Вышел в свет № 3 (396) 2016 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел в свет № 3 (396) 2016 национальной газеты «Музыкальное обозрение»
В номере:
«То, что дирижировать трудно, я осознал в 70 лет!». Легендарный маэстро Геннадий Рождественский празднует 85-й день рождения гала-концертом на Исторической сцене Большого театра
Награды от Президента. Иосиф Кобзон — Герой Труда Российской Федерации, Александр Сладковский — народный артист России, Владислав Лаврик — лауреат премии для молодых деятелей культуры за 2015 год
«После 2000 года я понял, что могу написать всё». Исполнилось 70 лет композитору, художественному руководителю Московской филармонии, профессору, заведующему кафедрой композиции Московской консерватории Александру Чайковскому
 «Нет повести печальнее на свете…». К юбилею С.С. Прокофьева Екатеринбургский театр оперы и балета представил премьеру «Ромео и Джульетты»
Руководство к действию. Принята Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года

Персона

4 мая отмечает 85-летие легендарный музыкант Геннадий Николаевич Рождественский. Выдающаяся личность, симфонический, оперный и балетный дирижер, пианист, автор книг, статей, «преамбул» к своим концертам, архитектор уникально выстроенных филармонических программ и циклов. Человек поистине могучего интеллекта, энциклопедических знаний, исследователь, реставратор, редактор многих партитур, просветитель, первооткрыватель музыкальных сокровищ, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, библиофил.

О многих ключевых страницах и событиях своей жизни и творчества, начиная с детских впечатлений от знакомства с великими музыкантами прошлого; о том, как меняются с годами его пристрастия, об отношении к современной музыке, о своей библиотеке Г.Н. Рождественский рассказал в интервью специально для «МО» (с маэстро беседовал музыковед Виктор Юзефович).

Отвечая на вопрос о музыкантах и режиссерах, встречи с которыми имели решающее значение для его творческого опыта, Г. Рождественский приводит следующий список:

«Композиторы — Дмитрий Шостакович, Бенджамин Бриттен, Альфред Шнитке.

Дирижеры — Вилли Ферреро, Отто Клемперер, Ханс Кнаппертсбуш, Томас Бичем.

Инструменталисты — Давид Ойстрах, Клиффорд Кёрзон, Клаудио Аррау, Мстислав Ростропович, Хенрик Шеринг, Иегуди Менухин.

Певцы — Дитрих Фишер-Дискау, Борис Христов, Дженет Бейкер.

Оперные режиссеры — Борис Покровский.

Хореографы — Юрий Григорович, Джон Ноймайер».

Кстати, Дж. Ноймайер специально для юбилейного вечера в ГАБТ 4 мая ставит балет А. Глазунова «Времена года». В программе вечера также III акт оперы С. Прокофьева «Семен Котко» и Симфония № 9 Д. Шостаковича.

Власть и культура

Ежегодно весной, в марте и апреле, выходят указы Президента о присвоении высших государственных званий и наград деятелям культуры. В этом году среди награжденных —музыканты.

Певец и депутат Государственной Думы Иосиф Кобзон удостоен звания Героя Труда Российской Федерации.

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский — звания народного артиста России.

Трубач, артист Российского национального оркестра Владислав Лаврик стал лауреатом Премии Президента России для молодых деятелей культуры за 2015 год.

Церемония награждения лауреатов Премии для молодых, а также за произведения для детей и юношества, состоялась 25 марта, в День работника культуры в Екатерининском зале Кремля.

В номере опубликованы важнейшие документы в области культуры, утвержденные за последнее время:

Основы государственной культурной политики (утверждена Указом Президента В. Путина).

«Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ, — говорится в Указе Президента. — <…> определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Стратегия государственной культурной политики (утверждена распоряжением Правительства РФ), разработанная во исполнение Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. и направленная на реализацию их целей и задач.

«Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Такой подход базируется на положениях Основ государственной культурной политики, согласно которым государственная культурная политика понимается как широкое межотраслевое явление, охватывающее такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также как воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны» (из преамбулы к документу).

Юбилей

19 февраля исполнилось 70 лет композитору, художественному руководителю Московской филармонии, профессору, заведующему кафедрой композиции Московской консерватории Александру Чайковскому.

В течение всего 2016 года в Москве и городах России проходят юбилейные авторские концерты А. Чайковского, многочисленные исполнения его сочинений. Главный юбилейный концерт состоялся 29 марта в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Произведения А. Чайковского исполнили АСО Московской филармонии под управлением М. Янсонса, пианисты Б. Березовский, Д. Чайковская, К. Башмет, альтист Ю. Башмет, Капелла им. Юрлова (худ. рук. Г. Дмитряк).

В эксклюзивном интервью для «МО» А. Чайковский отметил: «Когда многие мои ровесники уже мнили себя гениями, я вообще не был уверен, что имею право считаться композитором. C другой стороны, я всегда был спокоен, ведь в случае неудачи у меня была возможность куда-то уйти, я знал, что заработаю на хлеб как пианист или тренер по теннису. А после 2000 года я почувствовал, что могу написать всё. Это смело, но если мне сейчас закажут любое сочинение на любую тему, я чувствую, что смогу <…> Кроме того, отец как-то высказал важную мысль: ты должен всех слушать и у всех учиться, даже у плохих, это полезно. Его советом я пользуюсь до сих пор: учусь каждый день, каждый концерт. <…> Но я считаю так: ребята, чем больше вас идет в Электротеатр Станиславского, чем больше сочинений, где пилят скрипку и сжигают рояль, тем больше у меня будет реальных заказов с большими деньгами».

Итоги 2015 года: Книги

Газета подводит итоги книжно-музыкального 2015 года — Года литературы в России. В итоговой статье отмечаются его главные вехи: Книжный фестиваль на Красной площади и ярмарка «Non fiction»; разрушительный пожар в библиотеке ИНИОН РАН и новые тенденции в книгоиздании.

Особый проект Года литературы — специальный номер газеты «Музыкальное обозрение» Книги»: беспрецедентный проект, посвященный книжному музыкальному рынку. Были представлены: около 150 книг, 134 автора, 47 подробных рецензий, 24 издательства. Охвачен общий тираж — 300 000 экз., общее количество страниц — 60 000.

Отдельным проектом номера стало аналитика юбилейного года П. И. Чайковского в России и за рубежом, в том числе — книжных изданий о Чайковском в России и за рубежом.

На страницах этого тематического выпуска выступили одни из главных игроков книжного процесса в нашей стране: Ирина Прохорова, главный редактор издательства «НЛО», и Марина Каменева, директор наиболее успешного книжного магазина «Москва».

В целом, как отмечает книжный обозреватель «МО» Екатерина Ключникова, «вопреки проблемам и пессимистическим прогнозам, связанным с кризисом 2015 года, в сегменте интеллектуальной и музыкальной книги не наблюдалось ни спада, ни стагнации. Русскоязычная библиотека по музыке обогатилась важными новинками, что приятно отличает нынешний год от предыдущего. Можно говорить о стабильном интересе и устойчивом производстве. Общая тенденция в музыкальной сфере — музыкальная тематика окончательно перестала быть приоритетом профессиональных издательств. Она естественным образом включается в культурологические и просветительские проекты малых и больших издательств».

Итоги 2015 года: Балет

Как пишет балетный обозреватель «МО» Екатерина Беляева, «Год 2015-й прошел под знаком масштабных международных фестивалей и знаковых гастролей в двух столицах. Приметы года: плотная сетка премьер в театрах-хэдлайнерах — Большом, МАМТе, Пермском и Екатеринбургском балетах, Балете Москва. Целая серия мастерских современной хореографии в Петербурге, Екатеринбурге и Москве. Но также заметный постановочный спад в остальных провинциальных труппах, которые довольствовались в лучшем случае неискусными творениями своих худруков.

Сценка из балета И. Демуцкого «Герой нашего времени», ГАБТ

Продолжились поиски формы нового типа многоактного спектакля: дизайнерского, интерактивного, с включениями кино, драмы, элементов камерного концерта…».

Отмечены спектакли «Герой нашего времени» Большого театра (режиссер К. Серебренников, балетмейстер Ю. Посохов, композитор И. Демуцкий), «Тщетная предосторожность» (балетмейстер С. Вихарев) и «Занавес» (балетмейстер В. Самодуров) Екатеринбургского театра оперы и балета, «Лебединое озеро» Пермского театра оперы и балета (балетмейстер А. Мирошниченко). Общий вывод: основные события балетной жизни традиционно проходят в Москве и в меньшей степени Санкт-Петербурге, а за пределами двух столиц явный лидер — Екатеринбург, к которому отчасти примыкает пермский балет Остальная Россия с каждым годом все больше отстает от городов и трупп-хэдлайнеров балетного процесса.

Опера/премьера

«60 оттенков белого». В Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Жюля Массне «Манон» (режиссер Андрейс Жагарс, дирижер Феликс Коробов). Спектакль продолжает достаточно богатую «французскую» линию в репертуаре театра. Да и «Манон» для МАМТа, как пишет в своей рецензии Екатерина Ключникова, вовсе не чужая «дама». Ее ставили здесь в 1973,
а сейчас параллельно идет одноименный балет К. Макмиллана на музыку Массне, составленную из его различных произведений. В 1998 здесь поставили «Таис» (реж. Б. Покровский и дир. В. Зива), в 2009 — «Вертера» Массне, в 2007 — спектакль Парижской оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (дир. М. Минковски), в 2015 — «Медею» Л. Керубини.

«…Спектакль производит впечатление. Во-первых, благодаря прекрасному звучанию и интерпретации оркестра. Это, пожалуй, главное достижение спектакля. Бархатный звук, теплая лиричность, тонкость звукоизвлечения, ансамблевая игра — заслуга музыкального руководителя и дирижера Феликса Коробова. Именно оркестр и дирижер создают сквозную драматургию (хотя и пришлось сделать для этого купюры и выпустить обязательную для grand opera балетную интермедию).

Вторая причина, убеждающая в актуальности спектакля, заключена в главной идее и пафосе «Манон». Плоть от плоти французской ментальности, опера повествует обо всех проявлениях любви, проходящей через множество испытаний, побеждающей церковь, тюрьму, смерть, «медные трубы» и злато. Любовь понимается Массне как высшая религия. Оттого и главные герои, которые по-настоящему влюблены и чисты помыслами, одеты в белое. «Манон» — гимн любви, светлый и возвышенный. И это то, чего так не хватает в современном хаосе и бесконечном потоке негативных впечатлений. Поэтому культуртрегерство театра, постоянно расширяющего оперные горизонты отечественного слушателя, наполняется важным этическим посылом».

«Охота на “Лисичек”. Уникальным событием была отмечена первая половина оперного сезона в Москве: сразу в двух театрах поставили оперу Леоша Яначека «Приключения Лисички-плутовки» — Камерном музыкальном театре им. Б. Покровского и Детском музыкальном театре им. Н. Сац.

Театр им. Б. Покровского назвал спектакль «Лиса-плутовка» с подзаголовком «Сказка для взрослых», ориентируясь на взрослых любителей оперных редкостей (музыкальный руководитель Г. Рождественский, режиссер М. Кисляров).

А в Театре им. Сац опера идет под названием «Лисичка. Любовь» с возрастным цензом «12+» в расчете на привлечение тинэйджеров (режиссер Г. Исаакян, автор редакции и музыкальный руководитель Е. Бражник). Единственное, что роднит их — это исполнение на русском языке. Работа в театре Сац вышла на две недели раньше. Но, по сути, можно говорить о двух равноправных премьерах (с разными переводами, где отличаются даже имена героев). В центре концепции «взрослого» театра — «беспристрастный ход жизни, который не в силах изменить человек. Счастье оборачивается горем, надежда сменяется отчаянием, любовь — разочарованием, а жизнь — смертью. <…> В спектакле Исаакяна акцент сделан на созидающем чувстве любви, примером чему становится жизнь Лисички. Как и в любой детской сказке, добро побеждает, а злые, глупые герои получают по заслугам» (автор рецензии — Екатерина Ключникова).

«Анна — Марина». Премьера оперного диптиха ростовского композитора Леонида Клиничева в постановке московского режиссера и сценографа Андрея Сергеева в Нижегородском театре оперы и балета — важнейшее событие в жизни театра, в прошлом году отметившего 80-летие.

Диптих Л. Клиничева посвящен трагическим судьбам двух великих русских поэтов ХХ века — Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Обе оперы можно назвать бессюжетными (в особенности «Анну»): конкретной канвы событий в привычном понимании нет. Только стихи, проза и вокальные фрагменты на стихи Ахматовой и Цветаевой. Либретто составлено самим композитором (и в «Марине» дополнено режиссером) из стихов, писем и дневников поэтов.

Помимо героинь, на сцене — ни одного персонажа. Сценография предельно лаконична. «Так же, как и образы столь не похожих друг на друга Ахматовой и Цветаевой, у Сергеева противопоставлены и два пространства в двух частях спектакля: открытое, напоминающее Египетскую набережную Петербурга с одинокой мраморной стелой на первом плане (белое) и закрытое — угол-тупик елабужской избы (черное). Движение рассветного неба в первой части постановщик трактует как приятие страдания Анной, а движение того же небосклона в обратную сторону во второй части — как отказ Марины от него и погружение в бездну» (Андрей Хрипин, обозреватель «МО»).

Рецензия на спектакль «Анна — Марина» дополнена краткой информацией об истории Нижегородского театра оперы и балета и главных событиях сезона 2015/2016.

Балет

«Нет повести печальнее на свете…». «МО» публикует рецензию балетного обозревателя Екатерины Беляевой на спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета «Ромео и Джульетта». Спектакль поставлен главным балетмейстером театра В. Самодуровым к 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева:

«Прокофьев детально живописал частную историю веронских любовников, которая разворачивается на фоне тотальной войны влиятельных городских кланов, нового витка конфликтов между папой и императором Священной римской империи и расколом внутри самой католической церкви, но через частности и мимолетности вышел на уровень философского осмысления времени, общества и человека.

Насколько свободен мог быть на самом деле человек, ставший у гуманистов мерилом всех вещей, а на деле, как и прежде встроенный в жесткую схему социальных и духовных скреп? Самодуров попробовал оттолкнуться напрямую от музыки Прокофьева и поднятых им тем, минуя 80-летнюю традицию сценических интерпретаций балета…».

In Memoriam

Опубликованы некрологи эстонского дирижера, народного артиста СССР Эри Класа,

Эри Клас

главного дирижера Омского (1966–1976) и Ростовского (1976–1992) симфонических оркестров, профессора Ростовской консерватории Семена Когана, выдающегося тенора, солиста Мариинского театра Гегама Григоряна, дирижера Новосибирского театра оперы и балета Александра Большакова, журналиста и театрального критика Дмитрия Циликина.

Образование

В номере опубликован отчет Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова об итогах 2014/2015 учебного года и первой полвины 2014/5/216 учебного года. Одним из главных событий прошедшего года в жизни и деятельности вуза стал традиционный фестиваль «Ростовские премьеры», о котором в своей статье рассказывает ректор РГК профессор Михаил Савченко.

100 лет назад

События, факты, курьезы музыкальной жизни России начала 1916 года, представленные на страницах «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена — в традиционной рубрике «Рифма в 100 лет».

«Архангельск. Городская дума, по ходатайству духовенства, большинством 19 против 15 постановила закрыть единственный в городе театр. Ходатайство о закрытии театра мотивировал в думе священник Попов. Он говорил о близости театра к трем храмам и о том, что на месте театра некогда были монастырь и кладбище, на котором, по преданию, находятся мощи угодников. При возбуждении этого ходатайства в думе архиерей вызвал к себе некоторых гласных и просил их поддержать ходатайство».

Конкурсы

Газета печатает информацию о конкурсах, проходящих в России под патронатом Ассоциации (Объединения) директоров музыкальных конкурсов (АМКР).

Итоги: «Музыкальная шкатулка» (Верхняя Салда Свердловской обл.), баянистов и аккордеонистов «Югория» (Сургут), вокалистов «Янтарный соловей» (Калининград), хоровых дирижеров имени С.Г. Эйдинова (Магнитогорск), юных пианистов им. А. Бакулова (Новоуральск Свердловской обл.).

Условия конкурсов 2016 года: «Дни Бетховена в Москве», музыки С.В. Рахманинова (Санкт-Петербург), «Шедевры русской музыки» имени Н. Шпиллер (Москва), юных вокалистов на приз Ольги Сосновской (Сыктывкар).

Газета информирует о кадровых изменениях в учреждениях культуры. В Саратовской консерватории ректора Льва Шугома, ушедшего с должности по достижении 70-летнего возраста, сменил Александр Занорин (с приставкой и.о.). И.о. директора ЦМШ при Московской консерватории назначен Валерий Пясецкий, сменивший Владимира Овчинникова, у которого закончился пятилетний контракт.

Директором Приморской краевой филармонии назначена Анна Алеко, ранее работавшая начальником Департамента культуры Приморского края.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике