплощением женщины, не только Настасьи Филипповны. А в образе, который представляет Тешигавара, собрано несколько противоречивых персонажей, он и князь Мышкин, и Рогожин. Артист размышляет и даже медитирует на наших глазах, какое-то непродолжительное время он входит в эту историю, а потом возникает музыкальная тема – «Русский вальс» Шостаковича, это простая, но невероятно выразительная музыка. По силе воздействия на чувства можно провести параллель с музыкой Стравинского. Минимализм  танца потрясает, он одновременно отрешен и беспредельно экспрессивен. Тешигавара – уникальное явление, художник-универсал, открытый всем стилям. Он говорит, что знал о том, что невозможно создать хореографический аналог романа Достоевского, но именно эта невозможность стала для него ключом для создания произведения.

28 ноября в театре «Балтийский дом» будет показана драма-опера-балет «Кармен», которая возникла в программе Фестиваля совершенно спонтанно, в тот момент, когда уже все было собрано. Главное в этом спектакле, созданном в рамках фестиваля «Черешневый лес», – его полиформа, это опера, драма и балет, завязанные в единое целое. Это очень интересное направление поиска и публика сможет  увидеть и оценить то, что получилось у продюсера Павла Каплевича, режиссера Максима Диденко и хореографа Владимира Варнавы.

«Это в первую очередь музыкальный спектакль с некоторыми элементами драмы. Все участники действа — и танцоры, и певцы — в меру своих умений присоединяются к этой̆ музыке и высекают из нее искры. А музыкальные инструменты в нашей постановке самое примечательное. У нас есть ансамбль древних аутентичных инструментов, в основном арабских: например, сантур — средневековый̆ арабский̆ струнный̆ ударный̆ инструмент, лютня, древние флейты. Композитор Алексей Сюмак переоркестровал музыку Жоржа Бизе и сочинил для нашей̆ «Кармен» собственные произведения. Всё это объединилось в некую музыкальную вязь — я называю это так».

–  Максим Диденко, режиссер

 1 декабря фестиваль завершится творческой встречей с Матсом Эком и Аной Лагуной на новой площадке, в Детском театре танца Бориса Эйфмана. На молодой сцене легендарный творческий дуэт станцует две хореографические миниатюры – Axe («Топор»), которую зрители могли видеть в программе фестиваля «Context» несколько лет назад, и новое произведение Memory («Память»). Кроме того, будет показан фильм «Старуха и дверь», где танцует мать Эка – Биргит Кульберг, знаменитая танцовщица и основательница труппы «Кульберг-балет», которой впоследствии руководил Матс Эк, и несколько фрагментов из фильмов-балетов того времени, когда Ана Лагуна была в расцвете творческих сил: юная в «Доме Бернарды Альбы» (1978), зрелая в «Кармен» (1994) и в роли Кормилицы в «Джульетте и Ромео» (2013, Шведская королевская опера), которая стала последней ролью танцовщицы на академической сцене.

17-18 ноября в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства традиционно в рамках фестиваля пройдет международная научная конференция «Наследие «Русских сезонов». Версия 2.0».

17  ноября в рамках юбилейного X-го Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.» состоится интеллектуальная игра «В круге Дягилевом. Кто есть кто». Фестиваль соберет своих друзей, самых ярких представителей разных творческих профессий, знатоков истории балета, художников, музыкантов и представителей бизнес-сообщества. Участникам этого «brain ring» представится возможность посоревноваться не только и не столько в эрудированности, сколько в умении находить ответ на вопрос посредством логических построений. Вопросы, разработанные специально для игры, затронут самые разные аспекты истории «Русских сезонов». По какой причине музыка к балету «Треуголка» де Фальи стала на 1,5 минуты длиннее, нежели планировалось изначально? Как Дягилев обидел Илью Остроухова, и при чем тут Бакст? Кто из известных танцовщиц, несмотря на свою всеевропейскую славу и безмерное личное обаяние, был отвергнут Дягилевым? Ответы на эти и многие другие вопросы две команды знатоков попробуют найти на первой открытой интеллектуальной игре фестиваля «Дягилев. P.S.».

Как итог десятилетней деятельности будет подведена фотовыставка «Десять лет. Лица фестиваля» в Музее театрального и музыкального искусства. Выставка продемонстрирует артистов, фотохудожников, хореографов, танцевальные и музыкальные коллективы, сотрудничавших с Фестивалем на протяжении 10 лет.