Вышел в свет № 7 (400) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

Вышел в свет № 7 (400)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

В номере:

Юбилейный номер «МО»: 400-й за 27 лет издания газеты.

Эксклюзивное интервью главного приглашенного дирижера ГАСО России им. Е.Ф. Светланова Василия Петренко.

Браво, российские пианисты! Три первые премии на престижных международных конкурсах получили Андрей Гугнин, Никита Мндоянц и Александр Панфилов.

Информация к размышлению. Министерство культуры РФ опубликовало сведения о доходах руководителей федеральных учреждений культуры за 2015 год.

Оперные премьеры минувшего лета: «Паяцы» в «Геликон-опере», «Ариадна на Наксосе» в Камерном театре им. Б.А. Покровского, «Травиата» в Пермском театре оперы и балета.

«Золотая Маска» — ретроспектива и перспективы. Итоги самого трудного сезона в истории Национальной театральной премии.

«Музыкальное обозрение» — № 400

Газета отметила круглую дату — выход 400-го номера. Юбилейный номер открывается кратким обзором истории «МО»: от 1-го до 400-го номера, от 4 до 48 полос. В свою очередь, история газеты отражает этапы историю современной России.

Флешмоб "Я читаю газету Музыкальное обозрение". Фото Алексей Колосов.

«Мы начинали в другой стране, в другой политической и экономической системе. Был самый разгар перестройки, но тем не менее на появление нового издания все еще нужно было разрешение высших партийных инстанций… Тогда невозможно было представить, что пройдет совсем немного времени — и эта система рухнет, и надо будет начинать жить и работать фактически с нуля, в новой системе координат, в условиях совершенно иных экономических и человеческих отношений. Но мы выжили, выстояли и выиграли, несмотря ни на какие обстоятельства… 400 номеров газеты — это… многотомная энциклопедия, летопись музыкальной и культурной жизни России на рубеже исторических эпох, веков и тысячелетий».

Василий Петренко: «И другая точка зрения может быть правильной»

Газета публикует эксклюзивное интервью главного приглашенного дирижера ГАСО России им. Е.Ф. Светланова Василия Петренко. Отметивший 7 июля 40-летие, Петренко — один из самых востребованных дирижеров наших дней. Он — художественный руководитель и главный дирижер Ливерпульского симфонического оркестра (с бессрочным контрактом) и Филармонического оркестра Осло, руководитель Молодежного оркестра Европейского Союза, до недавнего времени — главный приглашенный дирижер Михайловского театра.

Василий ПЕТРЕНКО. Фото S. Tarlova.

В интервью, которое В. Петренко дал главному редактору «МО» Андрею Устинову, затрагиваются разные темы. Дирижер рассказывает о детстве и годах учебы в Санкт-Петербургской консерватории, о том, как он начинал работать в Европе, о принципах работы с европейскими оркестрами, много времени уделяет рассуждениям о репертуаре и, в частности, о необходимости исполнения современной музыки. Он находит много общего в двух городах — родном Санкт-Петербурге и Ливерпуле, также ставшем для него своим:

«Ливерпуль — город очень пассионарный, как и Петербург. Все делается с сердцем. Не всегда с умом, но всегда с сердцем. Поэтому люди очень креативные. Тебя могут креативно обокрасть, креативно облобызать, и это все происходит одновременно. Думаю, один из основных факторов, характеризующих Ливерпуль — искренность: если ты приходишь с открытым сердцем, отдаешь то, что у тебя есть, и не пытаешься что-то скрыть, Ливерпуль тебя сразу принимает».

А о различиях между европейской и русской ментальностью Петренко говорит так:

«Мне пришлось учиться десять лет тому, что всегда есть другая точка зрения, и она тоже может быть верной. В отличие от того, чему учили когда-то России: “есть мое и есть неправильное”».

Эконом-базис культ-надстройки

Как и год назад, газета печатает (в сокращении) официальный документ, опубликованный ранее на сайте МК РФ: «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минкультуры России, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 г.».

Подробности — в № 400 «МО», а продолжение последует в следующем номере газеты.

Опера: премьера

Газета представляет несколько значительных оперных премьер минувшего лета: «Паяцы» Леонкавалло в «Геликон-опере», «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса в Камерном театре им. Б.А. Покровского, «Травиата» Верди в Пермском театре оперы и балета.

Музыкальные Инь и Ян

Опера Р. Штрауса впервые за 100 лет, прошедших со дня ее создания, поставлена в Москве (российскую премьеру в 2004 осуществил Мариинский театр). Первоначально задуманная (и воплощенная) как дивертисмент в музыке к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», она в редакции 1916 года разрослась до двухчастной композиции.

Сцена из спектакля. Фото Игорь Захаркин.

«Ариадна», несомненно, актуальна и для нашего времени. Как и 100 лет назад, она заставляет задуматься о феномене музыкального искусства в современную эпоху, когда стилевые границы размываются, гениев свергают с пьедесталов, все чаще правят бал власть, заказ, деньги, вкусы толпы. Можно вспомнить, что 1910-е годы, когда была написана опера, — одна из переломных эпох в истории музыки, время рождения «Весны священной» и додекафонии…

«Жизнь и смерть летним вечером»

Премьера «Паяцев в «Геликон-опере» увенчала 26-й сезон театра — и первый, проведенный геликоновцами в родном доме, восстановленном после 8-летней реконструкции. Молодой режиссер Д. Белянушкин поставил «Паяцев» не просто как  «театр в театре» (как в опере Леонкавалло), а «театр в театре в театре» (репетиция — спектакль, разыгрываемый комедиантами на сцене — спектакль «на самом деле», в сегодняшнем «Геликоне»), где стерты границы между игрой и реальностью, театром и жизнью, жизнью и смертью.

Сцена из спектакля "Паяцы". Фото Антон Дубровский.

Он говорит: «Наш спектакль — попытка заглянуть за кулисы и разобраться в этом мире». Режиссер привнес ощущение драйва и юмора в спектакль, что отчасти облегчает напряжение драмы и снижает остроту переживаний героев: ведь это всего лишь прогон, репетиция…

Рецензии на летние премьеры московских оперных театров дополнены подробной информацией о событиях прошедшего сезона и планами на сезон 2016/2017.

Прыжок с каминной полки

Пермский театр оперы и балета показал оперу Верди «Травиата» в постановке американского режиссера Роберта Уилсона, музыкальный руководитель Теодор Курентзис.

«Мы не увидим в сложном театральном тексте Уилсона, — пишет рецензент “МО” Юлия Бедерова, — ни переноса времени-места действия (напротив, в холодной, пустой сценографии разворачивается едва ли не традиционный костюмный спектакль с виртуозной иллюзией полного исторического соответствия нарядов сюжету), ни переинтерпретации-переоценки действий и мотивов героев Верди: все они любят, интригуют и умирают, строго следуя тексту либретто и партитуре. Но многое в привычном звучании оперы все же меняется…

Новая “Травиата” — редкий по мировым меркам и эксклюзивный по пермским пример идеального соответствия театральной и музыкальной интерпретации. Другие известные пермские постановки Теодора Курентзиса, как ни относись к качеству элементов, демонстрируют разную степень асимметрии театра и музыки, разность веса, смысла или качества. В “Травиате”, кажется, впервые на пермской сцене идет спектакль, в котором музыка и драма неотделимы друг от друга, не могут существовать отдельно или, по крайней мере, не высказываются друг без друга полно и ясно».

Балет

В рубрике «Балет» — рецензии Екатерины Беляевой на премьеры балетов «Ундина» в Большом театре (на музыку Х.В. Хенце, дебют на главной сцене страны Вячеслава Самодлурова) и «Анна Каренина» в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко (хореограф Кристиан Шпук).

Также в этой рубрике — информация о юбилейных вечерах Бориса Эйфмана на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга  и Светланы Захаровой в Большом театре.

От юбилея к юбилею

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан завершил свой 50-й сезон. В 2015 году исполнилось 50 лет художественному руководителю и главному дирижеру ГСО РТ Александру Сладковскому, а в нынешнем году исполняется 50 лет самому оркестру, который в 1966 году создал выдающийся маэстро Натан Рахлин.

Этим и другим событиям в жизни одного из ведущих симфонических коллективов страны — фестивалям, гастролям, знаменательным концертам, новинкам звукозаписи — посвящен материал, который подготовили Дарья Климова и Павел Райгородский.

Одним из знаменательных событий сезона и юбилейного года стало исполнение в одном концерте двух великих симфоний конца XIX века: 9-й Брукнера и 1-й Малера.

«Брукнер по сути передает традицию, эстафетную палочку в руки Малера — от Девятой к Первой, — говорит А. Сладковский. — Мы как бы находимся на стыке времен. Понятно, что слушателям выдержать обе симфонии очень тяжело  — так не  играют нигде. Но  мы очень любим играть такие полотна, подходим к ним с полнейшей отдачей, четко следуем авторским указаниям. Брукнер мне невероятно дорог, но Малер еще дороже. Он более близкий нам. К Брукнеру же приходишь в пожилом возрасте, когда пора уже начинать думать о вечном. Так что мое личное понимание музыки Брукнера еще впереди…».

Награды музыкантам

Публикуются списки музыкантов, деятелей культуры и музыкального искусства, награжденных орденами и медалями и удостоенных почетных званий РФ. В частности, Орденом Почета награждены заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка, хореограф Борис Эйфман. Звания заслуженного артиста РФ — виолончелист Борис Андрианов.

Отдельным Указом президента РФ награждены орденами и медалями участники концерта оркестра Мариинского театра в Пальмире. Орденом Александра Невского награждены дирижер Валерий Гергиев и виолончелист Сергей Ролдугин, Орденом Дружбы — скрипач Павел Милюков, а также генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени — 38 артистов оркестра и сотрудники Мариинского театра.

Информация и новости от «МО»

Вручены премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. В числе награжденных — коллектив постановщиков спектакля «Хованщина» в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко: режиссер постановщик Александр Титель, дирижер Александр Лазарев, художник Владимир Арефьев, художник по свету Дамир Исмагилов, хормейстер Станислав Лыков. Ранее спектакль получил премию газеты «Музыкальное обозрение» как лучший оперный спектакль 2015 года и «Золотую Маску» в номинации «Опера/спектакль»;

гобоист и дирижер, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического камерного оркестра России Алексей Уткин;

солист Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова Алексей Татаринцев;

художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев.

Президент Владимир Путин посетил киностудию «Ленфильм» и сыграл мелодию песни Т. Хренникова и М. Матусовского «Московские окна» на раритетном пианино XVIII века.

На Ваганьковском кладбище открыли памятник на могиле народного артиста РФ Святослава Бэлзы.

Фирма «Мелодия» выпустила антологию записей Эмиля Гилельса, к 100-летию со дня рождения великого пианиста ХХ века, которое будет отмечаться 19 октября.

Пианист Данил Трифонов назван «Артистом года» по версии английского журнала Gramophone.

Девять муниципальных театров получили Гранты Правительства РФ на 2016 год. В числе обладателей грантов: Бурятский академический театр оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова — на постановку балета «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова (18 млн. руб., премьера в декабре 2016); Астраханский театр оперы и балета — на постановку оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском Кремле» (10 млн. руб., премьера 9 сентября 2016);Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана — на постановку оперы «Турандот» Дж. Пуччини (12,69 млн. руб., российско-китайско-итальянский проект, премьера в ноябре 2016).

Газета публикует информацию о назначениях в учреждениях культуры. Министром культуры Саратовской области назначена Татьяна Гаранина (бывший министр Светлана Краснощекова теперь работает в должности зам. директора Саратовской филармонии). Директором Иркутской филармонии назначена Ирина Касьянова.

Ректором Волгоградской консерватории избрана Виктория Давыдова.

Неужели «весь мир — театр»?

«МО» подводит итоги XXII фестиваля «Золотая Маска». Кратко напомнив историю противостояния вокруг «Золотой Маски» в 2015 году и давая подробную оценку результатам форума в различных номинациях, газета отмечает: «За свою более чем 20-летнюю историю «Золотая Маска» стала зеркалом не только российского театра, но и культурной ситуации в целом; общественного, идеологического движения. Это ярко показали, опять-таки, последние 1,5 года. А поскольку культура и искусство взаимосвязаны с жизнью — то и зеркалом нашей жизни.

В последнее время «Маске» пришлось выдержать нешутейные баталии. Но, как бы к ней не относиться: с добром или с негативом, ругать или хвалить, признавать или отвергать — не замечать ее невозможно. Она есть, достигла совершеннолетия, и крепко стоит на ногах, выдерживая любые бури и проблемы, являясь самым мощным организмом и главным делом СТД — наиболее авторитетного творческого союза современной России. Она в любом случае вызывает уважение. Она заставляет пристально смотреть на театр, анализировать его, любить и ненавидеть. Она приблизила театр к обществу… вышла за границы культуры и искусства. Но это путь театра: он всегда говорит с людьми, он всегда зовет, заставляет думать, вызывает отклик, как любое произведение искусства».

Диалоги на Земле обетованной

Газета представляет вышедшую в Тель-Авиве книгу Марины Рыцаревой «Иосиф Барданашвили: жизнь в трех измерениях (3D). Беседы с композитором».

посвященную современному израильскому композитору, уроженцу Батуми, в 1995 репатриировавшемуся в Израиль. Жанр книг-бесед, диалогов с композиторами — не самый популярный в музыкальной литературе. Можно вспомнить две книги диалогов с Альфредом Шнитке: одна Д.И. Шульгина «Годы неизвестности Альфреда Шнитке» и другая А.В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке»; Беседы Марины Нестьевой с Валентином Сильвестровым; Энцо Рестаньо с Софией Губайдулиной (опубликованы в книге В.Н. Холоповой о композиторе)… Книга М. Рыцаревой — весомый вклад в этот жанр.

«Барданашвили, еще недавно — заместитель министра культуры Аджарии, который начал здесь с таскания ящиков в продуктовом магазине, но платил по-грузински щедрые чаевые таксисту, спеша на свидание с музыкальным критиком в тель-авивском кафе. Только приехавший, безденежный, умел обаять театрально-концертный персонал и проникнуть на все концерты и спектакли. Не носит кипу, но целует мезузу. Отчаянный творец, берущийся за неподъемные творческие задачи, и осторожный водитель. В чем-то дерзкий, в чем-то робкий, гордый, но умеющий проглатывать обиды; неожиданный не только для других, но, по-моему, и для самого себя. Я думаю, читатель хотел бы узнать такого Барданашвили. Давайте, “колитесь”»! И композитор «раскололся». В книге много юмора, через призму которого освещаются подчас драматические события. Проходит вереница ярких личностей, таланты которых так или иначе отразились в кусочках мозаики богатой личности самого Иосифа Барданашвили. Много разговоров посвящено театру и кино, собственному стилевому становлению, музыкальной критике, отношениям с исполнителями, с заказчиками и т.д. По мере чтения начинаешь осознавать масштаб творческой личности… Можно считать, что с выходом этой книги общественный образ композитора Барданашвили приобрел определенную законченность, а любитель музыки приобрел увлекательную, яркую и познавательную книгу».

Любимый ученик Шостаковича

В рубрике «Книги» представлено еще одно издание: мемориальный сборник статей к 100-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Флейшмана (1913–1941). Жизнь Флейшмана оборвала война. Единственное дошедшее до нас его произведение — камерная опера «Скрипка Ротшильда», написанная по одноименному рассказу А. Чехова. «Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы, — пишет редактор-составитель сборника Нина Дроздецкая. — Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус.

Рукопись оперы — клавир и незаконченная партитура — были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов. Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио п/у Г.Н. Рождественского» (финальный фрагмент оперы записан на компакт-диск, дополняющий издание).

In memoriam

«МО» публикует некрологи памяти пианиста, экс-ректора и профессора Саратовской консерватории Анатолия Скрипая, композитора Георгия Дмитриева, пианистки и педагога, профессора Московской консерватории Маргариты Федоровой, заместителя директора Ростовского государственного музыкального театра Ирина Григорьевой.

Сто лет назад

В рубрике «Рифма в 100 лет» по страницам «Русской музыкальной газеты» 1916 года — подведение итогов сезона в оперных театрах Москвы.

«К сожалению, блестящий в материальном отношении сезон не дал ничего особо интересного в отношении эстетическом и поэтому должен быть отнесен к числу довольно бледных сезонов,— пишет рецензент “РМГ”. — Большой театр, как и в предыдущие годы, часто радовал прекрасным музыкальным исполнением, но ни на шаг не приблизился к осуществлению идеала истинно художественного воспроизведения оперы, как музыкально-синтетического произведения… Опера Зимина почивала, по-прежнему, на лаврах, и все, говоренное в обзорах прошлых лет, можно бы было повторить и теперь…

Третий московский оперный театр — Народный дом тоже ни на шаг не пошел вперед, по сравнению с прошлыми сезонами. Не было даже новых постановок, если не считать “Чародейки”, ранее в Н. Д. никогда не шедшей, и “Винздорских кумушек”, прошедших всего о 2 раза в самом конце сезона».

Распределив художественно-эстетические оценки, «РМГ» подводит статистические итоги сезона по каждому театру и по всему московскому оперному сезону.

«Всего было дано оперных спектаклей — 553. Всего было поставлено опер — 53, русских — 31, иностранных 22. По количеству представлений оперы распределяются: Травиата — 38 (!) раз, Пиковая дама — 36. Евгений Онегин — 30. Кармен — 30, Гугеноты — 28, Фауст — 22, Жизнь за царя — 20, Демон — 20».

Среди композиторов по числу исполнений лидируют: Чайковский — 85, Римский-Корсаков — 62, Верди — 50, Бизе — 42, Мейербер — 37.

И еще один пункт статистики: «По количеству опер композиторы распределяются так: Римский-Корсаков — 7 опер, Чайковский — 4, Верди и Масснэ — по 3, Глинка, Бизе, Гуно, Мусоргский, Мейербер, Обер, Серов — по 2, остальные — по 1».

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике