Вышел в свет № 11 (391, 392) 2015 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел в свет № 11 (391, 392) 2015 национальной газеты «Музыкальное обозрение»

В номере:

«Мариинка раз, два, три, четыре?..». На заседании Попечительского совета Мариинского театра объявлено о том, что с 1 января 2016 года Приморский театр оперы и балета становится Приморской сценой — филиалом Мариинского театра, и о проведении в 2016 в России Года Прокофьева.

«Объединение Профессионалов»: Шестая конференция Ассоциации (объединения) музыкальных конкурсов.

«Любовь, коварство и вендетта». «Роделинда» Генделя — впервые в России, в копродукции Большого театра и Английской национальной оперы.

«Эшпай Непобедимый». 8 ноября на 91-м году жизни скончался выдающийся композитор, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Яковлевич Эшпай.

 

Власть и культура/Музыкальный театр

9 декабря в Кремле под председательством Владимира Путина прошло заседание Попечительского совета Мариинского театра. На нем было объявлено, что с нового года Приморский театр оперы и балета станет Приморской сценой — филиалом Мариинского театра. Таким образом, «империя Валерия Гергиева» расширяется на Восток. Теперь, помимо трех сцен в Петербурге, к ней присоединился недавно открывшийся театр оперы и балета во Владивостоке.

В. Путин: «Хочу поблагодарить маэстро Гергиева за то, что он откликнулся на наши, в том числе и мои, просьбы, обратил внимание на Дальний Восток. Насколько я пониманию, планы в отношении этой площадки весьма солидные. Это и расширение гастрольных обменов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и проведение международного музыкального фестиваля в Приморье по аналогии с петербургскими «Белыми ночами. <…> Особенно важными представляются инициативы, адресованные подрастающему поколению, которые привлекут в театр молодежь, студентов».

Еще один вопрос, обсуждавшийся на заседании, — предстоящее 125-летие со дня рождения С.С. Прокофьева. Президент отметил, что Мариинский театр уже готовит большую программу, посвященную великому композитору, которая объединит под именем Сергея Прокофьева музыкальные события высочайшего уровня в России и во всем мире.

В. Гергиев: «Мне кажется, дело чести всех российских музыкантов, да и государства по-настоящему отметить Год Прокофьева, сделать все, чтобы те, кто еще не подозревает, насколько прекрасен мир его музыки, получили такую возможность в течение 12 месяцев в следующем году и никогда больше не расставались с этим ощущением принадлежности к его великолепной музыке, — сказал В. Гергиев. — Хочу всех пригласить 23 апреля либо в Москву, либо в Петербург, это день рождения Прокофьева. Мы начнем в Москве с утра, переместимся в Петербург, все наши выступления будут транслироваться во многих странах».

Проект

В этом номере «МО» начинает публиковать итоги мониторинга симфонических оркестров России сезона 2014–2015 гг. Мониторинг проводится в 13-й раз. За эти годы в нем приняли участие практически все симфонические оркестры страны. Информация, публикуемая на страницах «МО», вызывает колоссальный интерес всех заинтересованных лиц: оркестрантов, дирижеров, директоров и администраторов оркестров, солистов, директоров филармоний.

Аналитические материалы и статистические выкладки, публикуемые газетой, становятся пищей для размышлений и сравнений; стимулируют обмен опытом, творческие поиски коллективов и их руководителей.

Мониторинг «МО» способствует объединению оркестрового пространства России. Участие в нем позволяет каждому коллективу чувствовать себя полноправным членом сообщества российских музыкантов.

«Музыкальный диалог»

В газете подводятся итоги конференции «Россия — Польша: музыкальный диалог», прошедшей в Москве, в Государственном институте искусствознания 16–17 ноября.

Впервые в новейшей истории представители России и Польши собрались в Москве, чтобы продолжить диалог музыкантов и музыкальных культур двух стран.

Организаторы Конференции — Государственный институт искусствознания, Институт Адама Мицкевича в Варшаве, национальная газета «Музыкальное обозрение».

Конференцию открыли высокие гости: специальный представитель Президента РФ по вопросам международного культурного сотрудничества Михаил Швыдкой, посол Польши в России Катажина Пэлчинска-Налэнч,

В программе — доклады российских и польских музыковедов, концерт симфонического оркестра Sinfonia Varsovia под управлением К. Пендерецкого (солисты Н. Борисоглебский и М. Рысанов), джазовый концерт, выставка фотографий и коллажей А. Устинова.

Центральное событие — презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Первая постановка в России» (премьера состоится 15 сентября 2016 года в Екатеринбургском театре оперы и балета). С сообщениями выступили кураторы проекта директор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета Андрей Шишкин и главный редактор «МО» Андрей Устинов, консультант проекта, руководитель группы экспертов Института Адама Мицкевича в Варшаве Александр Ласковский. 

Событие

Один из ключевых материалов номера посвящен прошедшей во время Конкурса им. П.И. Чайковского VI конференции Ассоциации (Объединения) музыкальных конкурсов. В ней приняли участие представители более 20 российских и международных конкурсов, проводимых в нашей стране, известные музыканты и педагоги — члены Совета АМКР: Ф. Липс, М. Хохлов, В. Овчинников, А. Марченко.

Встреча проводилась к 15-летию Ассоциации и 25-летию газеты «Музыкальное обозрение».

Участники конференции подчеркивали объединяющую роль АМКР, значение ее деятельности как организатора российского конкурсного пространства.

В выступлениях прозвучали важные предложения по совершенствованию  конкурсного дела в нашей стране, по категоризации и классификации музыкальных конкурсов в России.

Было принято решение создать на базе Ассоциации (Объединения) рабочую группу по разработке Положения о музыкальном конкурсе, совместно с Министерством культуры РФ и Союзом концертных организаций России.

Филармоническая жизнь

Газета публикует материалы о фестивалях, проведенных филармониями в регионах России: Екатеринбурге («Безумные дни», «Евразия», «День Чайковского»), Курске (к 100-летию Г.В. Свиридова), Нижнем Новгороде («Новые имена»).

Конкурсы

Газета подводит итоги Второго Всероссийского музыкального конкурса по специальностям «Хоровое дирижирование» и «Оперно-симфоническое дирижирование», особое внимание — дирижерам-симфонистам.

Председатель жюри, народный артист СССР Юрий Симонов: «Решение о неприсуждении 1-й премии было принято сразу и единогласно. Мы не смогли выделить из 20 дирижеров одного, у кого в комплексе оказались бы достаточно развиты все необходимые компоненты дирижерской профессии. У нас не было фаворита».

Опубликованы итоги и условия конкурсов, проходящих в России под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов (в Новоуральске, Рязани, Санкт-Петербурге, Челябинске).

Опера/премьера

В Большом театре во второй раз в его  истории  поставлена опера Г.Ф. Генделя. «Роделинда» — копродукция Большого театра и Английской национальной оперы (дирижер Кристофер Мулдс, режиссер Ричард Джонс).

По мнению главного «генделеведа» России, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Ларисы Кириллиной, «В отличие от множества композиторов, одержимых идеей сиюминутного успеха, Гендель создавал музыку, наделенную огромным запасом прочности. Она способна выдержать любые интерпретации, кроме скучной. Московская «Роделинда» не лишена шероховатостей, но скучной ее назвать невозможно».

Юбилей

Исполнилось 50 лет художественному руководителю и главному дирижеру Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александру Сладковскому.

«МО» подробно рассказывает о пяти годах работы А. Сладковского в Татарстане, его юбилейном сезоне, подготовке к 50-летию ГСО РТ (юбилей будет отмечаться в 2016 году).

Образование

Отметила 70-летие Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова. В газете подробно рассказывается об истории и сегодняшнем дне вуза, о юбилейном фестивале «Казанская консерватория  — ровесница Победы».

In memoriam. Памяти Андрея Эшпая (9.05.1925 – 8.11.2015).

В рубрике «Книги» — новые издания, посвященные Мариусу Петипа, Екатерине Максимовой, Самуилу Фейнбергу, Борису Пастернаку.

«Рифма в 100 лет»: о чем писала «Русская музыкальная газета» Н.Ф. Финдейзена осенью 1915 года. Концерт Сергея Рахманинова памяти Александра Скрябина; попытки запретить исполнение немецкой музыки — Баха и Бетховена; успех «Каменного гостя»; издание романсов Рославца и другие события музыкальной жизни 100-летней давности — на страницах «МО».

Специальный выпуск «МО» № 11 (392) посвящен 80-летию Пермской краевой филармонии.